Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты управления видовыми окнами






 

В нижнем правом углу основного окна 3D MAX есть набор из восьми инструментов, которые предназначены для управления видовыми окнами (рис. 7).

 

(а) (б)

 

Рис. 7. Инструменты управления видовыми окнами. (а) – для работы с аксонометрическими видами; (б) – для работы с перспективой

 

Эти инструменты позволяют просматривать сцену, передвигаясь по ней в видовых окнах. Для понимания работы данных инструментов воспользуемся простейшей сценой. В видовом окне перспективы постройте чайник. Для этого в командной панели, расположенной справа, выберите вкладку Create (создать) , далее инструмент Geometry (геометрия) . Немного ниже в свитке (тип объекта) выберите тип Teapot (чайник). После этого, в окне перспективы поместите указатель мыши ближе к центру строительной сетки и, нажав и удерживая левую кнопку мыши, отодвигайте указатель в сторону. При этом в окне появится геометрический примитив «чайник», размеры которого будут увеличиваться при дальнейшем перемещении указателя мыши в сторону. При достижении нормальных размеров, отпустите кнопку мыши. В видовом окне появится изображение чайника (рис. 8). Цвет объекта может отличаться, так как 3D MAX по умолчанию выбирает цвета случайным образом.

 

 

Рис. 8. Примитив «чайник» в окне перспективы

 

Оставаясь в активном окне перспективы, выберите инструмент Zoom (Масштабирование). Переведите указатель мыши в окно перспективы. Форма указателя изменится. Удерживая нажатой левую кнопку мыши, медленно перемещайте указатель мыши вверх и вниз вдоль окна. Следите за тем, что происходит на экране (рис. 9).

 

 

Рис. 9. Использование инструмента масштабирования приближает или отдаляет видовое окно от сцены

 

Примечание. Чтобы отменить изменения в видовых окнах выберите команду меню ViewsÞ Undo View Change (ВидыÞ Отмена изменения вида) или нажмите комбинацию горячих клавиш Shift+Z. Чтобы вернуть изменения в видовых окнах выберите команду меню ViewsÞ Redo View Change (ВидыÞ Возврат изменения вида) или нажмите комбинацию горячих клавиш Shift+Y. Если удерживается клавиша Ctrl, то скорость изменения увеличивается.

Данное примечание справедливо для всех инструментов управления видовыми окнами, за исключением .

Выберите инструмент Zoom All (Масштабировать все) и используйте его аналогично инструменту . Как видим, данный инструмент масштабирует изображение во всех видовых окнах.

Инструмент Pan View (панорамирование) используется для перемещения видового окна по сцене вдоль плоскости экрана. Поработайте с ним.

 

Активируйте инструмент Field-of-View (поле зрения). Воспользуйтесь им аналогично инструменту Zoom. На первый взгляд его действие аналогично действию инструмента Zoom. Но в действительности в работе этих инструментов имеются существенные различия. Инструмент Zoom вызывает приближение или отдаление видового окна от сцены. При работе инструмента Field-of-View никакого движения не происходит. Эффект масштабирования создается за счет изменения угла зрения на сцену (эффект бинокля). Используйте этот инструмент в случаях, когда необходимо детально рассмотреть какой-нибудь элемент сцены, но не забывайте после этого восстановить первоначальное значение поля зрения, так как многократное использование этого инструмента сильно искажает перспективу. Для восстановления первоначального значения Field-of-View щелкните на этом инструменте правой кнопкой мыши и в появившемся диалоговом окне Viewport Configuration (конфигурация видового окна) (рис. 10) восстановите значение угла в группе Perspective User View (пользовательский вид перспективы), установив его равным 45°.

 

 

Рис. 10. Восстановление значения Field-of-View

 

Переключитесь на один из ортогональных видов, например Front (спереди). Инструмент сменился на Zoom Region (масштабирование области). Ортогональные виды не имеют угла зрения, а инструмент Zoom Region позволяет масштабировать только выделенную область сцены. Активируйте инструмент и на виде спереди растяните область выделения на какой-либо части объекта. Эта часть масштабируется до размеров окна проекции (рис. 11).

 

 

Рис. 11. Использование инструмента масштабирования области

 

Как можно заметить перспективный вид также содержит инструмент . Он находится в прикрепленной панели вместе с инструментом ().

 

Для описания работы остальных инструментов нам потребуется создать на сцене дополнительный объект.

Создайте сферу рядом с чайником. Используйте последовательность: Create Þ Geometry . В свитке (тип объекта) выберите тип Sphere (сфера). Аналогично построению чайника, в окне перспективы постройте сферу правее чайника (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Построение сферы

 

Теперь обратите внимание на следующий факт. При построении чайника вокруг него образовался некий белый контейнер, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда. Сейчас вы видите, что данный контейнер переместился на сферу, и имеет форму куба. Этот контейнер называется габаритный контейнер и показывает, что в данный момент объект является выделенным или выбранным. Многие действия в 3D MAX производятся относительно выделенных объектов.

Инструмент Zoom Extents (масштабирование по общим габаритам сцены) масштабирует и центрирует сцену в активном видовом окне так, чтобы она полностью уместилась в это окно. Для проверки работы данного инструмента воспользуйтесь сначала инструментом Zoom All для того чтобы уменьшить или увеличить сцену во всех видовых окнах. Затем переключитесь в окно перспективы и нажмите на инструмент Zoom Extents . При этом сцена в активном видовом окне масштабируется и центрируется так, чтобы все объекты сцены целиком уместились в этом окне (рис. 13).

 

 

Рис. 13. Использование инструмента Zoom Extents

 

Теперь воспользуйтесь инструментом Zoom Extents All (масштабирование по общим габаритам сцены во всех видовых окнах). Вы видите, что аналогичное масштабирование произошло во всех остальных окнах проекций.

Находясь в окне перспективы, разверните инструмент Zoom Extents и выберите инструмент Zoom Extents Selected (масштабирование по габаритам выделенных объектов). Так как у вас была выделена сфера, то сцена масштабируется так, чтобы полностью вместить сферу в видовое окно (рис. 14).

Рис. 14. Использование инструмента Zoom Extents Selected

 

Теперь разверните инструмент Zoom Extents All и выберите инструмент Zoom Extents All Selected (масштабирование по габаритам выделенных объектов во всех видовых окнах). При этом центрирование и масштабирование сцены по выбранной сфере происходит во всех видовых окнах.

Инструмент Arc Rotate (вращение) используется для вращения видового окна вокруг центра сцены. При этом вы можете увидеть свой объект с разных сторон. Находясь в окне перспективы, выберите инструмент Arc Rotate. При этом в центре видового окна появится окружность желтого цвета с четырьмя квадратными маркерами (рис. 15). Подведите указатель мыши к одному из этих маркеров. Указатель изменит форму на стрелку, показывающую возможное направление вращения видового окна. Чтобы вращать видовое окно нажмите и удерживайте левую кнопку мыши и при этом перемещайте курсор в направлении, показанном стрелкой или противоположном ему. При этом видовое окно будет поворачиваться, показывая сцену с разных сторон. Поэкспериментируйте с остальными маркерами. Обратите внимание на то, что видовое окно может вращаться только либо в вертикальной, либо в горизонтальной плоскости, перпендикулярных видовому окну. Теперь поместите указатель мыши в центр желтой окружности с маркерами. В данном случае указатель сменил свой вид на две стрелки, и видовое окно может вращаться одновременно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.

 

 

Рис. 15. Использование инструмента Arc Rotate

 

И, наконец, выведите указатель мыши за пределы окружности с маркерами и снова попробуйте вращать окно. Теперь вращение будет происходить в плоскости параллельной плоскости самого видового окна, а указатель мыши покажет соответствующую пиктограмму.

 

Последний инструмент называется Maximize Viewport Toggle (максимизация видового окна) и используется для разворачивания активного видового окна на весь экран.

 

Примечание. Умение эффективно управлять видовыми окнами 3D MAX является особенно важным при работе с данным приложением. Отсутствие этого навыка сравнимо с попыткой вождения автомобиля без рулевого управления. Поэтому внимательно изучите данный раздел, так как ссылки на него будут производиться в течение всего курса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.