Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев.






Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты.Относительно области применения МИС, можно отметить хорошие результаты в рамках индивидуального консультирования осуждённых, так как данная методика позволяет выявить внутриличностные конфликты.

Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла " Я" для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного " Я", которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

Процедура проведения:

«Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержатся вопросы в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы.

Отвечая, помните о следующих простых правилах:

Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первый ответ, который придёт Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности, Поэтому отвечайте, представляя себе сами типичные ситуации, не задумываясь над деталями.

Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать предположительный ответ.

Помните, что «плохих» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

Читайте последовательно каждое из приведённых выше утверждений и решайте – верно, оно по отношению к Вам или неверно. На бланке ответов рядом с каждым номером утверждения расположены две пустые клетки. Если утверждение верно по отношению к Вам, поставьте «птичку» в левую клетку, если неверно - в правую. Не задумывайтесь долго над ответом»[25].

Опросник «Стиль саморегуляции поведения». Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) был создан в 1988 году в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции (заведующая - В.И. Моросанова) и пригодна как для научных исследований, так и в качестве инструмента практической диагностики различных аспектов индивидуальной саморегуляции. Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности. Цель методики - это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

Опросник ССПМ состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценки результатов (Ор), а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости (Г) и самостоятельности (С). Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.


 

2.2. Критерии исследования самооценки подростка и его успешности в учебной деятельности

 

Для исследования самооценки подростков в нашем исследовании были подобраны определенные критерии.

Самооценка состоит из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Рассмотрим каждый из них подробней.

А. В. Захарова и Б. Ю. Худобина говорили о том, что когнитивный компонент отражает знания индивида о самом себе.

Показатели когнитивного компонента самооценки:

· мера реалистичности;

· разнообразие и широта самооценочных суждений;

· форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.

Уровни сформированности когнитивного компонента:

Наиболее высокий характеризуется реалистичной самооценкой:

· знание своих особенностей;

· способность к обобщению ситуации;

· глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений;

· употребление их в проблематичных формах.

Средний уровень характеризуется непоследовательностью реалистичных самооценок:

· ориентация самооценок на мнение окружающих;

· на анализ конкретных фактов и ситуаций;

· самооценочные суждения узкого содержания;

· их реализация как в проблематичных, так и в катастрофических формах.

Низкий уровень характеризуется неадекватность самооценок:

· обоснование самооценки эмоциональными предпочтениями;

· отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных факторов;

· неглубокое самооценочное суждение.

Согласно «Я-концепции» Бернса, эмоциональный компонент – эмоциональное отношение к комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависят от значимости для личности оцениваемого содержания.

В основу эмоционального компонента самооценки ложатся реакции или обратная связь, получаемая индивидом от других.

Эмоциональный компонент определятся такими характеристиками как:

· самоотношение (т.е. позитивное или отрицательное отношение индивида к самому себе);

· самоуважение (т.е. чувства собственной ценности или комплекса неполноценности)[5].

Поведенческий компонент, с точки зрения А.В. Захаровой, является производным от первых двух; это потенциальная поведенческая реакция, возникающая в результате непрерывного взаимодействия первых двух компонентов. Это стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Данный компонент характеризуется:

а) саморегуляцией;

б) самоконтролем.

На первом уровне саморегулирования происходит управление личностью протеканием процесса поведения, непосредственно, от мотивирующих детерминант до конечного результата и его оценки. На втором уровне саморегулирования начинается сложное действие самоконтроля, а именно, прослеживание личностью всех звеньев регуляции поведения, связей между ними, внутренней логики.

Самоконтроль – это осознание и оценка индивидом собственных действий, психических процессов и состояний. Он предполагает наличие эталона (образца) и возможности получения информации о действиях и состояниях[8].

 

 


 

2.3. Диагностическая батарея методик, исследующих самооценку ребенка в подростковом возрасте

 

Для диагностики самооценки в подростковом возрасте была составлена диагностическая батарея методик, в соответствии с критериями исследования.

Таблица 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.