Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Сущность:Мировоззрение — это система взглядов на мир и место в нем человека, общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем
Вопрос
Сущность: Мировоззрение — это система взглядов на мир и место в нем человека, общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе.
Структура: Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:
- устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;
- оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
- целеполагающая идея, определяющая программу деятельности.
Выделяются следующие типы мировоззрения:
- мифологическое - формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.
- религиозное - сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения.
- философское - от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
- обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.
вопрос.
На современном этапе для ученых, политиков, экономистов и простых обывателей огромный интерес представляет глобализация в ее исторической динамике как процесс становления единого взаимосвязанного мира без протекционистских барьеров и границ, препятствующих общению народов и предохраняющих последних от неупорядоченных внешних воздействий. Сегодня же наш мир един больше, чем когда-либо и, как справедливо замечает А.Тоффлер, сеть общественных связей настолько плотна, что события почти мгновенно отражаются во всем мире. Соответственно, резко возрастает не только масштаб позитивного влияния международной торговли и личных контактов граждан на национальные экономики и государства, но и влияние, значение глобальных проблем, серьезно усугубляются их разрушительные и чрезвычайно опасные последствия. Нынешние отличия от прежней эпохи связаны не столько с глобальной природой нынешних проблем, сколько с большей интенсивностью их воздействия. При этом особенность современной ситуации в области обеспечения стабильности и безопасности - в смещении тяжести угроз с глобального на региональный уровень, осложненном стремительным распространением оружия массового уничтожения, терроризма и религиозного экстремизма, что представляет опасность и для Беларуси. Традиционной является классификация, согласно которой глобальные проблемы разделены на три группы: 1) проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и др.); 2) проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды (экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства и др.); 3) проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использование достижений НТП, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и т. д.). К признакам, присущим глобальным проблемам человечества, относят глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран; остроту проявления; комплексный характер (все проблемы тесно переплетены); общечеловеческую сущность, делающую их понятными и актуальными для всех стран и народов; особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества; возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов. Необходимо отметить, что весьма существенную роль в усугублении негативных последствий глобализации играют штампы в политическом мышлении, серьезно препятствующие преодолению кризисных явлений и решению сопряженных с ними проблем. Инерционность политического мышления продолжает сказываться самым негативным образом, ибо стереотипы, укоренившиеся за 40 лет " холодной войны" в сознании нескольких поколений, пока не исчезли вместе с ликвидацией стратегических ракет и нескольких тысяч танков. И это понятно и естественно, так как в обществе уже сложилась определенная логика функционирования, некая устоявшаяся система взглядов, детерминирующая поведение не только управленцев различных рангов, но и многочисленных масс. Кроме того, ощутимо влияет на указанные процессы и такое явление как " футурошок". Упомянутый термин в научный оборот ввел еще в 1965 г. А. Тоффлер для описания стресса и дезориентации, возникающих у людей, подверженных слишком большому количеству перемен за слишком короткий срок. Только с ураганом, пронесшимся по странам и континентам, можно сравнить научно-техническую революцию, мгновенно превратившую практически все ранее сделанные достижения человечества в хлам. Индивид не успевает приспособиться, оценить перемены, происходящие в жизни, из-за их многочисленности и скоротечности. Если раньше исторические эпохи длились столетиями, то теперь они сменяются почти молниеносно. И потому запутавшийся и потерявшийся в калейдоскопически приходящих и уходящих переменах и обыкновенный человек, и элита, не думая о будущем, живут одним днем. Последнее наблюдение справедливо в отношении не только развитых государств, оно применимо и к находящимся на феодальной стадии развития отдельным странам Африки. Именно здесь следует искать истоки возникновения всего комплекса энергосырьевой, продовольственной и экологической проблем, ибо качество принятия и исполнения принимаемых решений на всех уровнях неуклонно снижается и не может удовлетворять ни в коей мере.
Б И Л Е Т № 2
| 1. Исторические типы мировоззрения.
2. Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе «Грядущее постиндустриальное общество».
|
Вопрос
Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося, формирующегося человеческого сознания того человечества, которое еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Миф выступал как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включал в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни – дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, и даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом – уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом – оживлением всего, анимизмом – одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, а с другой – эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов. Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональные хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы, колдуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями. Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире. Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. В содержании различных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творение мира Богом (креационизм), предопределение Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др. Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э. Философия - " любовь к мудрости" (фило - " люблю", софия - " мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия. Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека. Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия. В центре внимания философии находятся три ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек. Философское мировоззрение характеризуют две основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов. Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии. Две стороны этого вопроса: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир? Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности). Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. Отношение человека к миру троякое: 1. познавательное, 2. практическое, 3. ценностное. Каждое из этих отношений решают свой вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что я должен делать? 3. на что я могу надеяться? Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек? Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.
Вопрос
Концепция Постиндустриального Общества -- экономико-социологическая концепция, объясняющая процессы, происходящие в современном мире. Наибольшую известность приобрела концепция постиндустриального общества Д.Белла.Он предполагал, что общество развивается по нескольким осям. По оси отраслевой структуры переход от индустриального к постиндустриальному обществу характеризуется переходом от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг; по оси экономической власти - от господства собственников к господству носителей знаний и профессиональных умений; по оси науки - от господства прикладных наук к преобладанию теоретических и т.д. При этом Белл не рассматривает четкую систему соотношений между осями, ограничиваясь утверждением, что главенствующей остается политическая структура общества.
Б И Л Е Т № 3
| 1. Предмет философии и структура философского знания.
2. Структура и функции культуры.
|
|