Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины возникновения и понятие рынка. Структура и функции рынка. Субъекты рыночного хозяйства. Достоинства и недостатки рыночной экономики.






Почему и как возник рынок? Его появление обусловлено тем, что человек, с одной стороны, имеет безграничные потребности, а с другой - ограниченные производственные возможности (узкую специализацию). Эта ограниченность преодолевается посредством обмена результатами труда. Именно рынок и является тем величайшим изобретением человечества, с помощью которого люди решают вышеназванную проблему. Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Таким образом, под рынком экономисты понимают любые взаимодействия, в которые люди вступают для осуществления торговли друг с другом. Это означает, что сущность рынка в торговле. Но обменивать и торговать люди стали, когда у них появились излишки продуктов. Следовательно, причины (условия) возникновения рынка надо искать в темпах роста производительности труда и эффективности использования ресурсов. Этим условием является общественное разделение труда, которое ведет к углублению специализации и росту производительности труда. Естественной причиной специализации выступает индивидуальность людей, их стремление к самовыражению и самореализации. Второе условие - экономическая обособленность производителей, возникающая на основе частной собственности. Владельцы частной собственности знают, что они получат прибыль, т.е. с выгодой возместят свои затраты только тогда, когда будут производить товары и услуги, которые нужны людям. Такое «целевое» использование ресурсов ведет, в конечном счете, к их эффективному использованию.

Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимо еще одно условие - свобода предпринимательства. Рыночную экономику называют системой свободного предпринимательства. Рынок выполняет ряд функций: ценообразующую, регулирующую, информационную, посредническую, санирующую.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Для характеристики структуры рынка выделяют следующие критерии: по объектам; по субъектам; по географическому положению; по степени ограниченности конкуренции; по соответствию действующему законодательству; по характеру продаж. В качестве субъектов рыночной экономики выступают домашние хозяйства, фирмы и. государство.

Преимущества рынка: эффективное распределение ресурсов, быстрое удовлетворение разнообразных потребностей, свобода выбора, эффективное функционирование при наличии ограниченной информации.

Недостатки рынка: он ориентирован на удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги, и безразличен к тем, у кого их нет; не гарантирует людям занятости и получения дохода; не решает проблем спадов производства, инфляции и безработицы /1, 2/.

 

7. Экономические блага и их классификация. Товар как специфическое экономическое благо. Свойства товара.

Благо - средство для удовлетворения потребностей человека. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ: материальные и нематериальные, внутренние и внешние и т.д. Особое значение имеет деление благ на экономические и неэкономические. Экономические - это блага, которые являются результатом экономической деятельности, т.е. трат ресурсов, имеющих ограниченный характер, за доступ к которым надо платить. Неэкономические блага «даровые блага» дает природа, в количестве, достаточном для полного удовлетворения потребностей человека.

Существует определенная классификация экономических благ: а) в зависимости от доставляемой потребителям полезности они делятся на предметы первой необходимости и предметы роскоши; б) взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие; в) прямые (потребительские) и косвенные (инвестиционные); г) долговременные и краткосрочные; д) настоящие (имеющиеся в данный момент) и будущие (ожидаемые в последующем периоде). Таким образом, соотношение между потребностью и доступным количеством благ делает их экономическими или неэкономическими.

Специфической формой экономического блага является товар. Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью или потребительной ценностью - это полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Товар обладает также меновой стоимостью, заключающейся в способности товара обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие товары. Меновая стоимость является формой выражения, проявления стоимости. Стоимость - это воплощенный в товаре труд. По Марксу, цена -это денежное выражение стоимости товара. Современная трактовка заключается в том, что цена - ценность блага в денежном выражении /1, 2/.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.