Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.






В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:

1. Врожденная способность нерв. клеток коры гол. мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие опред. насыщенность, ориентацию, конфигурацию, длину. Такие клетки наз. клетками-детекторами. Благодаря св-вам своих рецептивных полей, они выделяют в зрит. поле вполне опред. элементы (световые линии конкр. длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты).

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами.

3. Жизн. опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения чел. и частей его тела в пространстве.

В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью чел. ощупывает предмет), ряда др. частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется чел. и сам предмет. Следовательно, восприятие величины коррелирует со степенью сокращения следящих за ним мышц.

Восприятие расстояния до предмета. Аккомодация - настройка глаза на опред. расстояние до фиксируемого объекта. Она осуществляется за счет изменения кривизны хрусталика, особенно его передней поверхности. Кривизна хрусталика зависит от его эластичности и от сил, действующих на его сумку. Аккомодация – это фокус, работает на 5-6 метров. Конвергенция это схождение и расхождение осей глаз между кот. всегда образуется угол, он и несет информацию о расстоянии до объекта, работает до 450 метров. Чел. способен различать объекты на расстоянии до 2, 5 км. При оценке больших расстояний используется информация о взаимном расположении объектов на сетчатке глаза.

Восприятие и оценка движения основаны на последовательном использовании информации, исходяшей из неск. различ. источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, др. оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиолог. аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения. Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления опред. группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Скорость движения оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми «биолог. часами» — опред. последовательностью и ритмикой биолог. обменных процессов, происходящих в организме чел. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биолог. часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Напр., хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная Д. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, кот. заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. Существуют большие индивид., в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душ. и физ. состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

Ошибочное В реальных объектов называется иллюзиями (обман). Различают аффективные (одежда на вешалке кажется грабителем); вербальные (ложное В содержания разговоров др. людей) и перейдолические (узоры на обоях воспринимаются как яркие картины). Галлюцинации – восприятие насыщено не внешними, а внутренними образами.

Иногда при умственном переутомлении у чел. возникает снижение восприимчивости к внеш. стимулам (гипостезия) - все блеклое, застывшее или повышение (гипертезия) - свет ослепляет, запах раздражает.

Восприятие чел. чел. — понятие, использующееся в ПС для обозначения процесса построения образа др. чел., разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни псих. отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики. Первоначально при восприятии незнакомого чел. осн. внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процесса восприятия чел. формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоц. состояниях, кот. очень часто группируются вокруг проф. характеристики личности.

Виды восприятия чел. чел.:

1) эмоциональный – соц. качества приписываются в зависимости от эстетической привлекательности.

2) аналитический – кажд. из элементов внешности связывается с конкретным псих. свойством чел.

3) перцептивно-ассоциативный – чел. приписываются качества внешне сходного с ним чел.

4) социально-ассоциативный – чел. придают качества опред. соц. типа по отдельным внеш. признакам.

Исследование восприятия - испытуемому представлены плоские геометр. фигуры из картона, его задача с закрыт. глазами определить как можно более точно форму кажд. из них, а затем, зарисовать ее.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения — вед. органа чувств у чел. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гешталыппсихологии Одним из первых классификацию факторов, влияющих на орг-цию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрит. поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это св-во проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрит. восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Концепции восприятия (Дж. Локк – первый). Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у чел. от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является рез. научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умств. установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и хар-р складывающихся образов.

Восприятие надо рассматривать как интеллект. процесс, связанный с актив. поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же опред. объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с кот. воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к опред. категории с последующим поиском доп. признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

 

30. Память, ее психологическая характеристика и основные виды памяти. Процессы памяти. Нарушения памяти.

Память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Физиолог. основа памяти - любой вызванный внеш. раздражением нерв. процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нерв. ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде опред. функцион. изменений, кот. облегчают течение соответствующих нерв. процессов при их повторении, а также их повтор. возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Виды:

1) по ведущему анализатору (зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная, вкусовая)

2) по предмет. материалу деятельности (двигат., эмоц., образная, верб., логическая - формулировки, идеи, изречения)

3) по продолжительности протекания процессов:

- кратковрем. характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), кот. теряется из–за поступления нов. информации, и небол. кол-вом воспроизводимых элементов;

- оперативная – вид памяти, обеспечивающий удержание промежуточных материалов, до тех пор пока чел. имеет с ними дело, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной;

- долговрем. характеризуется практически неогранич. временем хранения и объемом хранимой информации;

4) по форме псих. активности (непроизвольная -инфа запоминается сама собой; произвольная)

5) по способу запоминания материала (механическая, смысловая).

Э. Тульвинг к видам долговременной памяти отнес:

- процедурная память, в кот. хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки);
- семантическая память, в кот. хранится систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами;

- эпизодическая память, в кот. хранится информация о целостных событиях, всегда имеющих автобиографический характер, и о связях между ними.

- проспективная память — память на намерения. Заключается в том, что кроме запоминания самой информации, требуется запомнить и время, когда она должна быть затребована.

Процессы памяти (функции)

1. Запоминание начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковрем. память и укрепляется в долговрем. памяти (где происходит анализ и идентификация информации). Запомнить – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. 2 рода ассоциаций: простые (таблица умножения, тополиный пух – снег; зима – лето) и сложные, смысловые (причина- следствие: курение в постели приводит к пожару.

2. Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиограф.) и семантической памяти. В эпизод. памяти хранится информация о различ. событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различ. мыслит. действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные дан. культуре. Семант. память служит своего рода каркасом для событий тек. жизни, кот. хранятся в эпизод. памяти.

Способы организации информации в памяти:

1. пространственная орг-ция, лежащая в основе построения " когнитивных карт" (позволяет установить связи и " опорные точки" в физ. пространстве);

2. ассоциативная орг-ция (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

3. иерархическая орг-ция (кажд. элемент информации относится к опред. уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе кот. она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться 2 путями: узнаванием и воспоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, чел. всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

4. Забывание – процесс, необходимый для эффект. работы памяти. С помощью забывания чел. поднимается над бесчисленным кол-вом конкрет. деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять. Факторы, влияющие на забывание:

- возраст;

- характер информации и степень ее использования;

- интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

- подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Соврем. психологи говорят о мотивированном забывании. С помощью него чел. пытается " уйти" от неприят. сторон той или иной ситуации).

Один из наиболее известных феноменов забывания и сохранения в памяти получил название эффект или феномен Зейгарник, по имени росс. психолога Б.В.Зейгарник, выяснившей достоверность предположения ее науч. руководителя, известного нем. психолога К.Левина.

Пример: было установлено, что кол-во запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало кол-во подлежавших запоминанию завершенных задач. Эффект Зейгарник впервые был открыт и изучен в 20-е годы нашего столетия. В дальнейшем экспериментальная проверка внесла поправки, кот. необходимо учитывать при общей характеристике этого феномена мнемической активности. Выяснилось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминаются завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации - прерванные задания.

По происхождению различают два вида памяти:

генетическую (наследственную) и прижизненную (двигательная, образная (зрительная, слуховая, кинестетическая), эмоциональная, символическая (словесная и логическая) и волевая память).

Качества памяти:

1.Скорость запоминания – кол-во повторений, необходимых для удержания материала в памяти

2.Скорость забывания – время в течении кот. материал храниться в памяти

3.Объем памяти – для совершенно нового материала и материала не имеющего смысла, равен «магическому числу Миллера» (7+/-2)-количество единиц инфы, удерживаемых в памяти

4.Точность – способность воспоизводить без искажений

5.Мобилизационная готовность – умение припомнить нужный материал в нужный момент






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.