Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология,принципы формирования и функции полит элит






Полит элита- специфич сбъект политики, который играет важную роль в регулировании полит процессов, определении стратегий, целей и приоритетов полит. Объект властвования полит элиты-рядовые граждане общества, полит группы и партии, общ-полит движения и организации. Основные функции политической элиты – руководство и управление обществом, выработка ценностных ориентаций и задач его генезиса, программ развития государства, мобилизации общества на решение актуальных задач, его стабилизация и интеграция.Типология политической элиты по вертикали: – высшая – принимающая значимые для всего государства решения; – средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры политических партий и движений; – низшая – политические деятели местного масштаба.Типология политической элиты по горизонтали: – федеральная – на уровне всего государства; – провинциальная – на уровне округов, областей.По своей структуре властная элита может быть подразделена: – на государственно-управленческую– партийно-политическую; – общественно-политическую; – корпоративно-административную и олигархическую; – военно-политическую; – научно-консультационную; – контрэлиту Политическая элита делится также: – на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью; – оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей.Политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.Цели деятельности политической элиты – создание устойчивого равновесия политических сил, формирование стабильного и эффективного режима (политической системы общества), разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития. По мере развития общества требования к уровню его управления, в том числе и к качеству политических элит, возрастают: под руководством эффективной национальной элиты и в силу ее рационального управления многие государства добиваются значительных успехов в своем развитии. Принципы формирования: антрепренерская система и система гильдии. Первая- на личных качествах кандидата и его способности управления людьмию вторая- предполагает медленное продвижение кандидата к власти, по ступеням. Номенклатурная –назначение кандидатов только согласия парт органов.

26.Политические элиты современной России.

Политическая элита — относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране. Политическая элита имеет сложную структуру и отличается типологическим многообразием.В современном обществе она выполняет следующие функции: -стратегическую- определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны; -организаторскую- осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь; -интегративную- укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.-коммуникативную- эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества.Особенности эволюции политической элиты современного российского общества обусловлены переходом нашей страны от командно-административной экономике к рыночной.Исследователи выделяют два этапа в развитии современной политической элиты: «ельцинский» и «путинский».Итогом первого этапа стало, то что Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу.Б.Ельцин приблизил к себе молодых ученых, блестяще образованных городских политиков, экономистов, юристов. В его окружении резко упала доля сельских жителей. Несмотря на то, что элита всегда была одной из самых образованных групп общества, тем не менее, в 1990-е гг. произошел резкий скачок образовательного ценза элиты. Так, в состав ближайшего окружения Б.Ельцина входят известные ученые, общественные деятели. Президентская команда Б.Н.Ельцина более чем на половину состояла из докторов наук. Высоким был также процент имеющих ученую степень в правительстве и среди лидеров партий.«Путинский» этап характеризовался устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.В.Путин создал некую «монархическую систему», политико-идеологическое единомыслие, убрал из политики авантюрных пассионарных представителей. При В.Путине в правящей элите значительно возрос удельный вес людей в погонах: каждый четвертый представитель элиты стал военным (при Б.Ельцине доля военных в элите составляла 11, 2%, при В.Путине – 25, 1%). Массовое привлечение военных на государственную службу было вызвано также отсутствием кадрового резерва. Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине – 52, 5%, при В.Путине – 20, 9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2, 9% до 1, 7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками» (представители вооруженных сил, федеральной службы безопасности, пограничных войск, министерства внутренних дел и т.д.).

27.полит лидерство: сущность, функции и осн теории

Политическое лидерство является важным фактором стабильного и динамичного развития политических систем. Оно оказывает заметное воздействие на все политические институты и политические процессы общества. Политический лидер принимает активное участие в выработке стратегических целей и задач развития политической системы, в выборе средств и методов их достижения.
Термин " лидер" в переводе с английского означает " ведущий", " руководитель", " вождь". Лидерство - понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Уже в древности политика, история изучалась с позиций тех людей, которые управляли и руководили другими. Первоначально их право на руководство обосновывалось высокими моральными качествами и достоинствами. Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с Н. Макиавелли, который перенёс политического лидера из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. Поведение людей, по Н.Макиавелли, определяется двумя мотивами: страхом и любовью. Их и должен использовать правитель, по возможности сочетая оба мотива.
Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, сводится к умелому сочетанию средств поощрения и наказания.
В целом теория лидерства Н.Макиавелли содержит четыре основных положения: 1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
В современное политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства. Наиболее распространёнными являются: 1. Теория черт. Лидер - это человек обладающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт
2. Ситуационный подход- рассматривает лидерство в зависимости от конкретной ситуации. С учётом сложившейся ситуации человек, обладающий определёнными чертами, может стать лидером. В другой ситуации он никогда не станет им. 3. Функционализм- Лидерство - это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов. 4. Теория определяющей роли последователей. Лидер всегда имеет последователей. Выдвижение лидера зависит от поддержки группы. 5. Компенсаторная теория политики рассматривает проблему лидерства на основе психоанализа.Стремление к лидерству, этой теорией рассматривается как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области.Функции политического лидерства:
По мнению американского исследователя Р.Такера, лидер выполняет три основные функции. Первая, это диагностическая функция. " Постановка диагноза" - период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции, и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Диагностическая функция связана с директивной. Директивная функция включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определённый момент, чтобы решить проблему.Но лидерство - это нечто большее, чем анализ и принятие решений. Это и " мобилизация" на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в политике выполняет важнейшую мобилизирующую функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом. Действуя на людей в массе, лидеры способны воодушевить и повести за собой на реализацию самых сложных задач, требующих от граждан и мужества, и смелости, и героизма.
Стало быть, " идеальное" лидерство представляет собой сочетание трёх основных функций: " постановки диагноза", выработки направления действий и мобилизации.

28.Типология политического лидерства. Лидерство в современной России.

Политическое лидерство — вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, который соединяет сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. В политологии существует несколько различных типологий политического лидерства. Многообразие этих классификаций объясняется многоплановостью самого явления и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.Обычно виды политического лидерства определяются по следующим критериям — в зависимости от: 1) идеальных типов господства (М. Вебер): традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, его исключительные качества); 2) склонности к определенной модели поведения (Г. Лассуэл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации) и теоретическое (воздействующее силой интеллекта, логики); 3) целей и воздействия на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его существующем виде), реформаторское (стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства) и революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе); 4) Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера: 1. Знаменосец — характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.2. Служитель — является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.3. Торговец — характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» ее.4. Пожарный — отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы5)Типология политических лидеров, предложенная российским исследователем Г.Авциновой.По отшению к власти она выделила оппозиционных и властных лидеров. Оппозиционное лидерство находит свое проявление в двух разновидностях: конфронтационной и конструктивной. Конфронтационно-оппозицинный лидер - непримиримый противник существующей власти. Этот вариант лидерства чаще всего имеет место в авторитарной и тоталитарной политических системах. Конструктивно-оппозиционный лидер, критикуя существующую власть, ориентирован на легитимные механизмы прихода к власти и не намерен в случае успеха резко менять политический курс.Среди властвующих лидеров также выделяют два подтипа: эгоцентрический и социоцентрический. Лидер эгоцентрического типа ориентирует власть на себя, видя в ней лишь источник личного преуспевания, обогащения, влияния, известности, получения привилегий. Лидер социоцентрического типа главный смысл деятельности видит в служении обществу, выполнении общественного долга. Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы. Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния, богатством, позволяющим ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Новые региональные лидеры отличаются тем, что они выдвинуты населением, стараются общаться с массами, завоевывать их доверие.В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции – институциализация и профессионализация. Институциализация лидерства сегодня проявляется, преждевсего в том, что процесс подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на исполнительную, законодательную и судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственным политическими партиями, контролируются ими, а так же оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства – профессионализация. Политическое лидерство сегодня – особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.