Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические методы.






К словесным методам относят рассказ, беседу, лекцию, дискуссию, работу с книгой.

Наглядные методы обучения выполняют несколько функций: обеспечивают восприятие предметов изучения, формируют представления о них, создают условия для усвоения существенных характеристик наблюдаемых явлений. Наглядные методы подразделяются на две группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий: таблиц, карт, картин и т.д.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, фильмов, моделей, позволяющих наблюдать процессы, обнаруживать их существенные свойства.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучаемых Их цель – сформировать практические умения и навыки. Практические методы обучения подразделяются на упражнения, лабораторные и практические работы.

54. Сущность, направления и методы воспитания

Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных.

Уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.

1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.

2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности.

3. Суть воспитания - развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому… То есть формирование жизненной позиции - своего места в системе ценностных отношений к миру.

4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности.

5. Вся система образования (обучения и воспитания) на современном этапе ориентированна на личностный подход.

6. В современном понимании воспитания продуктивной является идея педагогической поддержки.

7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.

8. Назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е. Н. Ильин в 5-ти определяющих глаголах: " Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать".

Существуют различные классификации направлений воспитания. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является классификация по следующим критериям:

n по формам (семейное, школьное, по месту жительства, внешкольное, кофессиональное, восп в спец уч заведениях);

n по содержанию)умственное, трудовое, физическое);

n по объектам воспитания(нравственное, эстетическое, гражд, патриотич, идейно-политич, поликультурное, интернац, правовое, эконом, эколог);

n по отношению воспитатель-воспитуемый (авторит, демократич, либеральное).

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопления профессионального опыта.

Физическое воспитание -- неотъемлемая часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физического молодого поколения способного трудиться с высокой производительностью, переносить повышенные нагрузки.

Задачи и содержание нравственного воспитания определяются посредством этических требований общества. Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. В опыте человечества основные постулаты нравственного поведения человека были изложены в Библии, Коране, Талмуде.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к миру, эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Экономическое воспитание -- это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этических. Интернациональное воспитание -- целенаправленная деятельность по формированию чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства. Патриотическое воспитание -- это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями.

Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способ решения воспитательных задач. В теории и методике воспитания выделяют два понятия, которые нередко в педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия. Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции воспитуемого.

Мы выделяем три основные группы методов воспитания: убеждения стимулирующие (возвратно-оценочные), методы организации жизни и деятельности

Методы убеждения направлены, прежде всего, на рациональную сферу отношения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения -- информационные (когда воспитанникам предлагаются в готовом виде понятия о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном); поисковые (когда воспитанники включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы); дискуссионные (когда предлагаются различные пути решения проблем и воспитанники сами должны прийти к правильному ответу); взаимного просвещения.

Стимулирующие методы. К ним относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение -- регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительные и торможение отрицательных. По форме поощрения и наказания разнообразны.

Методы организации жизни и деятельности. Их цель -- научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов лежит непосредственный практический опыт людей.

При организации этой группы методов необходимо помнить о законе психического заражения и его разновидности -- подражании.

Психическое заражение -- это общественно-психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность воспитанников (особенно в составе группы) эмоциональному воздействию воспитателя в условиях непосредственного контакта. Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей.

Подражание -- способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности, манер, действий, поведения и т. д. Оно направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя.

Внушение -- это механизм воздействия воспитателя на подсознание ученика. Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум воспитанника, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных доказательств.

Для решения воспитательных задач важно сочетать разные методы, приемы и средства.

Методы воспитания характеризуются рядом признаков.

Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность. Во-вторых, использование того или иного метода обусловлено объективными социальными и природными свойствами человека, его психики. В-третьих, методу присуща специфическая функция, позволяющая решать лишь определенную часть воспитательных задач. В-четвертых, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач.

Педагогические приемы - это способ педагогических действий в определенных условиях (равно понятию " операция"). Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

Средства воспитания применяются в единстве с методами и методическими приемами. Средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект, окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа и т. д.

Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.

Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения цели определяют как технологию.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств и их иерархией в структуре личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.