Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления и типы коррекционной работы






Выбор типа коррекционной работы зависит от трех основных ха­рактеристик возрастного кризиса: возраста ребенка; места проте­кания кризиса (семья, школа); позиции взрослого (родитель, вос­питатель, учитель). Поэтому тип коррекционной работы выбирается в целом в за­висимости от возраста ребенка, но место и позиция взрослого оп­ределяют особенности коррекции.

Кризис новорожденное. Проходит в домашних условиях. Психологическая составляющая вплетена в существенные физио­логические изменения, происходящие с ребенком. Разрешение кризиса знаменуется возникновением улыбки как первой соци­альной реакции. К этому приводит активное общение с ребенком с самых первых дней его жизни. Несмотря на то, что ребенок ка­жется совершенно безразличным к стараниям взрослых привлечь его внимание, следует при любой возможности эмоционально общаться с ним, разговаривать, улыбаться. Эти усилия вознагра-дятся улыбкой ребенка и, несколько позже, появлением комплекса оживления - двигательных реакций, вокализаций, эмоциональных проявлений в ответ на лицо взрослого.

Кризис одного года. Рост двигательных возможностей приво­дит к расширению пространства, возникает мотивирующее пред­ставление (образ привлекательного предмета или ситуации, нахо­дящегося вне поля непосредственного восприятия). Появляется стремление к недоступным предметам. Условием разрешения кри­зиса является весьма жесткое разделение взрослым пространства на разрешенное и запрещаемое. При ярких аффективных вспыш­ках необходимо отвлечение, переход к другим привлекательным предметам, организация первых элементарных занятий с ребен­ком. Если отвлечь ребенка не удалось, запрет все равно не стоит отменять, иначе могут закрепиться разнообразные поведенческие формы (плач, крик, агрессия и т.д), провоцирующие родителей предоставить требуемое.

Кризис трех лет. Развитие речи, опережающее развитие пред­ставления о себе, приводит к экспериментированию с собственной самостоятельностью, появляется «Я сам!», личное действие, гор­дость за достижение. Негативизм в поведении связан с внешне не­мотивированными требованиями самостоятельности. Часто проявляется в отказе от действия, даже начатого по собственному же­ланию. Поведение характеризуется действием по собственному произволу (в противоположность произвольному действию). Ро­дители (а в редких случаях аналогичного поведения в детском са­ду - воспитатели) четко выделяют ситуации, в которых необходи­мо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на про­воцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоцио­нальном принятии, ласке. Очень полезны для него совместные игры: предложите ему простейшие сюжеты, покажите, как дейст­вовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).

В целом кризис трех лет объективно завершается с возникно­вением у ребенка полноценной игры. Для этого необходим пере­вод личного действия в игровой план. В течении кризиса выделя­ются две линии: линия становления личного действия и линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослым игровых действиях. Соответственно строится и поведе­ние взрослого. Как правило, протестное поведение адресовано близкому взрослому (родителю), а с начала игры могут возникать и с родителями, и в детском саду.

Кризис семи лет. Поведение характеризуется различными фор­мами негативизма, возникновением самостоятельных занятий и расширением сферы интересов. Трудности в поведении (негати­визм) касаются домашней ситуации. Кризис семи лет первый из критических возрастов, когда возможны вербальные формы по­мощи ребенку в проживании трудного периода. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и ук­лад.

Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм дея­тельности. Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязан­ности. Если же ребенок через короткое время «забудет» о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, на­помните ему об этом, мягко подчеркните сложность взрослой по­зиции, но и выразите надежду на то, что ребенок может с этим справиться.

Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Поддерживайте интерес ребен­ка к широкому миру людей и вещей, давайте ему пищу для разви­тия: водите ребенка в музеи, на экскурсии, не жалейте времени на разговоры об увиденном.

Как и в предшествующие кризисы развития, старайтесь диффе­ренцировать свое поведение в зависимости от требований ребенка. Не отказывайте ему в помощи, эмоционально поддерживайте, но останавливайте негативные проявления, разрушающие семей­ный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся услови­ях жизни.

Подростковый возраст. Подростковый возраст (даже его стабильная фаза) характери­зуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к сво­ему внутреннему облику, происходит интенсивное самопозна­ние. Современный социум не предоставляет ребенку адекватных, социально приемлемых «мест» взросления, что приводит, как правило, к затяжному характеру возрастного кризиса.

На рубеже младшего школьного и среднего школьного возрас­тов появляются симптомы предподросткового кризиса. Ребенок все больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду у окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет не­посредственность: появляется нарочитая независимость, псевдо­взрослость и т.п. В общении с родителями может еще некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения. Ребенок настаивает на новых правах, с разной степенью требовательности адресуясь к разным членам семьи.

Многие разновидности подросткового девиантного поведения возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при ус­ловии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэтому в период кризиса положительные результа­ты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Ре­бенок может посещать студии, кружки, секции.

Кризисы взрослости имеют отличия от детских возрастных кризисов, главное из них состоит в том, что они преимущественно происходят во внутреннем плане личности. Человек, переживаю­щий кризис, строит пробующие действия по самоосознанию от­носительно своих собственных позиций и установок, поэтому в поведенческом плане кризис проявляется весьма разнообразно, в частности, заметных изменений в поведении может и не быть. Хо­тя близкие люди могут обнаружить повышенную тревожность, критичность относительно собственных внешних и внутренних достижений, неустойчивость поведения, симптомы разочарован­ности и т.д. В этих случаях показаны различные формы психоте­рапевтической помощи.

Практическая психология возрастных кризисов является се­годня мало разработанным разделом. Причина такого явления состоит в том, что исходно практическая психология строилась на иных, чем психология возрастных кризисов, методологиче­ских основаниях. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов рассматриваются просто как индивиду­ально-биографические осложнения без учета возрастной специ­фики. Это затрудняет процесс терапии, и подчас она не достига­ет своей цели.

 

2 Подготовить аналитическую таблицу «Периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии»

Автор периодизации Название периодизации (если есть) Основание периодизации, сущность Источник литературы, где опубликована периодизация
  Периодизация психического развития по К. Гетчинсону   1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет); 2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет); 3) пастушеская стадия (8 – 12 лет); 4) земледельческая стадия (11 – 15 лет); 5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет). Мухина В.С. 1999 год Учебник по возрастной психологии.
  З.Фрейд   Психоаналитическая теория Оральная стадия (0–1 год) Анальная стадия (1–3 года) Фаллическая стадия (3–5 лет). Латентная стадия (5–12 лет) Генитальная стадия (12–18 лет) «В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2013
  Э. Эриксон эпигенетическая теория развития личности младенчество (0–1–1, 5 года) ранний возраст (1, 5–4 года) детство (4–6 лет) школьный возраст (6–11 лет) отрочество (11–20 лет) «В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2013
  Периодизация психического развития по Ж.Пиаже:   1) сенсомоторный интеллект (0 – 2 года); 2)репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 – 12 лет); 3)репрезентативный интеллект и формальные операции (12-14 лет) «В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2013
  Периодизация психического (Л.С.Выготского):       1)кризис новорождённости; 2)младенческий возраст (2 мес. – 1 год); 3)кризис одного года; 4) раннее детство (1 – 3 года); 5) кризис трёх лет; 6)дошкольный возраст (3 – 7 лет); 7) кризис семи лет; 8)школьный возраст (8 – 12 лет); 9)кризис тринадцати лет; 10)пубертатный возраст (14 – 17 лет); 11)кризис семнадцати лет. «В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2013
  Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина:   1) младенчество (от рождения до года); 2) раннее детство (от года до 3 лет); 3) младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5 лет); 4)старший дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет); 5)младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); 6)подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет); 7)ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет). «В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2013

Периодизация психического развития по К.Гетчинсону:

1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет); 2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет); 3) пастушеская стадия (8 – 12 лет); 4) земледельческая стадия (11 – 15 лет); 5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет).

Периодизация психического развития по З. Фрейду.

Оральная стадия (0–1 год). Данная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущая эрогенная зона здесь – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Во время кормления ребенка утешают, качают, прижимают и ласкают. Ребенок поначалу ассоциирует с процессами кормления удовольствие и уменьшение напряжения. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к формированию таких черт, как курение, грызение ногтей, переедание, словесная агрессия, жадность, требовательность.

Анальная стадия (1–3 года). На этой стадии приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Ребенок озабочен проблемами управления процессами «сдерживания» и «выпускания». В процессе приучения к горшку ребенок начинает привыкать, что увеличение уровня контроля приносит ему внимание и похвалу родителей. Если родители слишком строго относятся к ошибкам ребенка, то это может привести к фиксации у него таких черт, как аккуратность, опрятность, пунктуальность, бережливость, упрямство.

Фаллическая стадия (3–5 лет). Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. В этот период развития дети впервые осознают сексуальные различия. На этой стадии развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. По З. Фрейду, эти комплексы характеризуются сильным, но бессознательным влечением ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола. Поскольку осуществление желаний такого рода явно недопустимо, они выливаются в тревогу. Освобождение от комплексов совершается посредством идентификации ребенка с родителем того же пола; в результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу. Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Латентная стадия (5–12 лет) характеризуется уменьшением в силе сексуальных стремлений. Многое из того, что ребенок делал или знал ранее, оставляется и забывается. На первый план выходит школьное обучение и социализация. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. В этот период возникает стыд, отвращение и мораль, предназначенные для противостояния последующим сексуальным желаниям.

Генитальная стадия (12–18 лет) начинается в подростковом возрасте. На этой стадии полового созревания происходит возвращение либидозной энергии к половым органам. У юношей и девушек формируется половая идентичность, они начинают искать пути удовлетворения своих эротических потребностей, стремиться к нормальному общению с представителями противоположного пола. Цель этой стадии – формирование зрелой сексуальности, желания работать и способности любить другого человека ради него самого.

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Младенчество (0–1–1, 5 года) – решается задача формирования базового доверия к окружающему миру («Могу ли я доверять миру?»). Признаки доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. Из антитезы развития на первой стадии – основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности – при поддержке, последовательности поведения близких родных, при удовлетворении основных потребностей младенца происходит рождение первого базового качества – надежды. Если ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, происходит депривация потребностей ребенка и, как следствие, недоверие к миру.

Ранний возраст (1, 5–4 года). На этой стадии ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии и независимости («Могу ли я управлять своим поведением?»). Негативный вариант развития – следствие либо гиперопеки, либо отсутствия поддержки и доверия, когда взрослые проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, – приводит к развитию у детей неуверенности в себе, сомнению в своих действиях, стыдливости. Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями: оно будет положительным, если родители и близкие взрослые проявляют разумную дозволенность, поддерживают стремление ребенка к автономии, не торопят его. Из противостояния автономности и стыда (сомнения) рождается новое качество – воля.

Детство (4–6 лет). На этой стадии решается альтернатива между инициативой и чувством вины («Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?»). При поощрении взрослыми исследовательской активности ребенка, направленной на окружающий мир, его фантазирования и пытливости он научается обращаться с людьми и вещами конструктивным образом и обретает чувство инициативы. Если взрослые ограничивают возможные действия ребенка, строго критикуют или наказывают его, то он привыкает чувствовать себя виноватым за многие свои поступки. Интегральным качеством этой стадии Э. Эриксон называет целенаправленность.

Школьный возраст (6–11 лет). Основной вопрос этой стадии: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?» На этой стадии происходит формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда; противоположная тенденция – осознание собственной неумелости и бесполезности. В школьном возрасте учебные навыки для детей превращаются как бы в особый самостоятельный мир со своими собственными целями и ограничениями, достижениями и разочарованиями. Систематическое обучение и воспитание, поощрение взрослыми учебного и трудового творчества школьников, их наклонностей к рукоделию, конструированию и т. п. развивают у них предприимчивость, настойчивость, инициативу. Если при обучении в школе ребенок не получает удовольствия от работы, не испытывает гордости за то, что хотя бы что-то одно он сделает своими руками действительно хорошо, если его усердие не поощряется, то это может привести к формированию чувства неполноценности. Основное позитивное приобретение этой ступени – умелость, компетентность.

Пятая стадия – отрочество (11–20 лет) – ставит перед индивидом задачу первого целостного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи – неуверенность в понимании собственного Я («диффузия идентичности», «спутанная идентичность»). Перед подростком стоит задача объединения на новом уровне всего того, что он знал и знает о себе, о своих социальных ролях, в нечто целое и спроецировать это представление на будущее («Кто Я?» «Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?»). В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития: подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности, полно выраженную в верности.

Периодизация психического развития по Ж. Пиаже.

Начальная стадия развития интеллекта – сенсомоторная (от рождения до 1, 5–2 лет); на этой стадии ребенок действует с материальными предметами, познает мир посредством различных действий – рассматривания, хватания, соотнесения, ударения, бросания, перемещения в пространстве и т. п. При уравновешивании интеллект младенца опирается на данные органов чувств и телесные движения.

Период развития мышления от 2 до 7 лет Ж. Пиаже обозначает как дооперационный и переходный, не составляющий самостоятельной стадии развития. Дети познают мир через свои собственные действия. Их мышление имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости и эгоцентризму.

Следующая стадия – конкретных операций (от 7 до 11–12 лет) – характеризуется способностью ребенка выполнять системы действий с предметами в уме, но с опорой на конкретный материал. Дети начинают мыслить логически, используют понятия относительно конкретных объектов или событий. Они могут классифицировать предметы, строить иерархию понятий (родовидовые зависимости), осмысливать закономерности сохранения.

Заключительную стадию составляет формальный интеллект; его становление происходит в подростковом возрасте (от 11–12 до 15 лет). Подростки могут исследовать все логические варианты решения задачи, мыслить условно-гипотетически, строить предположения и приводить цепь логических доказательств. Формальное мышление позволяет понять точку зрения другого человека, принимать в расчет его статус и идеалы. С образованием формальных операций достигается наивысший уровень развития мышления человека.

Периодизация психического (Л.С.Выготского):

1) кризис новорождённости; 2) младенческий возраст (2 мес. – 1 год); 3) кризис одного года; 4) раннее детство (1 – 3 года); 5) кризис трёх лет; 6) дошкольный возраст (3 – 7 лет); 7) кризис семи лет; 8) школьный возраст (8 – 12 лет); 9) кризис тринадцати лет; 10) пубертатный возраст (14 – 17 лет); 11) кризис семнадцати лет.

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина:

В детском возрасте Д. Б. Эльконин выделил шесть периодов, каждому из которых соответствует свой ведущий тип деятельности: младенческий возраст (0–1 год) – непосредственно-эмоциональное общение; раннее детство (1–3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; дошкольное детство (3–7 лет) – сюжетно-ролевая игра; младший школьный возраст (7–10 лет) – учебная деятельность; подростковый возраст (10–15 лет) – общение; ранняя юность (15–17 лет) – учебно-профессиональная деятельность.

Ключевые понятия:

Возраст – категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека.

Кризис (возрастной) – условное название особых, относительно непродолжительных (до года) периодов онтогенеза, характеризующихся резки ми психологическими изменениями, возникающими в период перехода от одного периода возрастного развития к другому.

Психическое новообразование – психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

Социальная ситуация развития – сущностная характеристика возрастного периода развития, это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой.

Аффективно-потребностная сфера –

Познавательная сфера – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.(Познавательная сфера личности -это: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь).

Дуализм –учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом – в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух.

Ведущий вид деятельности – деятельность, выполнение которой определяет возникновение основных психологических новообразований.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.