Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет доказывания, доказательства. Оценка доказательств по делам об АП.

В производстве по делам об АП важную роль играет установленный порядок осуществления доказывания. Если доказательственная деятельность завершилась безрезультатно, не было установлено, кем и при каких обстоятельствах совершено правонарушение, то цели производства по делам об АП оказываются недостигнутыми.

Доказывание фактических обстоятельств дела об АП представляет собой не только мыслительную деятельность по установлению искомых фактов на основе доказательств, но и непосредственную практическую деятельность по собиранию и исследованию доказательств. Установление фактических обстоятельств путем доказывания служит важнейшей предпосылкой принятия не только обоснованного, но и наиболее эффективного решения по делу.

В содержание предмета доказывания закон включает обстоятельства, имеющие правовое значение и влияющие на окончательное разрешение дела.

В предмет доказывания по делу об АП включается ряд обязательных обстоятельств, подлежащих установлению:

1) Отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу;

2) Событие АП;

3) Наличие состава АП;

4) Обстоятельства, смягчающие административную ответственность;

5) Обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

6) Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

7) Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

В процессе доказывания должны быть установлены причины и условия совершения АП. Включение в предмет доказывания других обстоятельств по делам об АП свидетельствует о том, что предел доказывания не может быть определен конкретным этапом выполнения определенного процессуального действия или их совокупности.

Понятие доказательств по делу об АП дано в ст. 26.2 КоАП: доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, ДЛ, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события АП, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об АП, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В КоАП законодатель определяет доказательства как фактические данные, имея в виду, что только сведения о конкретных фактах объективной действительности могут быть доказательствами по делу об АП. Утверждения, предположения, догадки, общие заявления, что правонарушение совершил тот или иной человек, без приведения конкретных фактических данных не могут служить доказательствами. Доказательствами являются фактические данные, собираемые специализированными органами, судом в окружающей их действительности. Эти данные существуют независимо от сознания лиц, осуществляющих доказывание, аккумулируясь в памяти других людей (лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, свидетеля, эксперта) или фиксируясь в той или иной форме в виде следов АП на предметах, в документах. В процессе доказывания по делу об АП эти фактические данные становятся достоянием уполномоченных органов, судей и используются в интересах установления истины.

В новых редакциях УПК, ГПК, АПК законодатель отказался от формулировки " фактические данные" и стал относиться к доказательствам, как к " любым сведениям".

Существующая редакция КоАП оставила прежнюю формулировку понятия доказательств, сохранив ее содержание как " любые фактические данные".

Формулировка учеными двойственной природы доказательства позволяет сделать вывод о наличии двух составляющих в содержании понятия доказательств, находящихся в тесном единстве. Доказательства в производстве по делам об АП целесообразно определить как удостоверительные (подтверждающие) факты и сведения об этих фактах, полученные в определенном законом порядке, имеющие значение для выяснения истины по делу и вынесения законного, справедливого и обоснованного решения по рассматриваемому делу.

Выделение доказательств-фактов и доказательств-сведений является объективно необходимым, поскольку одни сведения к началу рассмотрения дела уже трансформировались в факты, другие - так и остались еще сведениями, из которых только предстоит установить факты. Причем подлежат установлению удостоверительные факты, т.е. доказательства, подтверждающие или опровергающие обстоятельства по рассматриваемому делу.

С точки зрения теории доказательств и практики их применения во всех видах судопроизводства и производства по делам об АП доказательства можно классифицировать по конкретным юридическим основаниям. По источнику доказательства разделяются на личные (объяснения лица, привлекаемого к ответственности, его законного представителя, потерпевшего и других лиц) и предметные (вещественные доказательства, документы и др.). В первом случае носителями информации являются физические лица, во втором - материальные объекты. По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, доказательства делятся на прямые и косвенные. Последние являются сведениями о промежуточных фактах, при установлении связи между которыми могут быть выявлены обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к предмету доказывания. В зависимости от способа формирования доказательств они подразделяются на первоначальные и производные. К первым относятся доказательства, полученные от первоисточника (свидетельские показания), ко вторым - полученные на основе первоначальных сведений от какого-либо промежуточного источника (соседи слышали шум и крики в квартире, видели человека, загружавшего машину, и т.д.).

Важное значение для практики имеет решение вопроса об относимости и допустимости доказательств применительно к предмету доказывания. Под относимостью доказательств понимается наличие причинной, объективной связи доказательства с установленными по делу обстоятельствами. Допустимость доказательств рассматривается с позиции определения источников фактических данных. Не могут быть признаны доказательствами данные, источник которых не установлен, либо данные, полученные с нарушением прав граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, жилища и т.п.

Не допускается использование доказательств по делу об АП, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. N 5 " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП указано, что нарушением такого рода может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП (см. абз. 2 п. 18).

В качестве доказательства могут быть использованы протоколы и иные материалы ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействие) (см. абз. 4 п. 18 упомянутого выше Постановления ВС РФ).

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, показания потерпевшего и свидетелей. Процессуальное положение лиц, чьи объяснения имеют отношение к делу, определяется ст. 25.1 (лицо, в отношении которого ведется производство по делу), ст. 25.2 (потерпевший), ст. 25.6 (свидетель). Указанные лица вправе давать объяснения и пояснения по делу, делать замечания по поводу правильности занесения их показаний в протокол. Свидетель обязан дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу.

Объяснения и показания перечисленных выше лиц являются прямыми доказательствами по делу, имеющими важное значение для объективного рассмотрения дела. Поэтому в ч. 2 ст. 26.3 КоАП перечислены источники такого рода доказательств: протокол о применении соответствующих мер обеспечения производства по делу (гл. 27 Кодекса), протокол рассмотрения дела (ст. 29.8). В случаях, когда протокол рассмотрения дела не ведется, важное значение имеют приобщение к делу письменных объяснений или показаний лица, привлекаемого к ответственности, потерпевшего, свидетеля, данных в ходе рассмотрения дела, а также фиксация устных объяснений и показаний, имеющих значение для обоснования постановления по делу, лицом, рассматривающим дело.

В связи с введением протокола осмотра места совершения АП, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП (см. ст. 28.1.1 Кодекса), данный протокол также имеет важное значение для рассмотрения дела, поскольку может содержать объяснения участников производства по делу.

Ст. 29.8 Кодекса предусматривает обязательность ведения протокола рассмотрения дела только коллегиальным органом. Представляется в этой связи целесообразным, чтобы судьей, ДЛ, рассматривающими единолично дело об АП, велась краткая запись хода рассмотрения дела, что дало бы возможность фиксировать наиболее важные для дела доказательства (см. по этому вопросу п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. N 5 " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП).

Экспертиза. Ст. 26.4 впервые в законодательстве об административной ответственности подробно определяет порядок назначения и проведения экспертизы, подчеркивая тем самым важность экспертных заключений в качестве доказательств по делу об АП. Экспертиза может быть назначена по инициативе субъекта административной юрисдикции либо по ходатайству лица, привлекаемого к административной ответственности, или потерпевшего, если с этими ходатайствами согласятся судья, орган, ДЛ, рассматривающие дело.

Определение о назначении экспертизы обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч. 1 данной ст.).

Ч. 2 ст. определяет содержание определения как правового документа. Перечисленные в этой части требования имеют целью обеспечить объективность и полноценность заключения эксперта. Особое значение имеет точное формулирование вопросов, которые ставятся перед экспертом. Предложено также разъяснять эксперту его права и обязанности. В определении дается ссылка на статью Кодекса, устанавливающую полномочия эксперта (см. ст. 25.9).

Важное значение имеет впервые введенная в законодательство об АП норма об административной ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения (см. ст. 17.9 Кодекса). Часть 3 ст. требует от субъекта административной юрисдикции постановки перед экспертом только тех вопросов, которые находятся в пределах специальных знаний эксперта. Равным образом эксперт в своем заключении не должен выходить за пределы своих специальных познаний, как правило, находящих подтверждение в соответствующем дипломе или сертификате.

Субъекта административной юрисдикции обязан до направления определения ознакомить с ним лицо, привлекаемое к ответственности, и потерпевшего, имея в виду их право заявлять отвод эксперту и заявлять иные ходатайства, связанные с содержанием заключения. Указанные требования закона направлены на обеспечение прав лиц, участвующих в производстве по делу, объективности и качества экспертного заключения.

В ч. 5 данной ст. определяются некоторые обязанности эксперта, в том числе требования оформления экспертного заключения. Процессуальные обязанности эксперта установлены в ст. 25.9 Кодекса. Поскольку ст. 25.9 КоАП эксперту не предоставлено право истребовать доказательства для производства экспертизы и выяснять у участников производства какие-либо обстоятельства, все необходимые для производства экспертизы данные должны быть установлены судьей, назначившим экспертизу, и предоставлены эксперту.

Учитывая, что заключение эксперта является видом доказательств, а судья, орган, ДЛ оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11), в ч. 6 данной ст. подчеркивается, что заключение эксперта не является обязательным для лица, рассматривающего дело. Однако несогласие с заключением должно быть мотивировано.

По делу об АП, особенно если дело связано с нарушением таможенного, природоохранного законодательства и т.п., возможно производство экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в соответствии с правилами, установленными ФЗ от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ " О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ". См. также Положение об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (Приказ Минюста России от 12.07.2007 г. N 142). Если возникает вопрос о невменяемости физического лица применительно к делу об АП, то данный вопрос может быть разрешен только в специализированном судебно-экспертном учреждении.

Взятие проб и образцов. Взятие образцов почерка, проб и образцов товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, возможно в ходе административного расследования по делам об АП в области таможенного дела, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения, законодательства о защите прав потребителей (см. ст. 28.7) и в иных случаях.

Такие действия возможны лишь в случае, если предполагается или принято решение о проведении экспертизы в процессе возбуждения или рассмотрения дела об АП.

Решение о взятии проб и образцов вправе принять лишь то ДЛ, которое осуществляет производство по делу об АП. Таким лицом, как правило, является ДЛ, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 составлять протокол об АП. Вместе с тем вопрос о назначении экспертизы может быть решен в ходе подготовки дела к рассмотрению судьей, органом, ДЛ, действующими в пределах их компетенции (см. гл. 23 Кодекса). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29.4 указанные субъекты административной юрисдикции вправе назначать экспертизу и, следовательно, в необходимых случаях решать вопрос о взятии проб и образцов. Такое решение оформляется мотивированным определением в письменном виде.

Также предусматривает возможность применения фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств (очевидно, имеются в виду технические устройства, определяющие качество продукции, наличие ядовитых веществ, присутствие иных вредных для здоровья человека и окружающей среды компонентов, применение приборов с инфракрасным излучением и т.п.). Совершенные при взятии проб и образцов действия должны быть отражены в протоколе изъятия этих проб и образцов.

Ч. 3 ст. предусматривает обязательность составления протокола о взятии проб и образцов, отсылая к ст. 27.10 Кодекса и приравнивая в известной степени процессуальные действия по взятию проб для образцов к изъятию вещей и документов. Согласно ч. ч. 6-9 ст. 27.10 в протоколе о взятии проб и образцов указываются сведения о взятых пробах и образцах, об их количестве и о других идентификационных признаках этих объектов. В протоколе делается запись о способах фиксации проб и образцов (фото-, киносъемка и др.). Протокол подписывается лицом, изъявшим пробу или образец, и лицом, у которого эти объекты изъяты.

Вещественные доказательства. Вещественные доказательства - предметы материального мира. Законодатель определяет в качестве вещественных доказательств по делу об АП орудия совершения или предметы АП. Это важные источники информации, позволяющие устанавливать фактические обстоятельства дела, определять виновных лиц, осуществлять объективное рассмотрение дела. Орудия совершения и предметы АП весьма разнообразны.

Вещественные доказательства при необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом (с помощью иных технических средств). Изъятые в установленном порядке вещи приобщаются к делу вместе с протоколом об их изъятии, а если в силу громоздкости вещи и по иным обстоятельствам ее изъять невозможно, к делу приобщается подробное описание такого вещественного доказательства, прилагаются фотографии, видеозаписи и т.п. с соответствующим протоколом осмотра (ст. 27.8) либо производится арест товаров, ТС и иных вещей (ст. 27.14).

Субъект административной юрисдикции (судьи, органа, ДЛ) обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств. В соответствии с п. п. 9 - 12 ст. 27.10 уполномоченными ДЛ решаются вопросы об упаковке вещей на месте их изъятия и о месте их хранения до рассмотрения дела. Порядок хранения определяется либо Правительством РФ, либо по его поручению - федеральным органом исполнительной власти (например, МВД России установлен порядок хранения изъятых огнестрельного оружия и боеприпасов; ФТС России - порядок хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об АП). Постановлением Правительства РФ определены меры реализации или в необходимых случаях уничтожения вещей, подвергающихся быстрой порче, а также порядок направления на переработку или на уничтожение изъятых наркотических средств (они, как правило, уничтожаются), психотропных веществ, спиртосодержащей продукции. При этом образцы указанных вещественных доказательств хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об АП.

По окончании рассмотрения дела судья, орган, ДЛ обязан принять решение о вещественных доказательствах, приобщенных к делу.

Ст. 26.7. Документы. Документы, содержащие информацию, непосредственно касающуюся содержания дела об АП, являются одним из видов доказательств по делу. Виды таких документов: содержащие сведения, изложенные уполномоченными организациями или ДЛ (справки, в том числе медицинские, характеристики, бухгалтерские документы, лицензии, разрешения и т.п.); документы, удостоверенные уполномоченным на то лицом (нотариально удостоверенные копии диплома об образовании, акта об аренде жилого помещения и т.п.). Указанные документы должны оцениваться с точки зрения относимости и допустимости доказательств, т.е. должно быть определено, имеют ли эти документы значение для производства по данному делу.

Документы могут содержать сведения, изложенные в письменной или иной форме. В условиях развития средств электронной связи, создания компьютерных баз данных, узаконения электронной подписи документа иной способ фиксации документа, кроме письменной формы, играет все большую роль. В связи с этим в данной сфере упомянуты такие носители официальной информации, как материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и данных и иные носители информации. Для оценки достоверности документа определенное значение имеет его форма, установленная соответствующим ГОСТом для документов государственных органов, ОМС, коммерческих и некоммерческих организаций (например, формы приказов и распоряжений налоговых, таможенных органов, формы статистической, бухгалтерской отчетности и др.). Главным при оценке значимости документа для конкретного дела является его содержание, т.е. наличие в нем информации, имеющей существенное значение для дела.

Документы в качестве доказательств могут быть представлены гражданами и юридическими лицами, привлекаемыми к административной ответственности, потерпевшими. Документы могут быть получены в результате досмотра, осмотра, изъятия и других мер обеспечения производства по делам об АП, предусмотренных в гл. 27 Кодекса. Документы могут быть получены в результате запроса по делу, направленного субъектом административной юрисдикции в ту или иную организацию.

Судья, орган, ДЛ, в производстве которых находится дело, обязаны принять меры по обеспечению сохранности документов до окончания разрешения дела по существу, а также принять решение о них при вынесении постановления по делу, т.е. осуществить действия, аналогичные решению вопроса о вещественных доказательствах. Следует также учитывать нормы ст. 27.10 о порядке изъятия документов, в частности о составлении соответствующих протоколов (ч. ч. 5 - 9 ст. 27.10). Необходимо руководствоваться нормами ст. 29.10 о содержании постановления по делу об АП применительно к решению вопроса об изъятых документах.

Если документ обладает признаками вещественного доказательства (например, поддельный паспорт, поддельная накладная и т.п.), то он приобщается к делу в качестве вещественного доказательства (см. комментарий к ст. 26.6).

Ст. 26.8. Показания специальных технических средств. При осуществлении производства по делу об АП необходимо доказать, что имел место факт его совершения, установить виновность конкретного лица в его совершении; при принятии постановления по делу учесть наличие отягчающих и смягчающих вину обстоятельств. Эти данные можно установить при наличии достаточных доказательств. К числу доказательств ст. 26.2 отнесены и показания специальных технических средств.

К специальным техническим средствам относятся измерительные приборы, утвержденные в качестве средства измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие специальную метрологическую поверку. К таким измерительным приборам относятся средства надзора за соблюдением скоростного режима движения ТС, средства освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, приборы проверки подлинности документов и т.п.

При применении специальных технических средств в протоколе об АП указываются наименование используемого прибора, а также его показания.

В случае фиксации АП работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, их показания отражаются в постановлении по делу об АП, выносимом без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об АП.

Ст. 26.9. Поручения и запросы по делу об АП. Процессуальные действия по собиранию доказательств осуществляются как в стадии возбуждения, так и в стадии рассмотрения дела. Должностные лица, рассматривающие конкретные дела, вправе при подготовке дела к слушанию или в процессе рассмотрения дела при необходимости давать поручения и запрашивать сведения от соответствующих территориальных органов.

Поручения и запросы, направляемые по подведомственной линии, следует отличать от истребования судьей, органом, ДЛ сведений, необходимых для разрешения дела, от других организаций. Ч. 1 сть. 26.9 распространяет правило направления запросов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий на ДЛ федеральных органов исполнительной власти, являющихся субъектами административной юрисдикции и имеющих свои территориальные органы. К таким органам относятся, например, органы внутренних дел, входящие в систему МВД России, территориальные органы федеральных служб, осуществляющих государственный контроль и надзор, и др.

Предусматривается пятидневный срок ответа на поручение или запрос по делу. Этот срок исчисляется со дня получения соответствующего запроса или поручения.

В ч. 3 ст. 26.9. предусмотрена возможность взаимодействия субъектов административной юрисдикции с компетентными органами иностранных государств и международными организациями.

Истребование сведений. Субъект административной юрисдикции вправе обращаться в любые организации за предоставлением сведений, необходимых для правильного и объективного рассмотрения дела.

Важным элементом обеспечения законности и объективности рассмотрения дела об АП является оформление действия субъекта административной юрисдикции по истребованию необходимой информации путем вынесения определения как особого процессуального акта.

Устанавливает трехдневный срок со дня получения определения для направления истребуемых сведений. Обязанность немедленно после получения запроса направить сведения установлена в случае возможного применения административного ареста.

Предусмотрена также ситуация, когда конкретная организация (ДЛ) не располагает истребуемыми сведениями. В этом случае она обязана уведомить об этом также в трехдневный срок со дня получения определения судью, орган, ДЛ, вынесших это определение.

Оценка доказательств. В ст. 26.11 провозглашен общепринятый в международной и отечественной юрисдикционной деятельности принцип свободной оценки доказательств правоприменителем. В данном случае речь идет о судье, должностном лице, единолично рассматривающих дело об АП, а также о членах коллегиального органа.

Провозглашая, что указанные выше лица оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, данная норма одновременно указывает, что это убеждение должно основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Процесс оценки доказательств предполагает, что субъект административной юрисдикции должен исследовать их относимость, допустимость, достоверность, достаточность, взаимную связь. Объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях, причинах и условиях правонарушения, обстоятельствах его совершения в совокупности, взаимосвязи всех факторов может способствовать справедливому разрешению дела.

Внутреннее убеждение при оценке доказательства означает самостоятельное решение лицом, рассматривающим дело, вопросов о достоверности доказательств, т.е. истинности или ложности соответствующих сведений как конкретной информации. Самостоятельная оценка доказательств исключает возможность какого бы то ни было воздействия на судью, члена коллегиального органа, ДЛ.

В ходе оценки доказательств особое значение имеет решение вопроса об относимости доказательств, т.е. правоприменитель вправе принять к рассмотрению лишь те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, относящиеся к делу. Объективная оценка доказательств способствует всестороннему и полному рассмотрению всех обстоятельств дела.

Требования допустимости доказательств также являются необходимыми с точки зрения их оценки правоприменителем.

Судебные постановления, иные официальные документы, представленные компетентными органами, не требуют доказывания и должны объективно учитываться.

Результаты оценки всей совокупности доказательств субъектом административной юрисдикции должны найти адекватное отражение в постановлении по делу об АП.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. N 5 " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП" отмечено, что при рассмотрении дела об АП собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст.й 26.11, а также с учетом требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП) (см. п. 18 указанного выше Постановления Пленума ВС РФ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стритрейсеры. | Скруббер Вентури типа ГВПВ




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.