Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федьков Г.С.






Аннотация: С распадом Советского Союза в ряде стран бывших союзных республик существенной ревизии подверглись ценности старших поколений, носившие ярко выраженный интернациональный и патриотический характер. Существующая в белорусском обществе межнациональная стабильность является не чем иным как проявлением патриотизма народа, стремления к справедливости. Однако, для устойчивого развития государства необходимы сознательные и целенаправленные усилия всех субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе и школьного предмета «Изобразительное искусство», направленные на формирование у подрастающего поколения патриотических чувств. В данной статье освоение школьниками специфического языка искусства сориентировано на понимание его как части человеческой культуры, приобщение к которой способствует осознанию подрастающим поколением красоты природы родного края, знакомству с героическим прошлым своего народа, пониманию его духовной красоты. Показана необходимость развития в практической художественной деятельности органов внешних чувств детей как проводников эстетических впечатлений, необходимость накопления опыта общения школьников с прекрасным в действительности и искусстве.

Ключевые слова: художественное воспитание, художественное восприятие, изобразительное искусство, духовная культура, эмоциональная отзывчивость, язык искусства.

Художественное воспитание в общеобразовательной школе представляет собой процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им. Однако эффективность его воспитательного воздействия во многом зависит от культуры художественного восприятия. Учёный, педагог, художник Б.М. Неменский считает, что задача общеобразовательной школы в области преподавания изобразительного искусства – учить искусству видеть и изображать увиденное; понимать изображённое, украшенное, построенное; видеть искусство в окружающей жизни; видеть богатство, разнообразие красоты. Очень часто люди смотрят, но не видят, даже не догадываясь об этом (1, с. 127-132).

В научной литературе восприятие рассматривает как прямое отражение предметов действительности в сознании человека, формирование их «целостных» образов. Такое восприятие (перцепция) даёт человеку информацию об объектах действительности, их материальных свойствах, строении, связи с другими объектами. Произведение искусства, как материальный предмет, также воздействует на наше зрение, отражается психикой, но этим перцептивным актом художественное восприятие не ограничивается. Воспринимая картину, мы не стремимся узнать о свойствах холста, красок и т. п. Художественному восприятию перцепция этого предмета необходима для более сложного, протекающего на интеллектуальном уровне психики процесса постижения идеи, заложенной в произведении, в постижении художественного образа. Таким образом, важная роль в художественном восприятии принадлежит интеллектуальному постижению значения выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов. Это даёт основание активно использовать его воспитательные возможности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. При этом ошибаются те педагоги, которые видят в произведении искусства только предмет эстетического наслаждения, не учитывают его возможности в формировании духовно богатой личности школьника.

Целью данной статья является исследование возможностей художественного воспитания школьников на занятиях по изобразительному искусству.

Нам предстоит решить следующие задачи: 1) изучить научно-методическую литературу; 2) на основании педагогического опыта определить условия, влияющие на эффективность художественного воспитания школьников в процессе восприятия искусства.

Восприятие на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе решает три основные задачи: 1) развитие способности эмоционального переживания в связи с содержанием произведения и умения выразить своё отношение к нему в беседе с окружающими – с учителем, одноклассниками; 2) развитие умения различать средства художественного выражения и понимать их роль в создании автором художественного образа; 3) формирование знаний и представлений об искусстве и художниках.

Формируя способность эмоциональной отзывчивости, эмоционального переживания школьниками содержания произведения искусства, необходимо воспитывать представления у детей об изобразительном искусстве, которое отражает жизненные события свойственным ему языком (цвет, форма, композиция, освещение, объём и т.д. Важно показать учащимся, что художник не просто рассказывает интересные сюжеты, а выражает своё отношение к изображаемому, передавая его специфическим языком искусства: в живописи – это композиция, цвет, форма; в графике – линия, штрих, пятно, точка; в скульптуре – движение, пропорции, жест, объём; в декоративно-прикладном искусстве – цвет, узор, ритм.

Как показывает практика, формирование у школьников умения выразить своё отношение к произведению искусства является необходимой и сложной задачей восприятия искусства. Решение её связано не только с опытом общения школьников с произведениями искусства, но и с имеющимся у них жизненным опытом, с тем багажом гуманитарных знаний, который они приобрели на других школьных предметах, и, конечно, с уровнем их художественных знаний, умений и навыков в области практической художественной деятельности. Практическая художественная подготовка в художественном воспитании школьников является основополагающей. Она развивает у них умение видеть сложные цветовые оттенки, гармонию цветовых сочетаний, красоту форм, пропорций, движений и т. п.

В ходе анализа сюжета произведения необходимо обращать внимание учащихся на роль цвета, выразительность композиции, психологическую характеристику, изображённых в картине людей и т. д. в раскрытии замысла произведения. Полезны, на первых порах общения школьников с произведениями искусства, высказывания учителем своего мнения о произведении.

Знакомя школьников с трудом художника, необходимо подчеркнуть, что не одним умением хорошо рисовать и писать создаются настоящие произведения искусства. Кроме умения изображать, художник обязан думать, мыслить, чувствовать. При этом мыслить глубже, чем заурядный зритель, чувствовать горячее.

Следует сказать, в процессе восприятия искусства решаются три основные проблемы: 1) дидактическая; 2) культурологическая; 3) воспитательная. Дидактическая - связана с обучением школьников решению в собственной практической художественной деятельности основных групп учебных художественных задач – композиция; форма, пропорции, конструкция; цвет (освещение); пространство; объём. Культурологическая – приобщение школьников к произведениям искусства как части общечеловеческой культуры. Воспитательная – формирование мировоззрения школьников, убеждений, способов поведения и деятельности.

Прежде, чем привести школьников на выставку, необходимо чётко определить учебно-воспитательные задачи экскурсии и те произведения, на которые следует обратить внимание школьников. Полезно в процессе восприятия картин использовать знания школьников, полученные ими не только на уроках изобразительного искусства. Важно проинструктировать учащихся как себя вести в пути следования до выставочного зала и – на выставке картин. Однако, чаще всего выполнение задач восприятия искусства учителю приходится выполнять по репродукциям с картин, предлагаемых школьной программой в условиях класса.

Взаимосвязь дидактических, культурологических и воспитательных задач в процессе восприятия школьниками искусства обусловлена специфическим языком изобразительного искусства. Вряд ли имеет смысл развивать способность эмоционально переживать содержание произведения, если у ребёнка не развита восприимчивость к цвету, если он не видит красоту форм, движений, пропорций и т. п. В тоже время способность различать цвета и их оттенки, как показывает наш опыт, можно эффективно развивать в процессе восприятия произведений живописи. Так, например, чтобы избежать штампов (типа: небо голубое, трава зелёная, вода синяя) характерных для детских рисунков, мы в процессе объяснения нового материала, анализируя цвет натурных объектов, которые следует нарисовать школьникам, обращаем их внимание на то, как аналогичные предметы изображал художник. Например, перед тем как нарисовать небо, мы наблюдаем его из окон класса. Предлагаем школьникам установить какое небо по цвету, где оно более светлое, в зените или ближе к линии горизонта, где небо теплее и где холоднее. Закрепление полученных наблюдений осуществляем по репродукциям с картин художников и в практической художественной деятельности. Так, установив цвет неба в природе, обращаем внимание школьников на то, какие краски смешивал художник, чтобы получить аналогичный цвет неба на своей картине. Используя метод зрительного диктанта, вместе со школьниками смешиваем те краски, которые соответствуют цвету неба, в момент его изображения. Заметим, добиваясь сложности цветовых оттенков необходимо учитывать возрастные особенности детей и их подготовленность к подобной работе, и, конечно, цвет неба на репродукции, должен соответствовать реальному состоянию цвета неба в природе. Чтобы закрепить полученные зрительные представления, можно предложить детям игру " Составь цвет неба". Для этого нам понадобятся заранее приготовленные цветные карточки, разложив которые в определённой последовательности, школьники получат цвет неба, изображённого на репродукции. В зависимости от степени готовности к подобной работе игу можно усложнять. Например, добавить в стопку карточки, цвет которых не соответствует цвету неба на репродукции.

Если на уроке школьники рассматривают несколько картин, на которых небо изображено в разное время суток или в разные погодные условия, то можно предложить игру: " Небо в разное время суток". Игрок выбирает приготовленные учителем цветные карточки и раскладывает их в такой последовательности, чтобы они имитировали изменение цветового тона неба при разных погодных условиях, в разное время суток. Таким образом, организация восприятия школьниками произведений изобразительного искусства может быть тесно связана не только с воспитательными, но и с дидактическими учебными задачами.

Известный советский учёный, художник и искусствовед Н.Н. Волков, исследуя условия, необходимые для полноценного восприятия произведений искусства выделял здесь три группы факторов, влияющих на процесс восприятия картин. Это – 1) внешние условия: а) настроенность, б) подготовленность, в) установка зрителя; 2) разъяснение зрителю картины, в частности, разъяснение её идеи и средств выражения; 3) он указывал, что для полноценного восприятия необходимо так показать картину, чтобы в ней действовал и: а) колорит, и б) почерк мастера, и в) мелкие детали, чтобы не доминировала в процессе восприятия только г) сюжетная сторона. В противном случае зритель приучается видеть в картине всего лишь информационный аспект (2). Соглашаясь в целом с этим высказыванием и исходя из собственного многолетнего педагогического опыта работы в учреждениях образования разного типа заметим, в условиях общеобразовательной школы не следует пренебрегать информационным аспектом в процессе восприятия школьниками произведений искусства. Обратимся к примерам. (В статье мы использовали репродукции с картин известных художников: И. Левитана («Владимирка»), В. Бялыницкого-Бирули («Сумерки юного мая»), М. Савицкого («Поле»), И. Стасевича («Сын полка. В.Д. Дончик»), Л. Дударенко («Дядька Кастусь и тётка Аннета. (Колхозные пенсионеры), С. Катковой («Полевые цветы»), Я. Роздзяловской («Мальвы»), доступные широкому кругу потребителей альбомы произведений искусства, имеющиеся в наличии и в общественных библиотеках, и в продаже). В процессе восприятия произведений живописи предстоит понять замысел художника, какими средствами и приёмами он добивался его выполнения. Выполняя эту задачу необходимо использовать впечатления школьников от встречи с искусством, настроение, отношение к произведению, имеющийся у них художественный опыт, вкус, знания основ изобразительного искусства. В этой работе важно показать учащимся, что в картине нет ничего лишнего, всё подчинено замыслу, всё держится на основе единства содержания и формы.

Известный русский художник И. Левитан, возвращаясь с охоты, во время пребывания в 1892 году в пушкинском Болдине, вышел на тракт близ Городка Владимирской губернии, по которому водили в Сибирь каторжан. Эта встреча произвела глубокое впечатление на художника, отразила остроту социальной отзывчивости живописца, его невесёлое знание о бесправии и вековых горестях простого народа. (За несколько лет до создания картины «Владимирка» перестала быть главной дорогой осуждённых на каторгу, в 1890-е годы каторжан стали отправлять по железной дороге). Однако память о «звоне кандальном» определила образный строй левитановского полотна (3).

В процессе восприятия картины мы обращаем внимание школьников, какими средствами добивается художник возникновения у зрителя невесёлых дум. Это, прежде всего, пасмурное небо с плывущими по нему серыми облаками, обесцвеченная непогодой безлюдная земля, просторы которой оживлены маленькой, одинокой фигурой странницы, с молитвой обратившейся к иконе на придорожном столбике. Вместе с тем чувство тоски и одиночества не становятся в картине господствующими. Картина наполнена и любовью художника к бескрайним просторам, полям и лесам, раскинувшимся под высоким небесным сводом. Пасмурный колорит произведения, при внимательном рассмотрении, обнаруживает приглушенные серым тоном богатство и нежность цветовых сочетаний (охристых, голубых, зелёных красок). Значительность социально-исторического и психологического содержания работы достигается исключительно пейзажными образно-ассоциативными средствами, композиционным и цветовым решением, которые вызывают у зрителя гнетущее настроение.

В процессе восприятия школьниками картины необходимо помочь им раскрыть идейный замысел, тему, сюжет, композицию, цветовое решение. Мы начинаем анализ произведения с того, что работа над картиной (композицией) начинается с замысла, возникающего на основе миропонимания художника, жизненных наблюдений, переживаний. Художник отбирает из своего жизненного опыта те темы, которые его волнуют. В процессе работы над картиной замысел может меняться, уточняться, а при окончании работы может резко отличаться от первоначального. Когда мы смотрим картину И. Левитана «Владимирка», то отчётливо понимаем её замысел – драма человеческих судеб, выраженная посредством художественного образа. Формат холста, соотношение в картине неба и земли, пейзаж, маленькая фигурка странницы, цветовое решение – всё направлено на композиционное единство картины, всё работает на одну цель – показать драму людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Анализируя пейзаж «Сумерки юного мая» В. Бялыницкого-Бирули, стремимся помочь школьникам понять, чем руководствовался художник, выбирая этот мотив, что привлекло его именно в этом состоянии природы. Решая задачу образной передачи весенней природы, художник уверенными, энергичными мазками показал пробивающуюся сквозь прошлогоднюю траву первую зелень. Пейзаж вызывает у зрителя чувство свежести, бодрости, надежд, которые пробуждает начало весны. Подчёркивает это состояние и то, что картина наполнена воздухом. Немного больше половины её плоскости занимает «лёгкое» весеннее небо, и это светлое пятно, расстилающееся над тёмной землёй, создаёт впечатление воздушности, простора, которое усиливается и тем, что направление просёлочной дороги идёт вглубь, по диагонали вправо. В результате – убедительная, поэтичная передача природы, оживающей после зимнего сна.

Анализируя картину важно обратить внимание школьников на способы нанесения краски на холст, что также помогает раскрыть её содержание. Этот способ связан с восприятием цвета и с его воздействием на зрителя. Цвет на картине меняется в зависимости от характера мазка: рыхлого, плотного или прозрачного. Спокойная, заглаженная фактура производит совсем иное впечатление, чем бравурный, объёмный мазок, благодаря которому можно передать не только градации цвета, но и движение. Сравнивая разные произведения живописи, следует подчеркнуть, что характер кладки мазка носит печать индивидуального почерка художника.

Выбранная художником тема (чаще выражена в названии произведении) конкретизируется в сюжете (тематическая картина), в мотиве (пейзаж), в облике человека (портрет), в постановке натюрморта (жанр натюрморт). Например, тема картины М.А. Савицкого «Поле» - гибель героев в неравном бою. В качестве сюжета взята сцена рукопашного боя воинов Красной армии с немецко-фашистскими захватчиками (сюжет – определённое событие, сцена, взятые художником для раскрытия темы произведения). Клинообразным тёмным потоком в хлебное поле вторгается враг. Происходит трагическая схватка молодых воинов с оккупантами. В ней отчётливо воспринимается противоборство напирающих чёрных вражеских фигур и светлых, как солнечный хлеб, воинов Красной армии. Композиционная схема картины построена на противоборстве двух пирамид: тёмная – вершиной к зрителю – фашисты и светлая – вершиной от зрителя – наши воины. Тела павших воинов, расположенные на первом плане, расширяют её основание. Этот композиционный приём позволяет художнику убедить зрителя на ассоциативном уровне, что, несмотря на трагический исход схватки для наших защитников Отечества, на смену павших героев придут новые, мощь и сила которых сметёт всю «нечисть» с хлебного поля, с родной земли. Цветовой строй картины построен на контрасте тёмного (небо и вражеские воины) и светлого – хлебное поле, как символ жизни, и воинов Красной армии. Картина воспевает духовную красоту народа в годы военных испытаний, не покорившихся врагу, не пожалевших своей жизни во имя спасения Родины.

Убитые воины чётко рисуются на фоне примятых колосьев. Они прекрасны: красивы их лица и руки, поверженные тела не потеряли гордой осанки. Рядом изображены скрюченные тела фашистов. Художник не показывает их лиц ни живых, ни мёртвых. Их нет в картине, поскольку они «нелюди», поскольку их «чёрные» намерения обречены. В символико-обобщённом, эпическом строе картины изображённый сюжет воспринимается зрителем как битва героев с тёмными силами (4). Таким образом, в процессе восприятия картины школьники познают не только её художественную ценность, но и знакомятся с героическим прошлым своего народа.

Работа над картиной, объясняем мы школьникам, – это, прежде всего, работа над композицией. Слово «композиция», в переводе с латинского, означает сочинение, составление, связь. В этом смысле можно сказать, что композиция – неразрывная, пластическая связь всех элементов картины. Работа над композицией – это фактически вся работа над картиной. Знакомя школьников с процессом создания картины, важно отметить, что художник прежде определяет формат (вертикальный, горизонтальный, округлый и т. п.), размер полотна, расположение основных элементов точку зрения, уровень горизонта, цветовой строй картины, выделяет главное в ней.

Выразительность образов во многом зависит от точки зрения, уровня горизонта. Выбор уровня горизонта зачастую определяется образностью произведения. Высокая линия горизонта в картине М. Савицкого «Поле» позволяет художнику сузить рамки картины, приблизить зрителя к происходящему в ней, стать как бы соучастником боя. В тоже время низкая линия горизонта (В. Бялыницкий-Бируля «Сумерки юного мая») позволяет передать в картине глубину и пространство, вызывает ощущение простора.

Основное действие в произведении определяет композиционный центр – главный узел картины, связывающий по смыслу воедино все её части, который не всегда совпадает с её геометрическим центром.

В образном строе картины большое значение имеет движение, его направление. При этом важно учесть и расположение элементов картины (деталей пейзажа, фигур). Движение в картине И. Левитана «Владимирка» идёт от зрителя к линии горизонта, подчёркивая, таким образом, не только пространство, но и бесконечность пути, который суждено одолеть не всем каторжанам. Движение в произведении «Поле» М. Савицкого направлено по диагоналям и сталкивается в композиционном центре картины, концентрирует внимание зрителя на кульминационном моменте боя.

Рассказ в картине – это не просто показ определённого действия, но и портретная характеристика героев произведения, и «описание» ландшафта, интерьера, различных предметов, связанных с происходящим в картине и участвующих в раскрытии замысла художника. В названной картине мы отчётливо воспринимаем колосья хлебного поля, одежду воинов Красной армии начала войны, винтовки, патроны. Горизонтальный формат картины (соотношение ширины и высоты) продиктован её замыслом и является органической частью решения композиции. Цветовой строй картины – тёплый. Он находится в тесной связи с содержанием произведения, с его изобразительными задачами, подчёркивает ощущение жаркого боя.

Немаловажную роль в раскрытии художественного образа, в том числе и в портретном жанре, помимо построения композиции, выбора формата, освещения, колорита (сочетание различных цветов, цветовой строй картины) и т. п. играют детали. Так, в картине И. Стасевича «Сын полка. В.Д. Дончик» ведётся рассказ о человеке, детство которого было опалено войной. Доминирующий в композиции красный цвет подчёркивает этот момент. Фотографии военных лет, на которых ребёнком запечатлён герой портрета, являются той информацией, которая позволяет зрителю кратко познакомиться с его судьбой. Безусловно, главное в портрете, объясняем школьникам, это психологическая характеристика портретируемого, всё остальное в картине только помогает глубже познакомиться с героями портретного жанра. Такими зритель видит в картине Л. Дударенки «Дядька Кастусь и тётка Аннета. (Колхозные пенсионеры)» конкретных деревенских жителей, наших современников. Пейзаж за окном, интерьер дома указывает на принадлежность портретируемых к сельской жизни. Боевые медали на груди мужчины говорят о его участии в Великой Отечественной войне. Глядя на натруженные, обветренные, деформированные тяжёлым трудом руки уже немолодых людей, задумчивые лица, покрытые глубокими складками морщин, мы обращаем внимание школьников, как на примере конкретных людей художник воспевает характерные особенности наших земляков: отзывчивость, радушие, толерантность, гостеприимство, доброту. Восприятие картин портретного жанра полезно дополнить рассказами школьников об известных им людях – ветеранах войны и труда, дедушках и бабушках, родителях, которые строят дома, выращивают хлеб, учат, лечат людей и т. п. во имя процветания страны.

В процессе восприятия картин жанра натюрморт мы поясняем школьникам, что это слово французское и переводе означает «мёртвая природа». Произведения этого жанра посвящены изображению предметов. По предметам, изображённым в картине, натюрморт может быть цветочным, с едой, с атрибутами искусства, с предметами быта. В зависимости от содержания произведений этого жанра необходимо выстраивать и учебно-воспитательные задачи урока.

Наш опыт показывает, восприятие цветочного натюрморта даёт хорошие результаты в процессе эстетического освоения природы, позволяет школьникам рассмотреть такие детали предметов природы, как листья, цветы и т. п., любоваться цветовой окраской растений, игрой света на их стеблях, листьях и цветах. Так, предлагая школьникам рассмотреть натюрморт С. Катковой «Полевые цветы», мы обращаем внимание на многоликую красоту белорусской природы, гармонию природных форм, цветовую окраску растений. Устанавливая в процессе восприятия эстетическую ценность предметов природы, подчёркиваем их беззащитность от непродуманной и иной деятельности человека в природе. Полезно предложить учащимся ответить на следующие вопросы. Какие цветы изображены на картине? Что привлекает ваше внимание в натюрморте? Кто видел, где растут эти цветы в природе? и т. п. Следует подчеркнуть, чем младше школьный возраст, тем активнее необходимо использовать имеющиеся у учащихся знания о предметах, изображённых на картине, впечатления, полученные от встречи с природно-прекрасным. По мере накопления у них эстетического и художественного опыты, усложняются и задачи восприятия: какие чувства (настроение) вызывает у вас этот натюрморт и почему? Определите композиционный центр в картине. Какой приём использовал художник при выделении композиционного центра (величина, освещение, цвет и т д.)? Определите композиционную схему данного натюрморта (прямоугольник, овал, крест, треугольник, круг). Чем красива рассматриваемая картина? Используя знания школьниками содержания Красной книги, полезно предложить им определить с позиций нравственности поступки людей, собирающих на продажу редкие, исчезающие виды растений и цветов.

Таким образом, на основании изучения педагогической, искусствоведческой литературы, обобщения педагогического опыта установлено, эффективность художественного воспитания в формировании духовной культуры школьников во многом определяется дидактическими, культурологическими и воспитательными задачами учебно-воспитательного процесса. Их выполнение предполагает учёт следующих условий: 1) накопление учащимися знаний в области изобразительного искусства; 2) формирование практических художественных навыков в области изобразительной деятельности; 3) развитие эмоциональной отзывчивости, ассоциаций, воображения, фантазии, образного мышления школьников; 4) развитие способности выразить своё отношение к произведению искусства; 5) постижение языка искусства; 6) расширение объёма знаний и представлений об искусстве; 7) понимание роли искусства в жизни людей. Учебный процесс в общеобразовательной школе рассматривается не просто как приобщение детей к искусству, но и как нацеленный на воспитание более глубоких личностных образований – убеждений, поведения и деятельности.

Литература

1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. – 2- изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 225 с.

2. Волков Н.Н. Восприятие картины. – М.: Просвещение, 1969. – 56 с.

3. Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. – Санкт-Петербург: «Художник России», 1992. – 200 с.

4. Пугачёва Э. Михаил Савицкий. – Мн.: Беларусь, 1982. – 196 с.

Федьков Григорий Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова».

210041, г. Витебск, проспект Победы, 37, кв. 122.

Тел. домашний 80212 51 74 31, моб. 219 49 36 (МТС).

Паспорт: АВ 0359740 выдан 12. 03. 1999 года Кобринским ГРОВД Брестской области. Личный номер 3040154С018РВО.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.