Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справка. Коммуникация может осуществляться в разных формах – устной и письменной






Коммуникация может осуществляться в разных формах – устной и письменной. Между ними существуют как черты сходства, так и различия. Сходство состоит в том, что обе формы нормативны, то есть своей основой имеют литературный язык. Специфика же каждой формы коммуникации определяется системой средств языкового выражения, а также характером деятельности адресата по восприятию информации.

Устная речь представляет собой такую форму коммуникации, при которой словесные знаки реализуются в форме акустических сигналов, издаваемых речевым аппаратов референта и воспринимаемых органами слуха реципиента.

Подобно письменной речи она входит в сферу функционирования литературных норм, то есть представляет собой устную разновидность литературного языка, и реализуется во всех функциональных сти­лях, однако все же имеет преимущество в разговорном стиле речи.

Различаются две разновидности устной речи, представленные в разных стилях речи и по-разному взаимодействующие с литературной нормой:

- подготовленная устная речь: доклад, лекция, выступление и др.;

- неподготовленная устная речь: разговор, беседа.

Подготовленная устная речь от­личается продуманностью, более четкой структурной организацией, композиционной завершённостью и более строгим соблюдением литературным норм. Эта разновидность характерна для следующих функцио­нальных разновидностей:

- устной официально-де­ловой речи;

- устной научной речи;

- устной публицистической речи;

- устной художественной речи.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью, менее строгим соблюдением литературных норм, лексической и морфологической неточностью, композиционной фрагментарностью и незавершенностью, Это связано с тем, что неподготовленнаяустнаяречьпроизносится «здесь и сейчас», то есть момент мысли совпадает с моментом речи, и говорящий не успевает обдумать воплощение своего суждения в фонетически, грамматически и лексически правильных формах. Эта разновидность устной речи находит свое выражение в разговорном функциональном стиле, обслуживающем повседневно-бытовое общение.

Можно отметить следующие особенности устной разновидности речи.

1 Устная речь характеризуется активным использованием разговорной лексики (бабуля, халтурщик, заправский, каверзный, болтать, навязаться, кувырком, хорошенько,) и фразеологии (щелкать как орехи, водить за нос, надуть губы).

2 Синтаксис устной речи – упрощенный: здесь преобладают простые предложения, что связано с дискретностью (прерывистостью, порционностью) мышления. Прерывистость мышления и стремление к экономии речевых усилий делают характерными для устной речи такие явления, как

эллипсис: удаление слова или целые обороты, легко восстанавливаемого из контекста (Дайте что-нибудь от головы (устн.)‘Дайте какое-нибудь средство от головной боли’)

парцелляция: разбиение единого предложения на несколь­ко коммуникативно самостоятельных единиц (Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него).

инверсия: нарушение прямого порядка следования слов в предложении (Парнишка-то, в квартире напротив живёт который, уже большой совсем стал).

Для устной речи не характерно использование причастных и деепричастных оборотов (они часто заменяются придаточными предложениями: идущий на западкоторый идёт на запад).

В устной речь присутствует повышенная эмоциональность и оценочность, для выражения которых служат следующие средства:

1) междометия: Ай! Ах! Ну! Ура! Цыц! Чу!;

2) риторические вопросы и восклицания: Не может быть! Ну надо же! И что же в этом удивительного?;

3) экспрессивно-оценочная лексика: копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач;

4) слова с суффиксами субъективной оценки: голосина, грязища, домишко, зайчонок, кофеёк, губки, городок.

Письменная речь характеризуется тем, что словесные знаки реализуются в форме графических символов, воспринимаемых органами зрения адресата. При этом чаще всего акт приема и передачи информации дистанцированы в пространстве и во времени. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще могут не представлять внешнего облика своего партнёра по общению. Письменная форма речи в отличие от устной фиксируется и поэтому сохраняется сколь угодно долго.

Всё это находит свое отражение в языковых средствах, используемых в письменной речи. Можно отметить следующие языковые особенности письменной речи.

1 Письменная речь ориентируется на книжную лексику: в ней чаще встречаются слова с обобщенно-отвлеченным значением, научные термины и официально-деловые обороты.

2 Синтаксис письменной речи – усложненный: для неё характерно использование сложных предложений с союзной связью. Простые предложения, как правило, распространены большим количеством второстепенных членов предложения, осложнены однородными членами предложения, вставными конструкциями, а также обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными, в частности, причастными и деепричастными оборотами. Порядок слов в предложении закрепленный, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, на­пример, в текстах официально-делового стиля, недопустима.

3 В письменной речи чаще используются производные, как правило, отыменные предлоги (во исполнение, ввиду, в ходе, по причине, в соответствии, в связи, в силу, в счет, во избежание) и составныесоюзы (несмотря на то что, вследствие того что, в связи с тем что, с тех пор как, подобно тому как, по мере того как) и др.

4 Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

Чёткие целевые, коммуникативные и жанровые установки письменной речи, возможность осознанного выбора языковых средств приводят к тому, что именно здесь с наибольшей наглядностью воплощаются функциональные особенности того или иного стиля. В этом смысле именно письменная речь является стилеобразующей, отражающей типичные черты стиля.

Различаются первичные и вторичные жанры письменной речи. К первичным жанрам относятся: статья, монография, роман, репортаж, протокол и др. Как вторичные жанры характеризуются: аннотация, реферат, рецензия, резюме, тезисы и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.