Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательная база






законы субъектов РФ,

ЗК РФ.

ФЗ от 16.07.98 «О гос регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения»; ФЗ от 08.12.95 «О сельскохозяйственной кооперации»;

ФЗ от 22.06.03 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

ФЗ от 24.07.02 «Об обороте земель с/х назначения» и др.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Проводя подразделение земли по виду объекта правового регулирования, выделяют 3 вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный. Общий правовой режим распространяется на все земли и его элементами является использование земель по их целевому назначению (с/х земельные участки предоставляются для с/х целей). Однако характерен для земель с/х назначения особый правовой режим, который вводится для истощенных и деградированных земельных угодий. Эти меры необходимы для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем.

Правовой режим земель с/х назначения, выделенных физ лицам, может быть изменен, чему способствуют действия собственников участков, землевладельцев и землепользователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле.

Например, если собственник решил возвести птицеферму, то он несет ответственность за противопожарную безопасность, сохранность чистоты воздуха, а участок приобретает соответствующий специальный правовой режим. Устанавливают специальный правовой режим органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Регулирование правового режима земель осуществляют гос органы общей компетенции — Федеральная служба земельного кадастра РФ и ее территориальные органы, а так же органы управления специальной компетенции.

 

Элементом правового режима использования земель является круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физ и юр лица могут обладать правом собственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществлять тот или иной вид эксплуатации земли.

 

 

39. Особенности использования земель, подвергнувшихся радиоактивному и химич загрязнению

 

 

· ЗК РФ, Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и хим загрязнению

· ФЗ от 10.01.2002 г. " Об охране окружающей среды"

· ФЗ от 9.01.1996 г. " О радиационной безопасности населения"

· Постановление Правительства РФ от 27.02.2004 г. N 112 Правила использования земель, подвергшихся радиоакт и хим загрязнению, проведения на них мелиоративных и культур-технических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов соц и культурно-бытового обслуживания населения

· ФЗ от 10.07.2001 г. " О специальных экологич программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"

 

Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и ОС, обусловленного загрязнением:

· используются по целевому назначению без установления особых условий использования и режима хозяйственной или иной деят-ти, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

· подлежат ограничению в использовании (используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деят-ти с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции)

· исключаются их из категории земель с/х назначения

· запрещаются для производства и реализации с/х продукции. Нарушение данного запрета влечет возникновение правоотношения юридической ответственности в соответствии с правилами ст. 74-76 ЗКРФ.

· могут переводиться в земли запаса для их консервации (в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель)

· могут проводиться научно-исследовательские работы

· могут проводиться работы по локализации и утилизации радиоактивных отходов

 

Лица, в результате деят-ти которых произошло радиоакт и хим загрязнение, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями статьи 57 ЗКРФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоакт и хим загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

 

Порядок использования земель, подвергшихся радиоакт и хим загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов соц и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культур-технических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и хим воздействия (ЗКРФ).

Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деят-ти на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнит власти, органами исполнит власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением (Постановление №112).

 

На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации, или на используемых по целевому назначению с установлением особых условий использования и режима хозяйственной или иной деят-ти, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и ОС и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны. Такие зоны устанавливаются федеральными органами исполнит. власти, органами исполнит. власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в рамках своей компетенции.

При установлении охранных зон определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов соц и культурно-бытового обслуживания населения.

 

С целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и ОС, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнит власти, органы исполнит власти субъектов РФ или органы местного самоуправления по инициативе собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов участков, а также на основании данных гос мониторинга земель, гос экологического мониторинга, социально-гигиенич мониторинга, мониторинга радиоактивного и хим загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.

Оценка характера и уровня загрязнения земель, а также определение показателей неблагоприятного воздействие на здоровье человека или окружающую среду, обусловленного таким загрязнением, осуществляются на основании нормативов, установленных в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, радиационной безопасности и охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

 

В целях снижения уровня неблагоприятного воздействия на здоровье человека и ОС, рационального использования и улучшения качества загрязненных земель, разрабатываются программы, проекты землеустройства или планы реабилитационных мероприятий, в соответствии с которыми проводятся в зависимости от характера и уровня загрязнения земель мелиоративные, культуртехнические и другие реабилитационные работы.

После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ, на основании данных специальных обследований федеральный орган исполнит власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, принявший решение о введении ограничений, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель.

 

 

40. Правовой режим земельных участков сельскохозяйственных коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ «Землями с/х назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей». Основное назначение данной категории участков — производство с/х продукции.

Статьей 78 ЗК РФ четко определен круг субъектов, которым предоставляются участки с/х назначения:

· граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

· некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;

· хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, гос и муницип унитарные предприятия, иные коммерческие организации;

· казачьи общества;

· опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательные учреждения с/х профиля и общеобразовательные учреждения;

· общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

 

В зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью деят-ти, с/х организации делятся на коммерческие и некоммерческие (это ассоциации и объединения различных с/х предприятий, например Агропромышленный союз России, ассоциации крестьянских хозяйств и с/х кооперативов).

Коммерческие организации в зависимости от типа имущественных отношений существуют в виде акционерных обществ, товариществ, обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, кооперативов. Особую группу субъектов составляют колхозы, функционирующие на основе ФЗ от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

 

Ранее действующим земельным законодательством с/х коммерческим организациям земельные участки предоставлялись на таких вещных правах, как право собственности, право бессрочного (постоянного) пользования, на праве аренды или временного пользования.

С введением нового ЗК в институте вещных прав на участок произошли изменения. Таким образом, участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование лишь гос и муницип учреждениям, федеральным казенным предприятиям. Юр лицам иной организационно-правовой формы участок на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляется, хотя если указанное право возникло у юр лица до введения в действие нового ЗК, то оно сохраняется.

ПО ФАКТУ

 

Особенность правового режима земель с/х коммерческих организаций в том, что подавляющая часть земель, ранее находившихся в пользовании с/х предприятий, была приватизирована.

В соответствии с правовыми актами о реорганизации с/х предприятий граждане (как правило, работники этих предприятий) получили право собственности на земельную долю (пай), т. е. на часть земли, закрепленной за с/х предприятием.

Право на бесплатную земельную долю имели: работники колхозов, совхозов, других с/х предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях, лица, занятые в социальной сфере на селе; временно отсутствующие работники и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

Эта доля имеет только количественное выражение и не определена в натуре. Размер земельной доли не зависит от лица, которому она предоставляется, от стажа работы, трудового вклада и т. д. Он определяется по норме бесплатной передачи участков в собственность граждан, установленной в конкретном районе. Такая норма устанавливается в соответствии с Указом Президента РФ от 2.03.92 г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи участков в собственность граждан» путем деления всех с/х угодий района на число лиц, перечисленных выше. Каждому собственнику земельной доли выдается свидетельство о праве собственности.

НЮАНС

Земельные доли, на которые в процессе реорганизации колхоза или совхоза не поступили заявления от граждан на получение свидетельств на право собственности, либо земельные доли, собственники которых не воспользовались своим правом по их распоряжению, приобретают статус невостребованных. Невостребованные земельные доли передаются реорганизованному с/х предприятию на праве осуществления им представительства в соответствии с ГК РФ. В течение срока представительства невостребованные земельные доли остаются в пользовании с/х организации.

Невостребованные доли становятся гос собственностью, и их дальнейшая судьба решается в соответствии с правилами разграничения гос собственности и порядком предоставления участков для различных целей.

 

При реорганизации с/х предприятий допускается применение порядка перераспределения долей на основе нижегородской модели. Ее суть заключается в возможности аукционной купли-продажи земельных долей между их собственниками в процессе реорганизации. Данная модель в отличие от стандартной позволяет привлекать к участию в аукционах другие с/х предприятия, фермерские хозяйства и граждан и создать на основе одного реорганизуемого предприятия два и более.

 

Владелец земельной доли имеет право использовать ее.

§ он вправе получить участок в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству и других предприятий или для увеличения размера участка личного подсобного хозяйства. В этом случае право на земельную долю трансформируется в право частной собственности гражданина на конкретный участок.

НЮАНС

Положением о реорганизации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4.09.92 г., также установлен перечень хозяйств, при реорганизации и приватизации которых выделение земельных участков в натуре не допускается. Им может быть выплачена лишь стоимость земельной доли. К таким хозяйствам относятся: гос племенные и конные заводы, гос конюшни, селекционно-гибридные центры, гос семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию с/х культур, учебно-опытные, учебно-производственные хозяйства высших и средних специальных с/х учебных заведений, научно-исследовательских институтов, специализированные племенные колхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами и т. д. Кроме того, с/х угодья таких организаций имеют статус особо ценных, и их использование для других целей не допускается (ст. 79 ЗК).

При реорганизации и приватизации животноводческих комплексов, птицефабрик и парниково-тепличных комбинатов их работники не вправе получить земельную долю в натуре при выходе из хозяйства в случае, если земельные площади хозяйства достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства.

§ он вправе передать пай в качестве учредительного (вступительного) взноса в создаваемые хозяйственное товарищество, общество или кооператив.В случае передачи права собственности земельная доля меняет собственника. Право частной собственности гражданина прекращается и возникает право частной собственности организации. Взамен гражданин получает акции, равные стоимости участка. При выходе из с/х организации гражданин не может вернуть переданное ранее право частной собственности на земельную долю, а имеет только право на получение стоимости акций.

§ имеет право продать долю или сдать ее в аренду фермерским хозяйствам, с/х предприятию, гражданам для ведения подсобного хозяйства, а также подарить, передать по наследству, передать в собственность гражданам или юр лицам на условиях договора ренты.

ФЗ РФ «Об обороте земель с/х назначения» (ст. 9) установил, что передача земельных долей в аренду организациям осуществляется на основании договоров между собственниками долей и организациями. Арендодателями могут выступать как отдельный собственник, так и группа собственников земельных долей. В договоре аренды может быть предусмотрено, что арендуемый участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены (п. 4 ст. 9 закона).

Площадь земель с/х назначения, арендуемых для производства с/х продукций, не ограничивается (п. 6 ст. 9 закона).

Следовательно, земельный массив, используемый с/х коммерческой организацией для с/х производства, может формироваться несколькими способами и из разных источников. И права такой организации на фактически используемые участки также могут быть различны.

 

КОРОТКО ПО ДЕЛУ

 

В настоящее время предоставление с/х земель предприятиям и оборот земель с/х назначения регулируются вступившим в силу с февраля 2003 года ФЗ РФ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

В соответствии с данным законом, иностранные граждане, иностранные юр лица, лица без гражданства, а также юр лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юр лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, могут обладать земельными участками из земель с/х назначения только на праве аренды (ст. 3 закона).

 

В действующем законодательстве права с/х коммерческих организаций на землю не урегулированы. Законодательство не признает их субъектами земельных отношений, поскольку «собственниками» земли в такой ситуации являются владельцы земельных долей (паев).

В связи с этим встает много вопросов, на которые нельзя найти ответ в ЗК РФ. Кто в этой ситуации должен уплачивать земельный налог, нести ответственность за нарушения земельного законодательства? Кому должны возмещаться убытки в случаях изъятия земель с/х организации для гос или муницип нужд и т.д.

 

В настоящее время с/х коммерческая организация может приобрести право собственности на землю в результате продажи земельных участков из фонда перераспределения местной администрацией на торгах (аукционах, конкурсах) (п. 1 ст. 10 ФЗ РФ «Об обороте земель с/х назначения»).

 

Есть с/х организации, в которых реорганизация не проводилась – совхозы, гос с/х предприятия, например, находящиеся в ведении Минобороны РФ, МВД России, Минсельхозпрода России, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и учебно-опытные хозяйства, которые используют землю на титуле права постоянного (бессрочного) пользования. Эти организации обладают соответствующими земельными правами и обязанностями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.