Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Сущность:Мировоззрение — это система взглядов на мир и место в нем человека, общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем






Вопрос

 

Сущность: Мировоззрение — это система взглядов на мир и место в нем человека, общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе.

Структура: Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

- устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

- оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

- целеполагающая идея, определяющая программу деятельности.

Выделяются следующие типы мировоззрения:

- мифологическое - формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

- религиозное - сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения.

- философское - от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

- обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

вопрос.

На современном этапе для ученых, политиков, экономистов и простых обывателей огромный интерес представляет глобализация в ее исторической динамике как процесс становления единого взаимосвязанного мира без протекционистских барьеров и границ, препятствующих общению народов и предохраняющих последних от неупорядоченных внешних воздействий.
Сегодня же наш мир един больше, чем когда-либо и, как справедливо замечает А.Тоффлер, сеть общественных связей настолько плотна, что события почти мгновенно отражаются во всем мире. Соответственно, резко возрастает не только масштаб позитивного влияния международной торговли и личных контактов граждан на национальные экономики и государства, но и влияние, значение глобальных проблем, серьезно усугубляются их разрушительные и чрезвычайно опасные последствия.
Нынешние отличия от прежней эпохи связаны не столько с глобальной природой нынешних проблем, сколько с большей интенсивностью их воздействия. При этом особенность современной ситуации в области обеспечения стабильности и безопасности - в смещении тяжести угроз с глобального на региональный уровень, осложненном стремительным распространением оружия массового уничтожения, терроризма и религиозного экстремизма, что представляет опасность и для Беларуси.
Традиционной является классификация, согласно которой глобальные проблемы разделены на три группы: 1) проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и др.); 2) проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды (экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства и др.); 3) проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использование достижений НТП, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и т. д.).
К признакам, присущим глобальным проблемам человечества, относят глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран; остроту проявления; комплексный характер (все проблемы тесно переплетены); общечеловеческую сущность, делающую их понятными и актуальными для всех стран и народов; особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества; возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.
Необходимо отметить, что весьма существенную роль в усугублении негативных последствий глобализации играют штампы в политическом мышлении, серьезно препятствующие преодолению кризисных явлений и решению сопряженных с ними проблем. Инерционность политического мышления продолжает сказываться самым негативным образом, ибо стереотипы, укоренившиеся за 40 лет " холодной войны" в сознании нескольких поколений, пока не исчезли вместе с ликвидацией стратегических ракет и нескольких тысяч танков. И это понятно и естественно, так как в обществе уже сложилась определенная логика функционирования, некая устоявшаяся система взглядов, детерминирующая поведение не только управленцев различных рангов, но и многочисленных масс.
Кроме того, ощутимо влияет на указанные процессы и такое явление как " футурошок". Упомянутый термин в научный оборот ввел еще в 1965 г. А. Тоффлер для описания стресса и дезориентации, возникающих у людей, подверженных слишком большому количеству перемен за слишком короткий срок.
Только с ураганом, пронесшимся по странам и континентам, можно сравнить научно-техническую революцию, мгновенно превратившую практически все ранее сделанные достижения человечества в хлам. Индивид не успевает приспособиться, оценить перемены, происходящие в жизни, из-за их многочисленности и скоротечности. Если раньше исторические эпохи длились столетиями, то теперь они сменяются почти молниеносно. И потому запутавшийся и потерявшийся в калейдоскопически приходящих и уходящих переменах и обыкновенный человек, и элита, не думая о будущем, живут одним днем. Последнее наблюдение справедливо в отношении не только развитых государств, оно применимо и к находящимся на феодальной стадии развития отдельным странам Африки.
Именно здесь следует искать истоки возникновения всего комплекса энергосырьевой, продовольственной и экологической проблем, ибо качество принятия и исполнения принимаемых решений на всех уровнях неуклонно снижается и не может удовлетворять ни в коей мере.

 

Б И Л Е Т № 2
1. Исторические типы мировоззрения. 2. Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе «Грядущее постиндустриальное общество».

Вопрос

Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося, формирующегося человеческого сознания того человечества, которое еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Миф выступал как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включал в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни – дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, и даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом – уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом – оживлением всего, анимизмом – одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, а с другой – эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов.
Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональные хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы, колдуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями. Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире.
Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям.
В содержании различных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творение мира Богом (креационизм), предопределение Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.
Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.
Философия - " любовь к мудрости" (фило - " люблю", софия - " мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.
Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.
В центре внимания философии находятся три ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.
Философское мировоззрение характеризуют две основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.
Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии.
Две стороны этого вопроса: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир?
Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).
Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.
Отношение человека к миру троякое: 1. познавательное, 2. практическое, 3. ценностное.
Каждое из этих отношений решают свой вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что я должен делать? 3. на что я могу надеяться?
Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек?
Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.

Вопрос

Концепция Постиндустриального Общества -- экономико-социологическая концепция, объясняющая процессы, происходящие в современном мире. Наибольшую известность приобрела концепция постиндустриального общества Д.Белла.Он предполагал, что общество развивается по нескольким осям. По оси отраслевой структуры переход от индустриального к постиндустриальному обществу характеризуется переходом от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг; по оси экономической власти - от господства собственников к господству носителей знаний и профессиональных умений; по оси науки - от господства прикладных наук к преобладанию теоретических и т.д. При этом Белл не рассматривает четкую систему соотношений между осями, ограничиваясь утверждением, что главенствующей остается политическая структура общества.

Б И Л Е Т № 3
1. Предмет философии и структура философского знания. 2. Структура и функции культуры.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.