Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценочная составляющая Я – концепции






Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

1.3 Значение «Я - концепции»

Я-концепция - это одна из мощнейших «5», кот. опосредует стимулы из окружающего мира, предопределяет образ действий людей и является ключевой причиной ощущения ими своей жизни как счастливой или трагичной. Я-концепция выполняет важные функции в жизни человека. По мнению английского психолога Роберта Бернса, она выполняет ряд функций.

Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.

Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя «неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» - проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной - как насмешку.

Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «бедный» - в соответствии с известными ему стандартами поведения «бедного»; «неуспевающий» будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, Я-концепция во многом определяет поведение.

Поскольку Я-концепция - это совокупность установок человека «на себя», то и в ней можно выделить те же аспекты, что и в любой установке.

Когнитивный аспект - убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным. Применительно к Я-концепции этот компонент называют «образ Я» - совокупность представлений человека о самом себе.

Оценочный аспект - эмоциональное отношение к этому убеждению. В Я-концепции - это аффективная сторона представлений о самом себе, называемая «самооценкой» или «принятием себя». Различные черты «образа Я» могут вызывать различные по знаку и интенсивности эмоции. Поведенческий аспект - реакция, кот. может выражаться в поведении. Применительно к Я-концепции этот компонент отражает конкретные действия, реакции, которые могут быть вызваны образом_Я и самооценкой.

Описывая себя, человек использует суждения, которые отражают некоторые устойчивые тенденции в его поведении. Как правило, эти суждения являются ответами на вопросы: Кто я?. Какой я?.

Что я хочу?. Что я могу?. Что мне принадлежит?.

Все эти характеристики входят в Я-концепцию с различным «удельным весом»: одни представляются более значимыми, другие - менее; значимость отдельных суждений может меняться в различном контексте, в разных жизненных ситуациях, в различные периоды жизни. Данные Я-концепции организованы иерархически: есть более общие суждения, включающие в себя более частные. Например, «Я не люблю поэзию», «У меня сильная воля» и «Я - рационально мыслящий человек» могут быть следствиями установки «Я никогда не должен проявлять своих чувств». По мнению основателя сценарного анализа Эрика Берна, некоторые из таких решений могут

41. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Методы исследования психики детей и подростков.

ВП – отрасль ПС, кот. изучает факты и закономерн. психолог. развития чел. на протяж. всей жизни.

Предмет ПС развития включает 4 компонента:

1.Возрастные периоды развития (новорожденность, младенчество, ранее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, взрослый, геронтология)

2.Причины и механизмы перехода от одной стадии к др. (ССР, вед. тип деят., новообразования)

3.Закономерности развития в разном возрасте

4.Темп и направленность псих. развития

Объект изучения ВП — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый чел.

Теорет. задачи:

1.изучение движущих сил, источников и механизмов псих. развития (ПР)

2.изучение периодизации ПР– это комплекс возрастных особенностей на протяжении всей жизни.

3.изучение протекания пс.процессов в разном возрасте

4.изучение возрастных особенностей деятельности

5.изучение закономерностей развития личности чел.

Практические задачи:

1. определение возрастных норм ПР 2. контроль за ПР в детстве 3. психолог. сопровождение возрастных кризисов 4. орг-ция учебно-воспитательного процесса

Периоды в развитии чел.: детство, отрочество, юность, молодость, взрослость, ран. и позд. старость.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.