Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы финансового правоотношения






 

I. Субъекты финансового правоотношения.

Субъекты финансового правоотношения — это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющие­ся носителями финансовых обязанностей и прав.

Субъект фи­нансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъек­том финансового правоотношения.

В большинстве случаев субъект финансового права и финан­сового правоотношения совпадают в одном лице. Например, фи­зическое лицо, организация, реализовав свою финансовую право­субъектность, становятся субъектами финансового правоотноше­ния.

Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения не совпадают в одном лице. Глав­ным образом это имеет место тогда, когда государство (Россий­ская Федерация в целом, субъекты РФ) как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение. Российская Феде­рация в целом, а также ее субъекты, являясь субъектами финан­сового права, при вступлении в конкретное финансовое правоот­ношение выступают в лице определенного государственного орга­на. При этом, являясь субъектами финансового права, он обла­дает финансовой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ приходится на долю представляющих их государственных органов 1.

Однако тот орган, на долю которого приходится финансовая дееспособность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации не является одновременно деликтоспособным. Деликтоспособностью в финансовых правоотношениях с участием го­сударства обладает только государство в целом или субъект Рос­сийской Федерации.

К примеру, как уже отмечалось. Российская Федерация в целом, являясь субъектом финансового права, вы­ступает в отношениях по поводу государственного кредита в лице Правительства РФ. Однако нести ответственность по долговым обязательства Российской Федерации способно не Правительство РФ, а Российская Федерация в целом, что прямо следует из смыс­ла ст. 1 и 2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Рос­сийской Федерации». Точно также ответственность за излишнее взыскание налогов и сборов несет не Министерство по налогам и сборам РФ и Государственный таможенный комитет РФ, на ко­торые непосредственно возлагается взыскание налогов, а Россий­ская Федерация и ее субъекты своей казной. При этом, конечно, они выступают в лице тех органов, которые являются держате­лями казны РФ и, соответственно, субъектов РФ. Поэтому ни в коем случае нельзя конструировать финансовое правоотношение Российской Федерации, а также субъекта РФ с другими субъек­тами путем привязывания этих отношений только к органу го­сударства как субъекту. На это обстоятельство совершенно спра­ведливо обращалось внимание при исследовании хозяйственно-правовых отношений с участием государства2. С учетом сказан­ного, в тех случаях, когда субъектом финансового права является Российская Федерация или ее субъект, реальным субъектом кон­кретного финансового правоотношения является Российская Фе­дерация или субъект РФ в лице соответствующего государст­венного органа. Указание только на тот государственный орган как субъект финансового правоотношения, в лице которого вы­ступает в финансовом правоотношении Российская Федерация или субъект РФ, не отражает всего механизма юридической связи этих лиц.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.