Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.






Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

 

Основные виды:

  • Твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.
  • Процентные, они делятся на:
  • Пропорциональные (адвалорные) — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.
  • Прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.
  • Регрессивные - возрастают по мере уменьшения налоговой базы

 

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов

Налоги осуществляют ряд функций, из которых можно выделить одну из самых важных-это регулирующая. Одним из способов регулирования рыночной экономики является применение процентных налоговых ставок. М аневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.


30. Налоговая политика государства: содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.

Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. Цели:

Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели отражают регулирующую функцию налогов. В современных условиях экономические цели налоговой политики состоят в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики на международном рынке. Социальные цели налоговой политики – обеспечение государственной политики регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

 

Поставленные цели реализуются через совокупность задач налоговой политики.

Задачами налоговой политики могут быть проведение налоговой реформы, снижение бюджетного дефицита, стимулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства, сглаживание региональных диспропорций, поддержка развития малого бизнеса, стимулирование инвестиций и инноваций, совершенствование налогового администрирования и др.

 

ВИДЫ

1. По масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики. Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата (эффекта).

2. В зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики:

· фискальную;

· регулирующую;

· контрольно-регулятивную;

· комбинированную (равновесную).

Фискальный тип налоговой политики характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика «высоких налогов» с присущими ей большим количеством налогов и сборов, высокими налоговыми ставками и сверх предельным налоговым бременем, минимумом налоговых льгот, «ножницами» бремени начисленных и уплаченных налогов и т. п.

В регулирующей налоговой политике акцент делается на усиление регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Такой политике присущи чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах и т. д.

Контрольно-регулятивная политика в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена, как правило, либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение предприятий и граждан от уплаты налога и уход легальной экономики в «тень». Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предотвращения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника государственных доходов.

Комбинированная (равновесная) налоговая политика ориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования системы налогового контроля на основе оптимизации ставок основных налогов и налогового бремени, рационализации состава и структуры налоговой системы, налоговых льгот и налоговых санкций, повышения уровня собираемости налогов и снижения задолженности по расчетам с бюджетом.

3. В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для стран, находящихся в условиях стагфляции, речь может идти только об эффективной стимулирующей политике.

4. По территориальному признаку налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные, органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики. Возможно, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в этой области. Однако за федеральным центром останется прерогатива разработки основных направлений налоговой стратегии и тактики, в рамках которых регионы и муниципалитеты должны строить свою налоговую политику, что необходимо для соблюдения и укрепления принципа единства налогового пространства и налоговой политики на территории всей страны.

5. По признаку узкой специализации выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов, и т. д.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.