Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документация и отчетность по охране труда






1. Основные типы документов по охране труда

2. Организация документооборота по охране труда

3. Номенклатура дел по охране труда

4. Документация по охране труда на рабочих местах

5. Формы статистической отчетности по охране труда

№ п.п 1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
1.1 Обязанности работодателя в сфере охраны труда 2.1.1. Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в организации возлагаются на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ) В соответствии с требованиями законодательства работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. При организации обеспечения безопасных условий и охраны труда тем или иным работодателем важно учитывать, что работодатель имеет право: (ст.22 Трудового кодекса РФ) 1)  принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); 2)  заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами; 3)  требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; 4)  поощрять работников за добросовестный эффективный труд; 5)  привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными 6)  вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; 7)  создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Работодатель обязан: (ст.22 ТК РФ) 1)  соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащее нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; 2)  вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом; 3)  предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; 4)  обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; 5)  обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией, и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; 6)  обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; 7)  своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового; 8)  рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требования охраны труда, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям; 9)  создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в  предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах; 10)  осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; 11)  возмещать вред, причиненный работникам в связи с  исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 12)  предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; 13)  знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: (ст.76 ТК РФ) 1)  появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; 2)  не прошедшего в установленном порядке обучение и  проверку знаний и навыков работы в области охраны труда; 3)  не прошедшего в установленном порядке обязательный осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4)  при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; 5)  по требованиям органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, и в других случаях, предусмотренных законом. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе в случаях: (ст.81 ТК РФ) 1)  несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе из-за состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением при условии невозможности перевести работника с его письменного согласия на другую работу либо недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; 2)  неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; 3)  однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей в виде: а) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; б) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
1.2 Основные направления в работе по охране труда 2.1.2. Основные направления в работе по охране труда Для организации работы по охране труда руководитель должен: - распределить обязанности по охране труда среди ВСЕХ работников, в первую очередь среди руководителей и специалистов, и закрепить их документально; - задействовать все имеющиеся возможности трудового коллектива (и профсоюзной организации, если она есть) для социального партнерства в сфере охраны труда, для вовлечения всех работников в обеспечение безопасности своего (и своих товарищей) труда; - организовать реальное (пусть даже небольшое) материальное и моральное стимулирование всей этой деятельности; - организовать постоянное обучение работников всему тому, что они должны знать, уметь и ежедневно делать в сфере безопасности труда, гигиены труда и  в целом охраны труда; - организовать обеспечение работников всеми необходимыми для выполнения требований охраны труда материальными (например, средства коллективной и индивидуальной защиты), организационными (например, привлечение специалистов и специализированных организаций) и финансовыми ресурсами; - организовать оценку и анализ условий труда на всех рабочих местах с целью принятия обоснованных решений по охране труда (например, методами аттестации рабочих мест по условиям труда); - организовать взаимодействие с органами государственного управления, надзора и контроля, другими заинтересованными лицами по проблемам охраны труда своей организации; - лично производить анализ и оценку деятельности работников (и организации-работодателя в целом) по обеспечению требований охраны труда, выполнения законодательно установленных ОБЯЗАННОСТЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ. Основными направлениями деятельности должностного лица, на которого возложено общее руководство работы по охране труда, являются: - организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда; - организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; - контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; - информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителей, по вопросам охраны труда; - изучение законодательства по охране труда и иных нормативно правовых и нормативно технических документов по охране труда и безопасности производственной деятельности, устранение несоответствий, распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
1.3 Обязанность работодателя по созданию службы охраны труда в организации. Структура службы охраны труда и численность ее работников Служба охраны труда в организации Порядок создания службы охраны труда на предприятиях (в учреждениях, организациях) определяется ст. 217 Трудового кодекса РФ, которая гласит: 1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. 2. Работодатель, численность работников которого не превышает 50  человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. 3. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. 4. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 утверждены “Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии”, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. №  14 утверждены “Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации” в целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда. ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 1 апреля 2010 г. N 205н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМА АККРЕДИТАЦИЯ, И ПРАВИЛ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА» Приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМА АККРЕДИТАЦИЯ 1. Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек. 2. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. 3. Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда. Основные задачи службы охраны труда: - организация и контроль за разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на улучшение состояния условий труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - анализ состояния охраны труда на объектах организации; - контроль за соблюдением требований охраны труда, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, а также действующими нормативно-техническими документами при выполнении работ и эксплуатации производственных объектов, принадлежащих или арендуемых организацией; - выявление нарушений правил и норм охраны труда на объектах и контроль за их своевременным устранением; - контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, необходимой для выполнения требований охраны труда. Работники службы охраны труда имеют право (данное им работодателем): - представлять в установленном порядке организацию в других организациях по вопросам охраны труда; - принимать участие в рассмотрении итогов выполнения коллективного договора и давать заключения о состоянии охраны труда; - в любое время суток осуществлять проверку состояния охраны труда, технической и безопасной эксплуатации объектов организации; - выдавать руководителям отделов и служб, руководителям и специалистам структурных подразделений обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, связанных с охраной труда, обеспечению надежности и безаварийности работы оборудования и контролировать их выполнение; - запрашивать и получать от руководителей подведомственных подразделений, отделов и служб организации своевременное представление отчетов, сведений, справок, планов мероприятий по вопросам охраны труда; - привлекать по согласованию с руководителями соответствующих специалистов технических отделов и служб к проверкам состояния охраны труда на рабочих местах и объектах организации; - требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации и не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших своевременную подготовку, аттестацию и проверку знаний требований охраны труда, действующих в организации, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда, а  также виновных в грубом нарушении этих требований; - не допускать применения технических устройств, не имеющих сертификатов соответствия, а, при необходимости и разрешения органа Ростехнадзора; - информировать заместителя руководителя организации (ответственного за безопасность производственной деятельности/охрану труда) и по согласованию с ним приостанавливать ведение основных технологических процессов, идущих с нарушением технологических регламентов, при выявлении неисправностей и дефектов оборудования, представляющих опасность возникновения аварии или создающих угрозу жизни и здоровью работников; - вносить предложения руководству организации о перемещении работников службы, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.
1.4 Функции службы охраны труда Для решения своих задач служба охраны труда выполняет следующие функции: 1)  контролирует соблюдение требований охраны труда при выполнении работ, в первую очередь повышенной опасности при эксплуатации, реконструкции и ремонте производственных объектов; 2)  выявляет опасные конструктивные недостатки оборудования, механизмов, систем защиты, контроля и  управления, принимает меры для их исключения с  целью предупреждения производственного травматизма; 3)  принимает участие в составлении раздела “Охрана труда” коллективного договора и “Соглашения по охране труда”; 4)  участвует в разработке и контролирует выполнение “Программы мероприятий по совершенствованию организации работ по охране труда и условий труда”, а  также Программы технического перевооружения и реконструкции производственных объектов организации (если она есть); 5)  доводит до сведения работников вводимые в действие новые законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда; 6)  участвует в расследовании несчастных случаев на производстве (профессиональных заболеваний), в разработке и контроле за выполнением мероприятий по результатам расследования; 7)  принимает участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (если только эту работу работодатель не поручил бухгалтерии); 8)  организует хранение документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, сводные ведомости по проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами (если только эту работу работодатель не поручил другому подразделению); 9)  выявляет опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах, в том числе методами аттестации рабочих мест; 10)  принимает меры по обеспечению подразделений и служб нормативными документами, правилами, инструкциями по охране труда, плакатами, знаками безопасности; 11)  оказывает методическую помощь руководителям служб охраны труда структурных подразделений, филиалов (если они есть), других подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников; 12)  оказывает методическую помощь отдельно расположенным подразделениям в  организации кабинетов, уголков по охране труда и  учебных классов в оснащении их наглядными пособиями, техническими средствами обучения; 13)  контролирует работы по санитарно-технической паспортизации объектов, организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Контролирует работы по приведению условий труда работников в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими требованиями; 14)  контролирует выполнение работ по планам и проектам, нарядам-допускам на соответствие требованиям охраны труда; 15)  контролирует соблюдение требований безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов, сосудов, работающих под давлением, объектов систем газоснабжения и газопотребления, паровых и  водогрейных котлов; 16)  контролирует выполнение лицензионных требований в области охраны труда, если таковые имеются; 17)  осуществляет контроль наличия сертификатов соответствия на применяемые средства индивидуальной защиты, спецодежды, спецобуви, предохранительные устройства (если только эта работа не поручена работодателем другому подразделению); 18)  принимает участие в разработке локальных нормативных актов работодателя (регламентов, положений, инструкций) в области охраны труда; 19)  проводит вводный инструктаж по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику; 20)  осуществляет контроль за своевременным обучением, подготовкой и проверкой знаний руководителей, специалистов и служащих по вопросам охраны труда; 21)  участвует в работе комиссии производственного контроля (если она есть) организации в целом; 22)  контролирует соответствие порядка допуска работников подразделений и/или привлеченных к производству работ по охране труда на объектах подрядных организаций требованиям нормативных документов; 23)  контролирует выполнение предписаний, выданных государственной инспекцией труда и другими видами государственного надзора за безопасным ведением работ; 24)  готовит информацию о состоянии охраны труда для представления органам государственного надзора и  управления; 25)  проводит оценку эффективности комплекса мероприятий по обеспечению охраны труда на основании анализа состояния охраны труда, травматизма, профзаболеваемости, количества и характера выявляемых нарушений требований охраны труда; 26)  контролирует наличие, ведение и исполнение в филиалах и структурных подразделениях (если они есть) приказов, положений, инструкций, регламентов и другой документации в области охраны труда; 27)  контролирует обеспечение охраны труда работников при производстве работ по ликвидации аварий и  их последствий; 28)  информирует подразделения об обстоятельствах и причинах происшедших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 29)  участвует в рассмотрении проектной документации на новое строительство, ремонт, реконструкцию и  консервацию объектов на соответствие требованиям, правилам и нормам охраны труда; 30)  принимает участие в испытаниях, контролирует внедрение новых технических средств и технологий, направленных на улучшение условий охраны труда, безопасности производственных объектов и  технологических процессов; 31)  направляет в подразделения анализ нарушений, выявленных органами государственной инспекции труда, для принятия мер с целью предотвращения подобных нарушений; 32)  готовит проекты приказов и распоряжений по организации, связанные с обеспечением охраны труда; 33)  готовит материалы и справки руководству и отделам по вопросам охраны труда, выполнения приказов, распоряжений и предписаний органов государственного надзора и контроля; 34)  после проведения комплексной или целевой проверки готовит руководителю организации доклад о состоянии охраны труда проверенных объектов; 35)  не позднее 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным, представляет руководителю организации сводную информацию о выявленных нарушениях правил и норм охраны труда и ходе выполнения мероприятий по их устранению; 36)  вносит предложения руководству организации: - о привлечении к ответственности и внеочередной проверке знаний руководителей, специалистов, служащих и рабочих, допустивших нарушение норм и правил охраны труда; - о проведении мероприятий по обеспечению охраны труда и устранению выявленных нарушений, а при необходимости вносит эти мероприятия в  проекты годовых планов реконструкции, техперевооружения и программы мероприятий по качественному повышению организации работ по охране труда; 37) своевременно информирует руководство организации: - о необходимости приостановки работ и эксплуатации оборудования на объектах организации, производимых с  нарушениями требований охраны труда, которые могут привести к травматизму или профессиональному заболеванию работников; - о необходимости отстранения от работы на объектах организации лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и проверку знаний по охране труда; 38) совместно с отделами и службами организации участвует в разработке программ и мероприятий, направленных на улучшение работы в области охраны труда, и осуществляет контроль за их выполнением; 39) выполняет другие виды управленческих действий, вытекающих из задач и характера деятельности службы.
1.5 Организация контроля за состоянием охраны труда в организации   2.1.4. Организация контроля за состоянием охраны труда в организации Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются: - оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц; - административно-общественный (трехступенчатый) контроль; - контроль, осуществляемый службой охраны труда. Контроль в сфере охраны труда осуществляется за: - соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; - обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты; - соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; - выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда; - наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром; - проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда; - своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов; - эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств; - своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда; - организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты; - санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений; - организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда; - правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда; - своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов; - использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
  2. Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда.
2.1 Методы управления внутренней мотивацией работников на соблюдение требований охраны труда   Общие понятия о внутренней мотивации Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и внешние факторы, влияющие на мотивацию, называемые стимулом. Поведение человека определяется потребностями и стимулами, которые доминирует в данный момент времени. Основополагающими для человека являются: - физиологические потребности; - потребность в личной безопасности; - потребность быть в группе, потребность пользоваться в ней любовью и уважением; - потребность в самовыражении и лидерстве. По мере того, как частично удовлетворяются потребности на одном уровне, доминирующими становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь в виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую потребность. Например, очень распространенным является мнение, что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным: если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность. Управление внутренней мотивацией работников на соблюдение требований охраны труда Управление мотивацией к поддержанию высокого уровня безопасности труда направлено на выработку у работников личных и групповых долгосрочных интересов и соответствующих установок на безусловное заинтересованное соблюдение требований охраны труда, а также соответствующего поведения при опасных производственных ситуациях. Необходимо различать стимулирующее управление, связанное с поощрением работника, и наказывающее управление, связанное с ответственностью работника за свои действия / бездействие. Меры поощрения выбираются с целью создания реальной заинтересованности работников в обеспечении безопасности каждого рабочего места и всех производств, развития и закрепления стимулов к выполнению требований безопасности, осознания индивидуальных и групповых интересов, ответственности работника за состояние травматизма в трудовом коллективе, коррекции субъективных представлений об опасностях с их реальной значимостью для устойчивого развития организации. Практика показывает целесообразность следующих мер морального поощрения: для работника - объявление благодарности в приказе по организации с вручением Почетной грамоты, помещение портрета на специальный стенд; для подразделения - присвоение звания " Лучшее подразделение по охране труда такого-то периода" с вручением почетного вымпела. Возможны и другие формы морального поощрения. Применяются следующие меры материального поощрения для отдельного работника: 1) разовое денежное вознаграждение (премия); 2) установление надбавки к зарплате на период до следующего смотра-конкурса; 3) путевка (на отдых или лечение) на престижные курорты, включая зарубежные; 4) командировка на российские или зарубежные выставки по охране труда; 5) стажировка по охране труда в России или за рубежом; Эти же меры материального поощрения могут быть применены и к подразделению с учетом количества работающих там людей, занятого призового места, номинации конкурса по охране труда.
2.2 Основные методы пропаганды передового опыта в охране труда   Проведение Всемирного дня охраны труда Всемирный день охраны труда отмечается ежегодно 28 апреля под эгидой МОТ. Исторически Всемирный день охраны труда связан с инициативой американских и канадских рабочих, предложивших отмечать с 1989 года День памяти рабочих, погибших или получивших травмы на работе. Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП) распространила это начинание по всему миру и включила в его содержание понятие устойчивого труда и устойчивых рабочих мест. Сейчас Международный день памяти рабочих, погибших или получивших травмы на работе, отмечается более чем в ста странах мира 28 апреля каждого года. В 2003 году МОТ предложила изменить концепцию Дня памяти погибших и сделать основной упор на то, что может быть сделано для профилактики несчастных случаев на производстве и заболеваний профессионального характера по всему миру. Всемирный день охраны труда отмечается в России с 2003 года. Его целесообразно использовать для широкой разъяснительной работы и награждения лучших работников, активно участвующих в обеспечении охраны труда в учреждении. Пропаганда передового опыта в охране труда. В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является осуществление мероприятий по распространению (пропаганде) передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда. Координацию и организацию работ по пропаганде охраны труда проводят службы и специалисты охраны труда, а также непосредственные руководители подразделений (начальники цехов, служб, их заместители, мастера) во взаимодействии с профсоюзным активом. Методы пропаганды вопросов охраны разнообразны, но конечная цель одна - воспитать у работающих осознанную необходимость выполнения требований безопасного выполнения работ. Это достигается всеми формами обучения и инструктажа; разбором несчастных случаев; проведением лекций; бесед; наглядной агитацией; организацией посещения выставок; экскурсий; обменом опытом; организацией соревнования; просмотром кино и видеофильмов, привлечением к формированию нормального психологического климата в коллективах (сменах, бригадах и т.п.) специалистов - психологов и социологов и т.д. Очень действенно поощрение работников, не допускающих нарушений требований безопасности, на специально организуемых для этой цели собраниях с приглашением членов семей.
2.3 Кабинеты и уголки охраны труда. Оснащение и основные направления деятельности Для постоянного осуществления мероприятий целесообразно организовать кабинет по охране труда, оснащенный техническими средствами обучения, регулярно обновляемой наглядной агитацией, макетами, необходимой справочной, методической и периодической литературой.  
  3. Организация системы управления охраной труда
3.1 Нормативные правовые акты, содержащие общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда и созданию отдельных ее элементов Сегодня на международном уровне существует ряд документов, содержащих требования к системам управления охраной труда. Два из них общепризнанны. Первым (по времени создания) является стандарт OHSAS 18001-99 (аббревиатура OHSAS - Occupational Health and Safety Assessment Series) " Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала», разработанный на основе известного британского стандарта BS 8800-96 " Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала" (Guide to Occupational health and safety management systems). C 2007 года после существенной переделки данный стандарт приобрел статус официального британского стандарта BS OHSAS 18001-2007 Вторым – официальный международный нормативный акт – руководящий документ Международной организации труда ILO-OSH 2001 “Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems/ МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда» или МОТ-СУОТ 2001 «Руководство по системам управления охраной труда». На совместном совещании Международной организации по стандартизации (ИСО/ISO) и Международной организации труда (МОТ/ILO) в 1996 г. было решено, что наиболее подходящей организацией для разработки международных документов по управлению охраной труда является МОТ, которая имеет трехстороннюю структуру с равными голосами представителей правительства, объединения работодателей и работников при формировании политики и ее программ. В 2006 году на 95-й Генеральной конференции МОТ была принята Конвенция 187. В пункте 6 рекомендацией Конвенции установлено, что государства - члены МОТ должны содействовать принятию системного подхода к управлению охраной труда, изложенному в документе ILO-OSH 2001. Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 28 от 27 марта 2007 г. по переписке) принят межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (ILO-OSH 2001, IDT). Данный стандарт идентичен документу Международной организации труда ILO-OSH 2001. Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда). Для реализации вышеуказанного пункта рекомендаций МОТ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 12.0.230-2007 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009 г. и отменен государственный стандарт ГОСТ 12.0.006-2002 «ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации». Для адаптации применительно к национальным условиям помимо ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) был разработан и введен в действие с 1 июля 2010 года ГОСТ Р 12.0.007 – 2009 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию, позволяющие использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса и Конвенции МОТ 187 о применении документа ILO-OSH 2001. Поскольку с выступлением в силу ГОСТ 12.0.230-2007 действие национального стандарта ГОСТ 12.0.006-2002 «ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации» было прекращено, а зачастую именно этот стандарт использовался крупным российскими предприятиями для построения систем управления охраной труда и сертификации, то в 2012 году был осуществлен перевод BS OHSAS 18001-2007. С 1 января 2013 года он действует в России в качестве национального стандарта ГОСТ Р 54934-2012/ OHSAS 18001-2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья» Данный стандарт был принят не в системе ССБТ, как все остальные, и следовательно, избежал обсуждения и утверждения на техническом комитете № 251 «Безопасность труда» Росстандарта. Точка в этом процессе была поставлена Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Теперь в соответствии со статьей 212 работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ. Тем самым Трудовым кодексом РФ за корпоративными системами управления охраной труда работодателя закреплено официальное название «система управления охраной труда». Применение других терминов является юридически некорректным. Кроме того, Трудовым кодексом РФ введены взаимодополняющие понятия «Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей»и «Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) На национальном уровне стандарт служит: a) для установления национальных основ системы управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами; b) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране туда в организациях, направленных на соблюдение норм и иных нормативных правовых актов, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда; c) руководящими указаниями для развития национальных и специальных корпоративных стандартов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности. На уровне организации стандарт предназначен: a) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления; b) способствовать активизации всех работников организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
3.2 Основные элементы системы управления охраной труда Обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателей. В связи с этим работодатель должен продемонстрировать свои руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраной труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и применение, оценка и действия по совершенствованию. 2. Политика в области охраны труда 1. Работодатель после консультации с работниками и их представителями излагает в письменном виде политику в области охраны труда, которая должна: a) соответствовать специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями организации; b) быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания и вводиться в действие подписью работодателя либо по его доверенности уполномоченного лица в организации; c) предоставляться всем работникам организации и находиться в легко доступных местах для их ознакомления; d) подлежать анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям; e) быть доступной в установленном порядке для внешних заинтересованных организаций. 2. Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя: a) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; b) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять; c) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда; d) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда. Участие работников и их представителей в СУОТ 1. Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации. 2. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий. 3. Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применения, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда. 4. Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.
3.3 Состав документации системы управления охраной труда Документация системы управления охраной труда В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации, сложности и взаимодействия технологических процессов, требований национальных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, соответствующих обязательных требований, компетентности работников, а также от глубины, при которой необходимо подтверждать выполнение требований к системе управления, следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать: a) политику и цели организации по охране труда; b) распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда; c) наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению; d) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда Документация системы управления охраной труда должна: a) быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям; b) периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается. Записи данных по охране труда должны вестись, оптимизироваться и находиться в местах, удобных для пользования. Они должны быть легко определяемыми, и должен быть определен срок их хранения. Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной деятельности и здоровью, с учетом требований конфиденциальности. Записи данных по охране труда могут включать: a) сведения, вытекающие из применения системы управления охраной труда; b) сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой; c) требования национальных законов или иных нормативных правовых актов по охране труда; d) данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников; e) результаты текущего и реагирующего наблюдения функционирования системы управления охраной труда. Передача и обмен информацией Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для: a) получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений (запросов, идей и предложений), связанных с охраной труда, их документальным оформлением, а также подготовки и выдачи ответов на них; b) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации; c) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.
3.4 Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда Планирование, разработка и применение СУОТ Исходный анализ В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии системы управления охраной труда или в случае, если организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда. Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны: a) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя; b) определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда; c) определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков; d) провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников 3. Результат исходного анализа должен: a) быть документально оформлен; b) стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда; c) определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации. 4. Планирование 1. Цель планирования в системе управления охраной труда в организации заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих: a) как минимум соответствие условий труда требованиям национальных законов и иных нормативных правовых актов; b) основные элементы системы управления охраной труда в организации; c) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать: a) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда; b) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления; c) отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели; d) предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.
  4. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда. Организация общественного контроля
4.1 Состав и функции комитета (комиссии) по охране труда в организации Комитет (комиссия) является составной частью системы управления охраной труда в организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства. Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов. Задачами комитета (комиссии) являются: - разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; - организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
4.2 Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональныхсоюзов, их основные задачи и права Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный) осуществляет профсоюзный контроль соблюдения требований охраны труда в организациях, в которых работают члены профсоюзов. Задачами уполномоченного являются: - содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда; - осуществление в организации (структурном подразделении) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах; - подготовка предложений работодателю (руководящему должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа; - представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда; - информирование и консультирование работников.
4.3 Соглашение по охране труда коллективного договора Концепция охраны труда в организации представляет собой документ руководителя организации, содержащий основные направления деятельности и обязательства руководства по обеспечению охраны труда. Допускается концепцию охраны труда организации не оформлять в виде отдельного документа, а включать в локальный акт организации (раздел " Охрана труда" коллективного договора, соглашения), устанавливающий требования к управлению охраной труда, в виде самостоятельного раздела. Результаты предварительного анализа охраны труда используют для разработки концепции охраны труда в организации, которая должна быть краткой, четко изложенной, соответствовать специфике организации, ее размеру и структуре, характеру деятельности и масштабам рисков. Концепция охраны труда включает в себя, как минимум, следующие принципы и обязательства, которые руководство организации принимает на себя: - соответствие основным принципам и направлениям государственной политики в области охраны труда; - обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; - соблюдение соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных договоров (соглашений) по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять; - обязательства по обсуждению с работниками и их представителями вопросов улучшения охраны труда и привлечению их к активному участию в реализации положений системы управления охраной труда; - осуществление мер поощрения работников и их представителей за активное участие в обеспечении охраны и безопасности труда; - непрерывное содействие совершенствованию функционирования системы управления охраной труда.  
  5. Специальная оценка условий труда
5.1 Правовая основа и понятие специальной оценки условий труда   Специальная оценка условий труда является одним из важнейших конкретных направлений в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости – это российский вариант классических оценки, анализа и управления рисками. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условиям труда проводится на основании ст. 212 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с требованиями федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
5.2 Применение результатов специальной оценки условий труда   Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: 1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; 2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; 4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; 5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; 6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; 7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; 8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 10) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.