Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика девиантного поведения






Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.

Основные механизмы социального контроля: 1) собственно контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций; 2) внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей; 3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой; 4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:

- замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными

- направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле

- легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков)

- создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической

- реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур

- либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности

- безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества. Положительный эффект дает работа по следующим направлениям: 1. Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии, 2. создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации.

48. Объект, предмет и основные понятия педагогики

В содержании педагогики как гуманитарной науки можно выделить три основных компонента. Один из них детерминирован установками преимущественно ведущего класса, сословия, правящей партии. Он является динамичным и относительно быстро подвергается изменению. Это идеологический компонент.

Второй компонент в педагогике отражает национальные интересы, традиции, особенности конкретных народов и стран. Благодаря национальному компоненту обеспечивается своеобразие в развитии образования, сети учебных заведений в разных странах, их различие, основанное на менталитете конкретного народа. Национальный компонент в педагогике менее динамичен, но и он периодически подвергается трансформации, что связано с теми или иными историческими и ценностными изменениями национального порядка.

Третий компонент педагогики наиболее фундаментален, отвечает общечеловеческим ценностям разных народов, стран, эпох, имеет непреходящее значение. Самые прогрессивные и значимые для человека и человеческого общества ценности идут из глубины веков и актуализируются в настоящее время. Но, несмотря на то, что научно-технический прогресс и развитие человечества вносят свои коррективы, общечеловеческий компонент прослеживается в педагогических теориях и воспитательных практиках всего мира. На нем мы и акцентировали внимание в разделе 6.1.

Необходимо помнить, что сегодня термин " педагогика" употребляется в нескольких значениях.

Во-первых, это бытовое значение. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, т.е. воспитывает и обучает своих детей, оказывает влияние на коллег на работе, занимается самовоспитанием.

Во-вторых, подчеркивается практическое значение педагогики. Оно связано с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения младшему с целью подготовки его к жизни и трудовой деятельности.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Она исследует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, которая включает в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех этапах его развития.

В-пятых, педагогика как отрасль гуманитарного знания имеет культурное значение, которое определяется качеством полученного им образования.

Каждая наука имеет свой понятийно-категориальный аппарат, благодаря которому она приобретает самостоятельный статус в системе наук. Имеет его и педагогика.

А.С.Макаренко -- ученый и практик, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является " педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключается из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей " трудовых ресурсов", продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому порогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования -- каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процсса. Политолог стремится определить эффективность государственной люоазовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д. Но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука -- педагогика.

Предмет педагогики -- это образование как реальный целостный педагогический процесс, направленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способой их взаимодействия.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

описательном или объяснительном -- изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом -- выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся;

прогностическом -- экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);

преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценкут влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

Основные категории педагогики:

Воспитание -- целенаправленное формирование личности на основе развития у нее определенных отношений, мировоззрения и форм поведения. Категория " воспитание" -- одна из основных в педагогике. В широком смысле -- это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом. Под опытом понимается все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Воспитание в узком смысле слова - это целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Следующая основная категория педагогики - обучение - понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося..

При этом педагог: а) преподает - целенаправленно передает основы научные знания, жизненный опыт, способы деятельности; б) руководит процессом освоения знаний, умений и навыков; в) создает условия для развития личности обучаемых (их памяти, внимания, мышления и других познавательных процессов);

А обучаемый: а) учится -- овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя или самостоятельно; б) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; в) проявляет инициативу в поиске новых знаний, занимается самообразованием.

Образование - результат обучения. Образование - это процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений… Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Педагогика широко использует общенаучные понятия " формирование" и " развитие".

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

В процессе воспитания осуществляется развитие личности.

Развитие - это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Способность к развитию - важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.