Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вывод по Главе 2






В данной главе был рассмотрен диагностический аспект самооценки подростков и сделаны следующие выводы:

Для диагностики самооценки у подростков были подобраны следующие методы психодиагностики:

· Выборочное наблюдение;

· Естественный (полевой) эксперимент;

· Анализ научной литературы;

· Метод анализа документации;

· Биографический метод;

· Психологическое тестирование;

· Метод опроса в форме интервью;

· Метод опроса в форме анкетирования;

· Метод опроса в форме стандартизированного опросника;

· Проективные методы.

Кроме того, нами были подобраны и проанализированы следующие методики: «Личностный Дифференциал», Тест Куна «Кто я?», методика исследования «Я – концепции» С.А. Будасси, Методика Дембо-Рубинштейн, «Самооценка личности» О.И. Моткова, Тест на самоуважение, Методика шкала М.Розенберга, Опросник Стефансона, Опросник «Солидность», Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Анкета «Самооценка» Е.Н. Матулис, «Дом, дерево, человек», «Дерево», Опросник ВСК, А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман, Опросник «Стиль саморегуляции поведения», Шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса, Шкала «Я- концепции» Теннесси, Методика «Какой ты?» О.А. Белобрыкиной, Методика «Какой я?» Р.С. Немова.

Для большей объективности изучения самооценки подростков следует использовать нами подобранные методы в совокупности.

Критериями изучения самооценки подростков выступили три компонента самооценки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, разнообразие и широта самооценочных суждений, а также форма выражения суждений о себе. Эмоциональный компонент определятся такими характеристиками как: самоотношение и самоуважение. В основе поведенческого критерия лежат саморегуляция и самоконтроль.

Был разработан экспериментальный план диагностики самооценки подростков. В него входят следующие методы: выборочное наблюдение, естественный (полевой) эксперимент, анализ научной литературы, метод анализа документации, биографический метод; психологическое тестирование, метод опроса в форме интервью, метод опроса в форме анкетирования, метод опроса в форме стандартизированного опросника.

Также в экспериментальный план входят методики: Тест Куна «Кто я?», методика исследования «Я – концепции» С.А. Будасси, Методика Дембо-Рубинштейн, Методика шкала М.Розенберга, Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Анкета «Самооценка» Е.Н. Матулис, Опросник ВСК, А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман, Опросник «Стиль саморегуляции поведения», Шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса, Шкала «Я- концепции» Теннесси, Методика «Какой ты?» О.А. Белобрыкиной, Методика «Какой я?» Р.С. Немова.

Диагностическая работа по данному плану дает возможность диагностировать каждый компонент самооценки в отдельности, а также ее уровень и общую направленность.

 

 

Заключение

В нашей курсовой работе мы рассматривали взаимосвязь самооценки и успеваемости подростка, а также осветили диагностический аспект изучения самооценки.

Большинство отечественных психологов определяют самооценку как компонент самосознания, который выражает оценку окружающих, участвующих в развитии, росте и становлении личности и определяющий направленность и активность индивида.

По К. Роджерсу, самооценка возникает в результате взаимодействия индивида с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие, прежде всего, согласуются с его самооценкой.

Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия «самости» или «Я- концепции». Основную роль в формировании «Я-концепции» он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, «Я-концепция» формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.).

Структура самооценки представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй – отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Поведенческий компонент – действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Как уже было сказано выше, предполагается, что самооценка подростка может влиять на его успешность в учебной деятельности.

Проведенные исследования А. И. Липкиной доказали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы.

Таким образом, на основе проведенных исследований можно говорить о том, что существует взаимосвязь между самооценкой и успешностью обучения.

Критериями изучения самооценки подростков выступили три компонента самооценки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, разнообразие и широта самооценочных суждений, а также форма выражения суждений о себе. Эмоциональный компонент определятся такими характеристиками как: самоотношение и самоуважение. В основе поведенческого критерия лежат саморегуляция и самоконтроль.

Результатом работы является разработка диагностического плана изучения самооценки подростков, в который входят подобранные нами методы и методики, позволяющие диагностировать каждый компонент структуры самооценки, а также общие характеристики самооценки (уровень, направленность, реалистичность и т.д).

 

Список литературы

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2005. – 303с.

2. Беллак Л., Абт Л.Э., Оллпорт Г.У. и др. Проективная психология. – М., 2000. – 528 с

3. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. – М.: Медицина, 2010. – 125 с.

4. Белогурова Е. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belogurova.ru/glossary? letter=17& word=479 (Дата обращения: 15.11.15)

5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Высшая школа психологии, 2011. – 163 с.

6. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Эксмо, 2006. – 689 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М: Просвещение, 1968 – 464 с.

8. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

9. Выготский Л.С. Детская психология. – М: Педагогика, 1984 – 432 с.

10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.

11. Губина Н. Глоссарий психологических терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vocabulary.ru/dictionary/7/word/samocenka (Дата обращения: 15.11.15)

12. Дуткевич Т.В. Детская психология - М., 2012. – 222 с.

13. Емельянова О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. – М.: Аорта, 2008. – 42 с.

14. Еникеев М.И., Общая и социальная психология – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.

15. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slovorus.ru/index.php - (Дата обращения: 15.11.15).

16. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. – 51с.

17. Козлов Н.И. Анкетирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/anketirovanie - (Дата обращения: 16.11.15).

18. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях)/ А.И.Кравченко. М., 2002, – 231 с.

19. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

20. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, – 304 с.

21. Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976.

22. Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968. – 232 с.

23. Методика «Личностный Дифференциал» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylab.info/Методика_«Личностный_Дифференциал» - (Дата обращения: 16.11.15).

24. Методика Будасси исследования Я-концепции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/527-test - (Дата обращения: 23.11.15).

25. Методика исследования самоотношения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylab.info/Методика_исследования_самоотношения - (Дата обращения: 16.11.15).

26. Методика Куна «Кто я?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylab.info/Тест_Куна_-_Макпартленда - (Дата обращения: 16.11.15).

27. Мечинская М. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» - М.: Педагогика, 1971. – 272

28. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. – 134 с.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) – СПб.: Питер, 2002. – 166 с.

30. Сапогова Е.Е Психология развития человека - Учебное пособие, 2005. – 123 с.

31. Столяренко, А.М. Социальная психология / А.М. Столяренко. - М.: «ЮНИТИ», 2001. – 543 с.

32. Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/view_statistic.php? id=17 (Дата обращения: 15.11.15)

33. Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/2_59574_metodi-issledovaniya.html (Дата обращения: 15.11.15)

34. Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности. – СПб., 2007. – 203 с.

35. Фёдорова Н.А. Взаимосвязь самооценки и успешности обучения в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/27084/- (Дата обращения: 27.11.15).

36. Шибутани Т.. Я концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, Изд. Дом “Бахрах”, 2003. – 134 с.

37. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.