Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития самосознания. «Я - концепция» и ее структура






Самосознание – осознание чел.ом себя как индивидуальности. Этапы развития самосознания. По В.В.Столину:

1. Уровень органического самосознания (До трех лет). Осознание границ своего тела. (До опред. момента, играя с ногой, может не понимать, что сам себе причиняет боль). К 3-м годам в лексикон входит местоимение «Я» - кот. закрепляет осознанием тождество своей личности.

2. Уровень индивид. самосознания (Дошкольный возраст). Развитие самооценки на основе чужих мнений (родителей и воспитателей). Представления о себе ситуативны, неустойчивы, эмоц. окрашены.

3. Уровень личностного самосознания (Школьный возраст). Сопоставление разных мнений о себе, на их основе выработка собственного мнения.

Самооценка, оценка чел.ом самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе. Это наиболее изучаемая сторона самосознания личности.

Формула связи самооценки:

С.О. = Успех

самооценка Уровень притязаний У.Джеймса

Уровень притязаний – это максимально возможное достижение, на кот. чел. претендует.

Чел. может улучшить представление о себе: увеличивая числитель дроби (добиваясь успеха), снижая знаменатель (снижая притязания).

В результате развития самосознания у чел.а складывается «Я – концепция», представляющая совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности.

Исследования Я – концепции сводятся к четырем основным источникам:

1. Основополагающие подходы Джеймса - первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, «личностное Я» он рассматривал как двойственное образование, в кот. соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них является собой чистый опыт («Я-сознающее»), а др. -содержание этого опыта («Я-как-объект»). «Личностное Я» - это всегда одновременно и «Я-сознающее» и «Я-как-объект».

2. Символический итеракционизм в работе Чарльза Кули и Дж. Мида (рассмотрение теории с точки зрения соц. взаимодействия).Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают др., существенно влияют на его «Я- концепцию».Мидсчитал, что через усвоение культуры чел. способен предсказывать как поведение др. чел., так и то, как этот др. чел показывает наше собств. поведение.

3. Представления об идентичности, развитые Эриксоном. Проблематика «Я-концепции» рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биолог. основе продукт опред. культуры. В теории Эриксона описаны 8 стадий личностного развития и соответствующих изменений эго - идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадий кризисные повороты пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутр. конфликтов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.