Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсовая работа

по профессиональному модулю

ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения в социальной защите

 

Тема: «История развития законодательства социального обеспечения инвалидов»

 

Выполнил студент группы ЮС3-10

Кожатаев Айбек Усербекович

Руководители:

Госниц Мария Аркадьевна

Роот Лариса Алексеевна

 

Дата защиты ____________ Оценка____________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________________3

ГЛАВА 1. ВозрОждение и развитие социального обеспечения инвалидов

1.1 Предпосылки появления социального обеспечения_______________________4

1.2 Зарождение основ законодательства о социальном обеспечении инвалидов__7

1.3 Развитие социального обеспечения инвалидов__________________________15

1.4 Современное состояние законодательства инвалидов в РФ 21______________

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПКЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Анализ законодательства о социальном обеспечении инвалидов в Омской области__________________________________________________________________

2.2 Психологические аспекты социального обеспечения инвалидов в Омской области__________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________________

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ____________________________

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного признания, общества взаимопомощи и другие. Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя так же не государственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д. В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является государственная поддержка и социальна защита инвалидов. В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных нрав и свобод. В Основном законе государства права и свободы инвалидов отдельно не оговариваются, а предоставляются наряду со всеми гражданами России, предусматривая тем самым их равноправие. Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7284 млн. инвалидов (данные на 1января 2001 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% — трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов. С 1992 года ежегодно инвалидами признаются свыше I миллиона человек, то каждый может прикинуть, сколько у нас их на самом деле. Несколько лет назад Генеральная Ассоциация ООН приняла решение — ежегодно 3 декабря проводить Международный день инвалидов. Цель при этом преследовалась самая гуманная — привлечь внимание государства и общественности к их проблемам. Наконец-то об инвалидах у нас не только

Методы исследования – анализ литературы, судебной практики.

Исходя их актуальности темы, принимая во внимания её недостаточную изученность, целью работы являются исследование законодательства о социальном обеспечении инвалидов.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

1. Выяснить обстоятельства и условия, которые вызвали надобность правовой регламентации взаимоотношений по социальному обеспечению

2. Рассмотреть социально – правовые формы материального обеспечения инвалидов и нетрудоспособных в России

3. Изучить направления социального обеспечения инвалидов в Омской области

Курсовая работа состоит из введения, 2х глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

ГЛАВА 1. Появление и развитие законодательства о социальном обеспечении инвалидов

 

1.1 Предпосылки появления социального обеспечения инвалидов

 

Социальное обеспечение инвалидов представляет собой государственную систему социально-экономической поддержки граждан с ограниченными возможностями здоровья. Оно включает пенсионное обеспечение и ежемесячные денежные выплаты инвалидам.

Основной формой социальной защиты граждан Российской Федерации является государственная система пенсионного обеспечения, в которую включено пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Потребность в социальной помощи защите, а в связи с этим и в людях, профессионально или на общественных началах занимающихся этим делом, была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной степени удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации.

Потребность в социальной помощи и защите, а в связи с этим и в людях, профессионально или на общественных началах занимающихся этим делом, была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной степени удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации.

На протяжении развития человеческого общества люди сталкивались с проблемой содержания стариков, инвалидов, детей. В условиях первобытно –общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, поскольку человек еще с трудом добывал себе пищу, а содержать больных община была не в состоянии. Однако привилегией в этом смысле пользовались беременные женщины и малолетние дети.

С появлением огня старики стали заботиться об его поддержании, помогали женщинам в приготовлении пищи и уходе за детьми. В обмен на это община стала их включать в объект своей заботы.

В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители — своих малолетних детей). Однако, как утверждает историческая наука, в 1 веке до н. э. в Риме уже появляются прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Здесь существовали так называемые коллегии самопомощи для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежное содержание больным, старикам и лицам, получившим увечья.

Весьма распространенным явлением в рабовладельческих государствах являлось также обеспечение увечных воинов, получивших увечье в ходе боев, которые награждались земельными наделами.

Вместе с тем ни в период первобытно — общинного строя, ни в период рабовладения ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

Лишь в эпоху развития феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам социального обеспечения

В России первым таким источником явилось Соборное уложение 1649 г., которое содержало большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В нем закреплялось право дворян на получение прожитка, т.е. часть поместья, в случае увечья. В период царствования Елизаветы получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение инвалидов за счет специального налога в пользу бедных.

С развитием цехового производства в России появляется так называемое «цеховое страхование». Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их болезни, инвалидности, производственного увечья. Однако средства на такое обеспечение образовывались за счет взносов самих ремесленных рабочих, поэтому его нельзя было назвать социальным.

Иванова Р.И., исследуя историю развития социального обеспечения, справедливо подчеркивает, что при рабовладельческом и феодальном способах производства, несмотря на определенные различия между разными формами материального обеспечения (кроме самопомощи), социально-правовую сущность их составили доброхотство, облагодетельствованные, основанные на пожертвовании частных лиц, хозяина-рабовладельца или феодала, родственных связях либо на вспомоществовании государства.

Даже материальное обеспечение, выступающее как право-привилегия имущих слоев населения, было не обязанностью государства, а милостью царя, императора. Несмотря на то, что предоставление средств существования было в ряде случаев формально закреплено в правовых источниках, ни один из них не обеспечивал права на безусловное получение содержания.

В России, как и в других зарубежных странах, возникновение государственного обеспечения связано с развитием буржуазных отношений. Формирование этих буржуазных отношений привело к возникновению объективной необходимости в организации государственной системы защиты наемных работников от социального риска утраты заработка служившего для них основным источником средств существования, поскольку негосударственные (частные) системы страхования и действовавшие формы благотворительности решить эту задачу не могли.

Наиболее частыми причинами утраты заработка являлись несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Поэтому первым видом выплат по государственному социальному страхованию стали пособия в связи с трудовым увечьем и болезнью.

 

1.2 Зарождение основ законодательства о социальном обеспечении инвалидов

 

На протяжении развития человеческого общества люди сталкивались с проблемой содержания стариков, инвалидов, детей. В условиях первобытно –общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, поскольку человек еще с трудом добывал себе пищу, а содержать больных община была не в состоянии. Однако привилегией в этом смысле пользовались беременные женщины и малолетние дети.

С появлением огня старики стали заботиться об его поддержании, помогали женщинам в приготовлении пищи и уходе за детьми. В обмен на это община стала их включать в объект своей заботы.

В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители — своих малолетних детей). Однако, как утверждает историческая наука, в 1 веке до н. э. в Риме уже появляются прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Здесь существовали так называемые коллегии самопомощи для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежное содержание больным, старикам и лицам, получившим увечья.

Весьма распространенным явлением в рабовладельческих государствах являлось также обеспечение увечных воинов, получивших увечье в ходе боев, которые награждались земельными наделами.

Вместе с тем ни в период первобытно — общинного строя, ни в период рабовладения ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

Лишь в эпоху развития феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам социального обеспечения.

В России первым таким источником явилось Соборное уложение 1649 г., которое содержало большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В нем закреплялось право дворян на получение прожитка, т.е. часть поместья, в случае увечья. В период царствования Елизаветы получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение инвалидов за счет специального налога в пользу бедных.

С развитием цехового производства в России появляется так называемое «цеховое страхование». Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их болезни, инвалидности, производственного увечья. Однако средства на такое обеспечение образовывались за счет взносов самих ремесленных рабочих, поэтому его нельзя было назвать социальным.

Иванова Р.И., исследуя историю развития социального обеспечения, справедливо подчеркивает, что при рабовладельческом и феодальном способах производства, несмотря на определенные различия между разными формами материального обеспечения (кроме самопомощи), социально-правовую сущность их составили доброхотство, облагодетельствованные, основанные на пожертвовании частных лиц, хозяина-рабовладельца или феодала, родственных связях либо на вспомоществовании государства.1

Даже материальное обеспечение, выступающее как право-привилегия имущих слоев населения, было не обязанностью государства, а милостью царя, императора. Несмотря на то, что предоставление средств существования было в ряде случаев формально закреплено в правовых источниках, ни один из них не обеспечивал права на безусловное получение содержания.

В России, как и в других зарубежных странах, возникновение государственного обеспечения связано с развитием буржуазных отношений. Формирование этих буржуазных отношений привело к возникновению объективной необходимости в организации государственной системы защиты наемных работников от социального риска утраты заработка служившего для них основным источником средств существования, поскольку негосударственные (частные) системы страхования и действовавшие формы благотворительности решить эту задачу не могли.

Наиболее частыми причинами утраты заработка являлись несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Поэтому первым видом выплат по государственному социальному страхованию стали пособия в связи с трудовым увечьем и болезнью.

Инициатива принятия соответствующего законодательства принадлежала Германии (Закон «О страховании от несчастных случаев на производстве» 1881г., Закон «Об обязательном государственном страховании на случай болезни» 1883г. и другие). За Германией последовали другие страны Европы, в том числе и Россия.

В 1901 г. в России утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность. В 1903 г. был принят Закон «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». По существу этот Закон устанавливал не право рабочих на материальное обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве, а вводил особую ответственность работодателей, базирующуюся на гражданско-правовых началах. Работодатель освобождался от ответственности при наличии умысла или грубой неосторожности пострадавшего. Однако назначаемая в связи с трудовым увечьем компенсация называлась пенсией.

Следующим крупным шагом на пути формирования государственной системы социального страхования явилось принятие 23 июня 1912 г. целого ряда законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» и другие.

Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» во многом также строился на гражданско-правовых принципах, но он был уже посвящен собственно страхованию, а не индивидуальной ответственности работодателя. Закон имел ограниченную сферу действия. Фактически Закон охватывал примерно 15 процентов общего числа рабочих России. По этому Закону вознаграждение выплачивалось лишь с 14 недели после несчастного случая в размере не более 2/3 годового содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности. В меньшем размере вознаграждение назначалось, если несчастный случай произошел в результате грубой неосторожности самого потерпевшего.

Социальное обеспечение низших служивших людей осуществлялось согласно «Правилам о мерах призрения низших чинов и их семейств» от 23 июня 1912 г. через «смирительные» кассы (создавались за счет взносов самих чиновников) назначалась пенсия в размере трех рублей в месяц в случае увольнения в связи с неспособностью к службе из-за полной инвалидности и при отсутствии средств к существованию.

Закон «Об обеспечении работника на случай болезни» от 23 июня 1912 г. установил право рабочих на следующие виды врачебной помощи: первоначальная помощь, амбулаторное лечение, больничное лечение не более четырех месяцев, включающее содержание больных, бесплатную выдачу лекарств и медицинских принадлежностей с оплатой через больничные кассы за счет взносов их членов. Поэтому фактически ее могли получать лишь члены больничных касс, т.е. всего одна четверть рабочих России.

Таким образом, в этот период в России буржуазия старается по-прежнему переложить на плечи самих работников бремя их содержания в случае инвалидности, увечья. До революции 1917 г. пенсионным обеспечением, пособиями по временной нетрудоспособности охватывалось не все население, а лишь отдельная его часть, как правило, это были рабочие тех производств, где наиболее часто имел место производственный травматизм, несчастные случаи, случаи массовой гибели людей и единой государственной системы социального страхования в России еще не существовало.

В начале 20 века вопросы оказания рабочим бесплатной медицинской помощи и выплаты пенсий и пособий при заболеваниях и травмах на производстве стояли очень остро. При проведении забастовок и митингов в России большевики выдвигали требования о создании государственной системы социального страхования рабочих.

Законодательство 1912 г. в определенной степени было направлено на смягчение ситуации. Однако первая мировая война приостановила ее реализацию.

В январе 1912 г., т.е. еще до принятия указанных выше законов о страховании, Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП выразила критическое отношение к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих и приняла свою страховую программу. Эта программа строилась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, инвалидность), а также охватывать всех лиц наемного труда; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство; всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации. Все последующее законодательство о социальном обеспечении в СССР развивалось на основе этих принципов.

Сразу же после Октябрьской революции 1917г. правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРС (б).

С 1917 г. по 1922 г. было принято около ста Декретов и распоряжений в области социального обеспечения. Эти нормативные акты заложили фундамент для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, предназначенной для трудящихся, которые никогда не эксплуатировали чужого труда и не имели иных источников средств существования, кроме вознаграждения за труд, а также на красноармейцев и членов их семей.

«Положение о социальном обеспечении» от 31 октября 1918 г. устанавливало для них следующие виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, медицинская помощь, протезирование и другие виды социальной помощи.1

В первые годы советской власти социальной защитой пользовались в основном военнослужащие и члены их семей.

Социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет средств организаций крестьянской взаимопомощи. «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи» от 28 сентября 1924 г. обязывало их «предоставлять обеспечение семьям военнослужащих, инвалидам, и содействовать государственным органам в оборудовании, содержании и снабжении находящихся в районе действия общества инвалидных учреждений, больниц, … бесплатных столовых… и т.п., а при возможности открывать и содержать таковые собственными средствами…»2.

Декрет «О страховании на случай болезни» от 22 декабря 1917 г. предусматривал назначение пособий в случаях болезни, смерти работника, а также предоставление следующих видов бесплатной врачебной помощи: первая помощь, амбулаторное лечение, лечение на дому, коечное лечение с полным содержанием, санаторное и курортное лечение.

20 ноября 1917 г. СНК издал Декрет о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий.3

7 августа 1918 г. Декретом СНК было введено пенсионное обеспечение по инвалидности солдат Рабоче-крестьянской красной Армии.4

Согласно Постановлению СНК от 24 января 1922 г. «О курортном лечении трудящихся и об эксплуатации курортов» все курорты были разделены на категории общегосударственного и местного значения.5 Государство пыталось разрешить проблему очередности и поэтому широкое распространение получило санаторно-курортное лечение, предполагаемое сочетание отдыха с лечебно-оздоровительными процедурами.

Путевки на курорты общегосударственного значения предоставлялись бесплатно рабочим и служащим государственных предприятий и учреждений, красноармейцам, детям, инвалидам войны и труда.

Таким образом, в первых Декретах о социальном страховании и обеспечении излагались главным образом программные положения политики государства по этим вопросам, т.к. гарантировать реальное обеспечение граждан в размерах и формах, провозглашаемых декретами, молодое советское государство в то время, естественно, еще не могло. Вместе с тем в 1917-1922 гг. было издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании. В изданных декретах прослеживалась линия государства на установление единых страховых законов для всех трудящихся. Другим направлением политики государства при издании нормативных актов по социальному обеспечению и страхованию являлось стремление к комплексным законам, которые охватывали бы сразу несколько видов обеспечения, регулирующим все вопросы, касающиеся обеспечения граждан тем или иным видом социального обеспечения и страхования.

Новый этап развития права социального обеспечения в области обеспечения инвалидов связан с образованием СССР и принятием Конституции СССР 1924 г.

Уже в распоряжении Наркомздрава и Наркомтруда РСФСР от 19 апреля 1924 г. «О порядке снабжения застрахованных протезами и ортопедическими аппаратами» было установлено право на бесплатное протезирование и снабжение ортопедическими предметами в порядке очередности всех застрахованных, членов их семей, получающих пенсию из фонда социального страхования.1

В 1930 г. была поставлена задача расширить сеть инвалидных домов до пределов «полного охвата помещением в дома инвалидов всех совершенно лишенных трудоспособности и, в первую очередь, инвалидов гражданской войны и членов семей погибших на войне, а также беспризорных одиноких инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе»2.

В числе важнейших прав статья 120 Конституции СССР 1936 г. устанавливала право на материальное обеспечение: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение… в случае потери трудоспособности, болезни»1.

На основе провозглашенного Конституцией равенства прав всех граждан СССР пенсии по инвалидности стали назначаться служащим на тех же условиях, что и рабочим. Это явилось отличительной особенностью Конституции 1936 г. по сравнению с ранее действующими нормативными актами.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была создана система социального обеспечения советского типа, охватывавшая всех трудящихся (рабочих, служащих, интеллигенцию) во всех случаях утраты ими заработка. Однако полного возмещения заработка достигнуть не удалось, т.к. государство располагало мизерным бюджетом. В период Великой Отечественной войны издание нормативных актов в области социального обеспечения инвалидов было приостановлено. После Великой Отечественной войны работа по совершенствованию законодательства в этой области началась вновь.

5 февраля 1955 г. Президиум ВЦСПС утвердил Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию».2

Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования (в частности: получение пособий по временной нетрудоспособности, путевок в санатории, дома отдыха и других видов социального страхования) и пенсионного обеспечения по инвалидности на колхозников. Финансирование шло за счет средств централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, созданного в 1969 г.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа» был введен новый вид пособий — инвалидам с детства 1-ой и 2-ой групп, достигшим 16-летнего возраста.

Таким образом, развитие законодательства о социальном обеспечении в отношении нетрудоспособных граждан шло постепенно в зависимости от провозглашаемых политических целей и экономических возможностей страны, по пути образования единой системы норм о пенсионном обеспечении, совершенствования правил определения среднего заработка для назначения пособий, улучшении законодательства о медицинском обслуживании и лечении.

Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в случае болезни, полной или частичной утрате трудоспособности. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.

Довольно интенсивно развивалась в этот период система социальной реабилитации для инвалидов (от домов-интернатов до трудоустройства, обеспечения транспортными средствами, протезирования). Отдельные категории граждан приобретали право на различные льготы — по обеспечению лекарственными препаратами, оплате проезда на транспорте, санаторно-курортному лечению, оплате коммунальных услуг, бесплатному предоставлению автомобиля и т.д.

Таким образом, на момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан, которые продолжают развиваться в новой России с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении. В условиях формирования

Российской государственности существенно меняются подходы к социальному обеспечению граждан.

Новый этап развития социального обеспечения начался с принятия 20 ноября 1990 г. Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ».1

В институте пенсий по инвалидности появился новый вид пенсий – пенсии по инвалидности вследствие военной травмы.

Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий по инвалидности увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда.

В настоящее время система социального обеспечения России переживает переходный период. С 1993 г. начинает создаваться реальная база для закрепления права граждан РФ на охрану здоровья.

Конституция РФ 1993 г. заложила основу для реформы социального обеспечения. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» статья 39 Конституции РФ – гарантирует каждому нуждающемуся социальное обеспечение по инвалидности.

С момента формирования новой системы социального обеспечения, основу которой заложила Конституция РФ 1993 г., вышли новые законодательные акты такие как: Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г., ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г., ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 15.11.95 г., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г., а также другие документы в области социального обеспечения, в стране создана Государственная служба медико-социальной экспертизы, существенно изменились наши представления на инвалидность, сущность и содержание самой медико-социальной экспертизы, а также увеличился объем прав и льгот, предоставляемых инвалидам.

Однако, несмотря на такое бурное развитие, законодательство о социальном обеспечении в отношении инвалидов до сих пор, к сожалению, не соответствует должным образом реалиям сегодняшнего дня и поэтому назрела необходимость в его реформировании и более глубоком воплощении в жизнь прав и льгот инвалидов.

 

1.3 Развитие социального обеспечения инвалидов

Потребность в социальном обеспечении появилась сразу с появлением людского общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от их обстоятельств, не могут своими усилиями получать источник средств собственного существования. К числу таких людей относятся, сначала, малыши и старики. 1-ые «еще», а 2-ые «уже» нетрудоспособны. Не считая того, ряды нетрудоспособных может восполнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно или по все временно в связи с расстройством здоровья.По мере развития общества и усложнения социальной связей к числу обстоятельств нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обоснованы нравом господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.Социального обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет определенные исторические типы, так как оно осуществляется в рамках той либо другой общественно-экономической формации.Социальное обеспечение как реально имеющееся публичное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, как много и точно в ней отражены его сущностные признаки. Время от времени определение того либо другого понятия (дефиницию) дает сам законодатель и оно воспринимается наукой и практикой как законное понятие. В научной и учебной литературе понятие общественного обеспечения создателями формулируется по-разному, зависимо от того, какие признаки принимаются за базисные, главные для данного явления.К числу сущностных признаков общественного обеспечения на современном шаге можно отнести: во-1-х, муниципальный нрав устанавливаемых в обществе организационно-правовых методов рассредотачивания совокупного публичного продукта через систему общественного обеспечения; во-2-х, законодательное закрепление списка социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех либо других видов общественного обеспечения; в-3-х, закрепление в нормах права или в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению; в-4-х, нормирование государством общественного эталона обеспечения, ниже которого оно не может быть, методом законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и критерий предоставления.Некие ученые выделяют и другие конституционные признаки общественного обеспечения. Так, Р.И Иванов относится к их числу последующих: - конкретные основания вызывающие потребность в особенном механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определенного уровня жизнеобеспечения; - особенные фонды, источники общественного обеспечения; - особенные методы сотворения этих фондов; - особенные методы предоставления средств существования; - закрепление правил предоставления общественного обеспечения в соц, в том числе правовых, нормах

С формулировкой первого признака тяжело согласиться, так как сами по для себя конкретные основания только вызывают потребность в особенном механизме социальной защиты, но функционирование его всегда связано с признанием обществом, государством этих оснований в качестве социальных рисков, влекущих надлежащие юридические обязанности по предоставлению общественного обеспечения. В реальной жизни беспристрастных оснований, влекущих потребность человека в социальной помощи, всегда намного больше тех, которые признаются государством социально почтительными. Вся история развития систем общественного обеспечения – убедительное подтверждение того, что список беспристрастных оснований, признаваемых социальными рисками, без прерывно расширяется, но навряд ли он когда-либо станет стопроцентно тождествен реально имеющимся беспристрастным причинам, вызывающим потребность человека в социальной помощи

Что касается второго, третьего и 4-ого конститутивных признаков общественного обеспечения, выделяемых Р. И. Ивановой, то они отражают различные стороны 1-го, сущностного признака – метода организации общественного обеспечения

Выделив признаки общественного обеспечения, казалось бы, совершенно нетрудно дать его определение. Но конкретного понятия данного явления до сего времени не выработано. Это разъясняется тем, что социальное обеспечение – явление многоаспектное и хоть какое данное ему определение не может быть универсальным, ибо оно не способно в форме дефиниции сразу окутать все сущностные признаки, обозначив в то же время и его главные функции.

Под социальным обеспечением понимают:

-. форму рассредотачивания, гарантирующую гражданам обычный уровень актуального и культурного эталона сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца;

- систему вещественного обеспечения и обслуживания людей по возрасту, заболевания, инвалидности, безработице, по случаю утраты кормильца, воспитания малышей и в других установленных законодательством случаях;

- совокупность публичных отношений, складывающихся меж гражданами, с одной стороны, и органами страны, местного самоуправления, организациями, – с другой, по поводу предоставления гражданам за счет особых фондов, экономных средств мед помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при пришествии актуальных событий, влекущих за собой утрату либо понижение дохода, завышенные расходы, малообеспеченность, бедность, или по рассредотачиванию внебюджетных фондов общественного предназначения и перераспределению части муниципального бюджета в целях ублажения потребностей людей в случае утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов либо отсутствия нужного прожиточного минимума по беспристрастным социально весомым.

При всей наружной схожести приведенных понятий в каждом из их отражены разные признаки, признаваемые создателями сущностными, но, ни в каком не указаны с подобающей полнотой беспристрастна имеющиеся черты, соответствующей для общественного обеспечения как уникального многоаспектного публичного влияния

Базисные, основополагающие сущностные признаки общественного обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономический нюанс данного понятия.

Как финансовая категория социальное обеспечение служит определенным инвентарем, применяемым обществом, государством для решения одной из острейших заморочек – социальной трудности неравенства личных доходов людей, которое не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого рассредоточивая государственного дохода во всех странах сначала XX в. получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемого государством при помощи фискальной и социальной политики, главным звеном которой как раз и является социальное обеспечение.

В то же время социальное обеспечение является и правовой категорией, так как страны реализуют политику перераспределения доходов средством правового механизма, закрепляя нормативным методом организационно-правовые методы воплощения общественного обеспечения; порядок образования соответственных денежных систем и их правовой статус, системы управления социальным обеспечением; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.

Обеспечение, адресованное человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независимым от него происшествиям нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус настоящего члена общества. В связи с этим социальное обеспечение, непременно, является и очень принципиальной социальной категорией.
Таким Макаром, можно дать последующее общее понятие общественного обеспечения как парадокса в жизни хоть какого общества и страны.
Социальное обеспечение – это один из методов рассредоточивая части валового внутреннего продукта методом предоставления гражданам вещественных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях пришествия социальных рисков за счет средств мотивированных денежных источников в объеме и на критериях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их настоящего социального статуса.

Муниципальная система общественного обеспечения законодательно закреплена и работает в определенных правовых рамках методом реализации субъектами соответственных правоотношений собственных прав и обязательств. Таким макаром, эта система представляет собой, сначала правовое образование, имеющее многоуровневый нрав.

На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных сиситем:

А) финансирование общественного обеспечение;

Б) управление;

В) вещественного обеспечения и общественного обслуживания населения.

Это всеохватывающее межотраслевое правовое образование, нормы которого входят в разные отраслевые правовые системы – в финансовое, административное право, право общественного обеспечения.

Последующий уровень общественного обеспечения как системного правового образования – отраслевой, так как нормы, регулирующие дела по финансированию, управлению, социальному обеспечению людей, относятся к разным отраслям права.

В правовой системе общественного обеспечения есть и внутриотраслевой уровень. Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансирования расходов на социальное обеспечение за счет централизованных внебюджетных кредитно-финансовых систем (Пенсионного фонда РФ, Фонда общественного страхования РФ, Муниципального фонда занятости населения РФ, фондов неотклонимого мед страхования); за счет федерального бюджета; за счет бюджетов субъектов РФ; за счет местных бюджетов и средств организаций; за счет фондов социальной поддержки населения. В системе вещественного обеспечения и общественного обслуживания людей, закрепленной нормами права общественного обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы: пенсионного обеспечения; обеспечения людей пособиями и компенсациями, мед помощью и исцелением, социальными услугами, льготами.

Значение общественного обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно делает, какие главные трудности общества позволяет решить. Существенных разногласий во взорах ученых по поводу систематизации функций общественного обеспечения не наблюдается, но есть различия в формулировке самих функций и в их количестве.

Непременно, одной из главных функций является финансовая функция общественного обеспечения. Ее суть состоит в том, что правительство употребляет социальное обеспечение в качестве 1-го из методов рассредотачивания части валового внутреннего продукта, тем оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов людей методом предоставления вещественных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальные услуг и др.) заместо утраченного заработка или вместе с ним при пришествии обозначенных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции непосредственно реализуется в перераспределении валового внутреннего продукта методом аккумуляции денег в мотивированных источниках (во внебюджетных фондах общественного страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

Социальное обеспечение связано с публичным созданием, оказывает влияние на него. Это воздействие составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды общественного обеспечения обосновано трудовой деятельностью, а уровень обеспечения часто находится в зависимости от ее нрава и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов общественного страхования это воздействие будет возрастать, так как усилится стимулирующее значение общественного обеспечения для увеличения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Соц обеспечение содействует также своевременному выводу из публичного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

Соц (социально-реабилитационная) функция общественного обеспечения содействует поддержанию общественного статуса людей при пришествии разных соц рисков (заболевания, инвалидности, старости, погибели кормильца, безработицы, бедности) методом предоставления разных видов вещественного обеспечения, соц услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. При помощи социальной функции осуществляется и реабилитационное направление общественного обеспечения, целью которого является восстановление (стопроцентно или отчасти) настоящей жизнедеятельности человека, позволяющей ему учиться, трудиться, разговаривать с другими людьми, без помощи других себя обслуживать и т. д.

Политическая функция позволяет государству специфичными для общественного обеспечения средствами реализовывать главные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Наша родина – соц правительство, политика которого ориентирована на создание критерий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Русской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается муниципальная поддержка семьи, материнства, отцовства и юношества, инвалидов и старых людей, развивается система соц служб, инсталлируются муниципальные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты. Соц политика как целенаправленное воздействие страны на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется преимущественно через систему общественного обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления общественного обеспечения в виде гос социальной помощи – бедность. Появился, как следует, новый субъект общественного обеспечения – граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

От того, как отлично соц обеспечение делает свою политическую функцию, зависит состояние общественного покоя в обществе. Соц напряженность в обществе на современном шаге свидетельствует о том, что состояние русской системы общественного обеспечения не отвечает потребностям населения.

Демографическая функция реализуется средством воздействия системы общественного обеспечения на многие демографические процессы – на длительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, очень малый уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению употребления пожилых людей, стал предпосылкой высочайшей смертности лиц преклонного возраста. Отсутствие действенной системы социальной помощи семье с детками, непременно, повлечет существенное понижение рождаемости в стране и т. д.

Вместе с рассмотренными выше функциями общественного обеспечения некие спецы указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов доказывает к тому же духовно-идеологическую функцию общественного обеспечения, в составе которой он выделяет: идейную, моральную и социально-психологическую подфункции.

 

 

1.4 Современное состояние законодательства инвалидов в РФ

 

 

Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль права сформировалась относительно недавно.

В настоящее время функционирование отрасли права социального обеспечения стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социального обеспечения, она приобретает особое значение. Отдельные положения права социального обеспечения адресованы конкретно инвалидам (от лат. слабым, немощным). Нормы данной отрасли права инвалидам необходимо хорошо знать, так как их знание позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социальной защитой, адресованной инвалиду, а в случае необходимости — юридически грамотно защитить свои права.

На пути перехода в 21 век в РФ принято большое количество нормативных актов регулирующих правовое положение инвалидов (1, 2 и 3 групп) и детей-инвалидов. В первую очередь Конституция РФ 1993 г. гарантирует каждому нуждающемуся социальное обеспечение в случае наступления инвалидности. Основным Законом в области социальной защиты инвалидов является ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями на 17.07.1999 г.), определяющий государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Законодательство РФ о социальной защите включает другие Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. В случаях, если этими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ уровень социальной защиты инвалидов, то должны применяться положения этих правовых актов. В то же время нельзя не отметить и важный этап социальный реформы, который ознаменовало принятие Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 8 августа 2004 г. и подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 августа 2004 г. Как отмечается в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (далее — ФЗ-122 или ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г.), он «принимается в целях (подчеркнуто нами) защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения». Принятие указанного закона кардинально изменило механизм социальной поддержки инвалидов в нашей стране.

Тема «Конституционные основы социальной защиты прав инвалидов в РФ» выбрана нами не случайно и в настоящее время является очень актуальной, так как с каждым днем растет число инвалидов в нашей стране, которые нуждаются в социальном обеспечении и защите со стороны государства. В журналах, монографиях и учебниках по праву социального обеспечения обсуждаются проблемы пенсионного обеспечения, а также других прав и гарантий, предоставляемых законодательством РФ инвалидам.

Так, в 2002 г. в стране насчитывалось 7, 2 млн. инвалидов, в 2003 г. — 8, 9 млн. инвалидов, в 2004 г. — 9, 6 млн. инвалидов. Только в Краснодарском крае в 2004г. свыше 1, 5 млн. человек имело право на льготы по Федеральным законам «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Уровень первичной инвалидности в Краснодарском крае в 2004 г. составил 71 на 10000 взрослого и 56 — на 10000 трудоспособного населения (в 2003 г. соответственно— 72 и 58). Из общего числа впервые признанных в Краснодарском крае в 2004 г. инвалиды вследствие трудового увечья и профессионального заболевания составили 0, 86 процентов (246 человек), инвалиды из числа участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф — 0, 49 процентов (141 человек), инвалиды из числа бывших военнослужащих — 2, 2 процента (638 человек), инвалиды с детства — 6, 6 процента (1872 человека).1

Параллельно с ростом в стране инвалидности существует проблема нехватки финансов. В связи с этим выше упомянутые законы и нормативно-правовые акты имеют силу только на бумаге и несвоевременно обеспечивают инвалидов в необходимых им средствах и услугах, именно поэтому целью нашего исследования является изучение истории развития права социального обеспечения в области социальной защиты инвалидов, усовершенствований в этой области со временем, выявление прав и льгот предоставляемых инвалидам в РФ, рассмотрение пенсионного обеспечения инвалидов и вместе с тем выявление не только формально предоставляемых инвалидам прав и льгот, а изучение того насколько они являются действующими в данный период времени.

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПКЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 Анализ законодательства о социальном обеспечении инвалидов в Омской области

 

1. Реабилитация инвалидов (детей-инвалидов)


Федерации” (далее – Федеральный закон № 181).

1.3. Инвалиды, в том числе дети-инвалиды имеют право на разработку учреждением медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) индивидуальной программы реабилитации (далее – ИПР). ИПР представляет собой комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.

1.4. ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (статья 11 Федерального закона № 181).

1.5. ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер. Инвалид (родители ребенка-инвалида) вправе отказаться от реализации разработанной ИПР, а также от того или иного вида, формы и объёма реабилитационных мероприятий. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации (далее – ТСР) или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

1.6. Если ТСР либо услуга, предусмотренное ИПР, не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид (его законный представитель) приобрёл

1.7. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПР в целом или от реализации отдельных её частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за её исполнение и не даёт инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (статья 11 Федерального закона № 181).

1.8. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета (далее – федеральный перечень) (приложение 8) (статья 10 Федерального закона № 181).

1.9. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с вышеупомянутым федеральным перечнем, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (статья 11 Федерального закона № 181).

1.10. ИПР составляется в двух экземплярах, один экземпляр выдаётся инвалиду (его законному представителю) на руки, второй приобщается к акту освидетельствования (Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида), утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 379н (далее – приказ № 379н).

1.11. ИПР может быть разработана на 1 год, 2 года или бессрочно (для ребёнка-инвалида – на 1 год, 2 года или до достижения гражданином возраста 18 лет). При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР оформляется новое направление на МСЭ и разрабатывается новая ИПР.

1.12. В случае отказа инвалида (его законного представителя) подписать сформированную ИПР она приобщается к акту МСЭ гражданина. Копия ИПР в данном случае может быть выдана инвалиду (его законному представителю) по заявлению инвалида (законного представителя).

1.13. В случае несогласия с решением учреждения МСЭ о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид (его законный представитель) может обжаловать данное решение в главное бюро МСЭ в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по МСЭ по Омской области с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статьи 42-46 Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 95).

1.14. Координация мероприятий по реализации ИПР и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения (приложение 3 – перечень территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области) (приказ № 379н).

1.15. Инвалид (ребёнок-инвалид) имеет право на переосвидетельствование ранее установленного срока по заявлению (заявлению законных представителей) в связи с изменением состояния здоровья, по иным причинам (статья 41 постановления Правительства Российской Федерации № 95).

1.16. Гражданам может быть установлена группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, – категория “ребёнок-инвалид” до достижения гражданином возраста 18 лет не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории “ребёнок-инвалид”) гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню заболеваний согласно приложению 9.

2. Медицинская помощь инвалидам

2.1. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона № 181).

2.2. Право на внеочередное оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2010 год имеют следующие категории граждан из числа инвалидов: инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий (статья 58 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ “Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан” (далее – Кодекс о социальной защите), постановление Правительства Омской области от 23 декабря 2009 года № 262-п “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2010 год”).

2.3. Детям-инвалидам, больным хроническими заболеваниями, оставшимся без попечения родителей, предоставляется право на первоочередное бесплатное пользование лечебными учреждениями, санаториями, курортами в соответствии с федеральным и областным законодательством. Эти дети обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, применении корригирующих и реабилитационных методов лечения, имеют право на наблюдение у врачей-специалистов, протезирование, помещение в специализированные учреждения в соответствии с федеральным и областным законодательством (пункт 2 статьи 47 Кодекса о социальной защите).

2.4. Инвалиды, дети-инвалиды обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами, не входящими в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 665.

Инвалиды, дети-инвалиды бесплатно обеспечиваются изделиями медицинского назначения, перевязочными материалами и другими изделиями в соответствии с областным законодательством, назначаемыми по жизненно важным показаниям по категориям заболеваний на основании оформленного врачом рецепта (статья 60 Кодекса о социальной защите).

2.5. Дети-инвалиды, страдающие фенилкетонурией, целиакией, галактоземией, обеспечиваются специализированными продуктами лечебного питания при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи (Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 января 2007 года № 1).

2.6. Граждане, проживающие на территории Омской области, не являющиеся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающиеся в протезировании, доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения (по основным социально-демографическим группам населения в Омской области), имеют право на бесплатное обеспечение протезными изделиями. Они могут обеспечиваться следующими видами протезных изделий: протезы верхних и нижних конечностей, аппараты верхних и нижних конечностей, туторы верхних и нижних конечностей, корсеты, бандажи (поясничный отдел), сложная ортопедическая обувь и обувь на ортопедические аппараты, обувь на протезы (пункт 1 статьи 61 Кодекса о социальной защите, постановление Правительства Омской области от 4 апреля 2007 года № 38-п “О социальной поддержке граждан, не являющихся инвалидами, по обеспечению протезными изделиями”).Мера социальной поддержки Куда следует заявление, документы, подтверждающие место пребывания либо место жительства на территории Омской области, выданная лечащим врачом справка или иной документ о нуждаемости заявителя в протезном изделии, справка территориального органа Министерства труда и социального развития Омской области, подтверждающая, что среднедушевой доход семьи заявителя ниже величины прожиточного минимума

2.7. Инвалиды, проживающие в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения. Оплата лечения инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счёт соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (далее – Федеральный закон № 122).

2.8. Ветераны боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы в районах боевых действий на территории СССР, территории Российской Федерации и территориях других государств, бесплатное обеспечиваются один раз в два года путевками в лечебно-профилактические учреждения здравоохранения, расположенные на территории Омской области, в соответствии с перечнем лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, утверждаемым органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения.

3. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации:

3.1. К ТСР относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

Решение об обеспечении инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

3.2. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов ТСР, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Министерства труда и социального развития Омской области (только в рамках федерального перечня3.3. ТСР, предусмотренные ИПР и предоставленные инвалиду за счёт средств федерального бюджета и Министерства труда и социального развития Омской области, передаются инвалидам бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежат отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (статья 11.1. Федерального закона № 181, пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 “О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями”).

С 1 февраля 2011 года изменен порядок выплаты компенсации при приобретении инвалидами технических средств реабилитации.

Установлено, что в случаях, когда предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации или услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел техническое средство реабилитации или оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере их стоимости, но не более стоимости технического средства реабилитации или услуги, предоставляемых в порядке, установленном Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Ранее компенсация выплачивалась в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и оказанной услуги.

Такой же порядок выплаты компенсации распространен на инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и других категорий ветеранов, указанных в Федеральном законе “О ветеранах”.

Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

3.5. Если предусмотренное ИПР ТСР не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное ТСР за счёт собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с ИПР.

Уточнен порядок выплаты компенсации при приобретении инвалидами технических средств реабилитации

Установлено, что в случаях, когда предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации или услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел техническое средство реабилитации или оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере их стоимости, но не более стоимости технического средства реабилитации или услуги, предоставляемых в порядке, установленном Федеральным законом “О с

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прямые и портфельные инвестиции, качественные и количественные различия, какие инвестиции нужны россии | Лабораторная работа № 2 - Проект трассы выездной траншеи




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.