Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилеобразующие доминанты в архитектуре конструктивизма






Стилеобразующие доминанты в архитектуре конструктивизма

Конструктивизм (от лат. constructio - построение) - советский авангардистский стиль в архитектуре, изобразительном искусстве, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - нач. 1930 годов.

Архитектурные принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга. А также братьями Весниными в проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1924 была создана творческая организация конструктивистов - ОСА. Архитекторы конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, К. С. Мельников, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых принципов планировки населённых мест, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.). Конструктивисты поставили в центр своей эстетики и художественной практики категорию конструкции, которая, однако, не получила однозначного определения. Возникнув в среде материалистически и сциентистски-ориентированных архитекторов и художников, активно приветствовавших НТП и коммунистическую революцию, конструктивизм выдвинул конструкцию в качестве некоего научно технологического и принципиально нового понятия в противовес традиционной художественной категории композиции.

Понятие «конструктивизм» использовалось советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась - «Конструктивизм»: «...группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей... Тектоника, конструкция и фактура - мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры», то есть явным образом подчёркивалось, что культура является индустриальной.

Для выявления стилеобразующих доминант, важно отметить, что рождение нового стиля происходило в специфических условиях, значительно отличавшихся от формирования стилей в прошлом. Так называемые " исторические стили" (Ренессанс, барокко, классицизм и др.), полемически отрицая предшествующие им стили, как правило, опирались при формировании своей художественно-композиционной системы средств и приемов выразительности на опыт более отдаленного прошлого. Формировавшийся стиль конструктивизма был лишен такой возможности, так как ему предшествовала эпоха эклектики, где оказались перемешаны различные стили прошлого. Поэтому в поисках путей дальнейшего развития творчества архитекторы-новаторы отталкивались практически от всего наследия. В результате новая архитектура оказалась как бы лишенной традиционных архитектурных форм, декора и орнамента. Возможно, именно поэтому внимание архитекторов переключилось с разработки приемов композиционной упорядоченности форм и элементов на плоскости фасада на выявление неких первичных закономерностей формообразования, лежащих в фундаменте художественно-композиционных систем. В основу концепции формообразования нового стиля в архитектуре были включены: подчеркнутый динамизм общей композиции здания, функционально-конструктивная основа сооружения и потребность человека ориентироваться в пространстве.

В целом большое влияние на формообразующие процессы в архитектуре XX века оказал научно-технический прогресс. Достижения прикладной науки, новые конструкции и материалы, новая технология строительства - все это бурно внедрялось в архитектурно-строительную сферу, влияя и на общие стилеобразующие процессы, склоняя их к точности формулировок, выводов и определений.

Архитектура во многом менялась и в своей содержательно-творческой основе по сравнению с прошлыми этапами. В профессиональном методе работы архитектора резко усилились рационально-логические черты. Складывался новый тип архитектора: ученый - проектировщик - художник. Изменилась и роль конструкций, материалов, технологии строительства и рекомендаций прикладной науки в процессах формообразования в современной архитектуре. Все это теперь уже не просто технические средства, но и важнейшие стилеобразующие факторы. Выход научно-конструктивно-технологических факторов на уровень стилеобразования - важнейшая характерная черта архитектуры конструктивизма. Эти формообразующие доминанты определят структуру стилевого единства всей архитектуры XX века. Созданные формы, станут не просто техническими элементами, а частью художественной культуры.

Архитекторы стремятся показать, что красота есть следствие утилитарной пользы, красота возникает сама собой, если в здании все абсолютно полезно. Иными словами, ничего не должно быть бесполезно, все должно быть разумно, экономично, функционально оправдано. Происходит окончательная замена художественных закономерностей формообразования на научно-конструктивно-технологическую сферу. Оформляется всё это в единую концепцию, делавшую ставку на научно-логическое обоснование любой архитектурной формы с позиций ее функциональной, конструктивной, санитарно гигиенической или технологической целесообразности. Такой подчеркнуто логически-рациональный подход к проблемам формообразования становился в 20-е годы все более распространенным, особенно среди молодого поколения архитекторов.

Эмоционально-художественные приемы отходят на второй план, что грозило архитектуре потерей важных, характерных для нее специфических черт, принципиально отличающих ее от инженерной сферы творчества. Для работы инженера характерен процесс формообразования, при котором форма лишь производная от функции, конструкции и технологии, а для архитектора форма - не только конечный результат рационального решения функционально-технических задач, но одновременно и исходный толчок в творческом процессе. Архитектор не только гармонизирует получившуюся форму, двигаясь в своем творческом процессе от функции, конструкции и технологии к форме, но и влияет на них через форму. Точнее сказать, оба эти метода мышления - от функции, конструкции и технологии к форме и от формы к функции, конструкции и технологии - в работе архитектора слиты в едином творческом процессе. Это, собственно, и составляет специфику работы архитектора, делает его как специалиста необходимым в общем процессе строительства, так как обратная связь между формой и функцией (и конструкцией) действительно является спецификой именно художественного творчества.

В 20-е годы на этапе становления нового стиля, конструктивизма, архитекторы сами добровольно пошли на резкое уменьшение роли этих обратных связей, рассматривая ориентацию на такое уменьшение как важную часть своей творческой концепции. Обратная связь от формы к функции (и конструкции) в тех условиях вносила в формообразующие процессы влияние стилизаторских и эклектичных форм, так как художественного осмысления новых форм еще не было, они только формировались, в том числе и под влиянием формообразующих процессов в инженерно технической сфере творчества. Поэтому и важно было усилить влияние на новую форму прямых связей функционально-конструктивной основы сооружения. Это привело к временному уменьшению роли эмоционально художественных факторов формообразования, а в последствие стало долговременной тенденцией.

Появилась опасность снижения уровня профессионального художественно-композиционного мастерства у сторонников новой архитектуры. Именно в этот момент основной задачей становятся поиски новых архитектурно-художественных образов, которые смогли бы быть противопоставлены традиционным художественно-композиционным приёмам выразительности. Резкое изменение соотношений рационального и эмоционального в пользу рационального, в основном стало доминирующим признаком уже в 60-80-е годы. А в ходе развития стиля проявились и некоторые другие важные стилеобразующие закономерности. Вопросы эти тесно связаны с проблемой, так называемого " нереализованного потенциала" 20-х годов.

На первоначальном этапе развития любого стилевого направления за короткий срок появляется столько новых творческих идей, что их количество во много раз превышает практические возможности их реализации на этапе становления нового стиля. Большая часть из них остается в виде нереализованного наследия, из которого непрерывно черпают творческие идеи последующие поколения художников. Это нереализованное наследие содержит избыточное количество формообразующих идей, избыточное в том смысле, что многие из них не могли сосуществовать между собой на этапе становления основной формально-эстетической структуры нового стиля, когда требовались жесткое ограничение стилеобразующих идей.

Первая треть XX века (и особенно 20-е годы) по мощности слоя формообразующих идей занимает в истории искусства особое место. Пожалуй, трудно найти в прошлом другой период, когда за столь короткий срок появилось бы такое количество принципиально новых формообразующих идей. Это огромное, во многом нереализованное в свое время наследие впоследствии стало надежным фундаментом стиля, и в течение более полувека его формообразующие потенции постепенно осваивались художниками по мере его введения в широкий научный и творческий обиход (осуществлялись издания, выставки). Здесь и были найдены новые приёмы выразительности. Этими образами становятся экспериментальные поиски с объемными и пространственными формами, пластикой, цветом, отвлеченными графическими композициями.

В середине 20-х годов ХХ века, одним из центров развития архитектуры конструктивизма, становится Ленинград. Но здесь конструктивизму был отведён короткий период, всего около десятилетия. Должного общественного признания он не приобрёл, и осуждается до сих пор. Но это совершенно безосновательно. Конструктивизм в Ленинграде сыграл не только очень важную функциональную роль, но и занял свою нишу в облике города, раскрыв все особенности и новшества стиля. В 1925-1927 годы начинается подъём строительной активности после нескольких лет разрухи. В первую очередь развернулось сооружение жилмассивов для трудящихся, домов культуры, школ, стадионов, бань, профилакториев и фабрик-кухонь. Строительство велось в основном в периферийных районах и в малой степени затронуло исторический центр. Становление новаторских течений в Ленинграде проходило под сильным влиянием экспрессионизма. Печать этого влияния проявилась в стремлении к пластической выразительности, в напряжённых сочетаниях прямоугольных и криволинейных форм. В качестве наглядного примера я хочу разобрать один из самых первых проектов школ. Это школа была построена к 10-й годовщине Октябрьской революции. Здание возводилось одновременно и в едином комплексе с жилмассивом на Тракторной улице.

Проектирование школы было поручено одному из лидеров ленинградского конструктивизма, архитектору Александру Никольскому. Это сооружение можно считать самым ранним в городе осуществленным произведением конструктивизма. Смелая оригинальная композиция построена на контрастных сопоставлениях прямоугольных и криволинейных объемов разной высоты. В динамичной многочастной структуре отчетливо выражен функциональный метод, вместе с тем, она отмечена печатью экспрессионизма и отражает революционную символику. Свободный асимметричный план уподоблен серпу и молоту — символу молодого советского государства.

Школа на 1000 учащихся проектировалась по экспериментальной программе. Новый лабораторно-бригадный способ обучения (с разделением классов на малые группы) должен был стимулировать активность и самостоятельность школьников. Здесь были оборудованы различные кабинеты, лаборатории и мастерские, а также обсерватория. Состав заведения делился на две части — для младшего и старшего возраста.

В пространственной организации здания последовательно проведен принцип функционального зонирования. Большой четырехэтажный корпус, широкой дугой огибающий сквер, предназначался для старшеклассников.

Его упругий изгиб задает сложное движение архитектурных масс. К этому корпусу примыкает меньший трехэтажный блок прямоугольной конфигурации, где находились младшие классы. Поскольку учебные корпуса ориентированы в разных направлениях, то классы для лучшего освещения обращены в одном из них на улицу, в другом — во двор. Они связаны светлыми коридорами-рекреациями. Каждому классу отвечает группа из трех окон, такая группировка придает четкую ритмичность фасадам. Подобный прием получил затем широкое распространение в школьном строительстве.

Горизонтальный разворот дугообразного корпуса сталкивается с вертикалью прямоугольной башни, завершенной куполом обсерватории. Это - высотная доминанта и композиционный стержень здания. Сильный пластический акцент создает всечение в угол башни мощного цилиндрического объема — закругленного торца пятиэтажного корпуса. В этой зоне сосредоточены общие крупные помещения — столовая, актовый и читальный залы. С тыльной стороны в самостоятельный малый блок вынесен спортивный зал.

Таким образом, каждая часть здания имела определенное назначение. При этом функционально обоснованная планировка подчинялась условной символике, правда, схематическое начертание серпа и молота ясно воспринималось только с высоты полета.

Произведение Никольского выделяется пластичностью и динамикой композиции, подчеркнутой асимметрией. Лаконичные фасады включают только функциональные элементы. Тщательно проработаны детали - обрамления входов из естественного камня, портал с рельефом спортивного зала.

XX век проходит в архитектуре под знаком поисков нового. Архитекторы стремятся создать новое и в той или иной степени действительно создают новое. Идет непрерывный процесс обновления и совершенствования новых профессиональных средств и приемов. Если проанализировать поиски нового, то можно обнаружить действительно огромное количество интересных и самых невероятных экстравагантных предложений. Конструктивисты сформировали чётко отработанный с фундаментальной основой стилеобразования, устойчивый к внешним влияниям стилевой каркас.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.