Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испытуемый 10. Сказка «Русалочка».






1. Позиция героя Я-ОК.

2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.

3. Героиня принимает помощь других, действует сама и достигает намеченной цели.

4. Героиня приобретает блага, её терпение и вера вознаградились.

5. Оценка других героев Вы - ОК.

Основной темой этой сказки является – любовь. Главная героиня ради любви преодолевает препятствия - сначала она покидает свой родной дом, а затем отдает свой голос взамен красивых ножек. Другие герои являются достаточно сильной поддержкой для героини «Рак и рыбка всегда старались помочь в трудную минуту». Русалочка делает много для достижения поставленной цели - меняет подводной ведьме свой голос, в обмен на прекрасные ножки Сказка не является прототипом произведения Андерсена, скорее это вариант Диснея. На основе проведенного анализа мы выявили у испытуемой жизненный сценарий «Победителя».

В исследовании было проанализировано 10 сказок школьников. Опираясь на критерии, приведенные выше, были выделены 3 группы: «Победители», «Не – победители» и выявленная проекция на жизненный сценарий «Преобразователь». Жизненного сценария «Жертвы» выявлено не было.

В первую группу «Победитель» были отнесены 4 сказки, которые описали ученики в методике «Любимая сказка». Это составляет 40% от всего количества проанализированных текстов. Во вторую группу «Не-победитель» вошли 4 сказки, что составило 40 % от всего количества текстов. В третью группу «Преобразователь» отнесем 2 сказок, это 20 % от всего количества.

В результате испытания мы получили следующие результаты: 4 человека(40 %) обнаружили жизненный сценарий «Победитель», 4 человека(40%) обнаружили жизненный сценарий «Не-победитель», а 2 человека(20%) –«Преобразователь».[Приложение А.]

В испытании приняли участие 3 мальчика и 7 девочек в возрасте 14-15 лет. Среди мальчиков было выявлено 2 жизненных сценария «Победитель» и 1 жизненный сценарий «Не-победитель», который имеет предпосылки к трансформации в «Победитель»; жизненных сценариев «Преобразователь» выявлено не было. Среди девочек выло выявлено также 2 жизненных сценариев «Победитель», 3 жизненных сценариев «Не-победитель»(1 из которых трансформируется в «Победитель»). При этом у девочек был выявлен сценарий, отличный от сценариев «Победитель», «Не-победитель», «Жертва»-сценарий «Преобразователь».2 девочки выявили этот жизненный сценарий. Обладатели этого жизненного сценария достигают собственных целей, но не для собственного блага, а для того, чтобы исправить других, принести им благо, эти люди способны на самопожертвование.

Таким образом, исследование не выявило ни одного жизненного сценария «Жертва», что говорит о благоприятных условиях воспитания, обучения и социализации. При этом было выявлено по 4 жизненных сценария «Победитель»(2 у мальчиков и 2 у девочек) и 4 жизненных сценария «Не-победитель»(1 у мальчиков и 3 у девочек). При этом 2 из жизненных сценариев «Не-победитель» имеют предпосылки для трансформации в «Победитель». Также при исследовании было выявлено 2 жизненных сценариев, названных «Преобразователь», носителями которых оказались только девочки. Из этого можно сделать вывод, что женщинам более свойственен жизненный сценарий «Преобразователь», стремящийся изменить других, принести им благо и при этом достигающий своих целей

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основываясь на положениях транзактного (Э. Берн, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.) и когнитивного (Ж.Ф. Лейне, С.Фиске, С.Тэшор и др.) подходов, жизненный сценарий может рассматриваться как важная психологическая структура личности, оказывающая существенное влияние па ее жизненный путь. При этом в данных подходах акцент делается на малоосознаваемостъ, схематизированностъ и внешнезаданность сценария. Однако, рассмотрение трудов представителей субъектного (А.В. Брушлинский, А. К. Осницкий, В. И. Слободчиков, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Дружинин и др.), смыслового (Д.А. Леонтьев, А.М. Лобок и др.) и бытийного (З.И, Рябикина, В.В. Знаков, Л.Н. Ожигова и др.) подходов в отечественной психологии, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, выстраиваемую самой личностью в процессе самоопределения.

Формируются жизненные сценарии на основе получаемых от родителей сценарных посланий. Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений.

По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого(жертвы) и сценарий не-победителя или банальный. И в результате исследования группы школьников из 10 человек было выявлено 4 участника с жизненным сценарием «Победитель», 4 – «Не-победитель», также у двух участников был выявлен жизненный сценарий, отличный от сценариев «Победитель», Не-победитель», «Жертва»- это сценарий «Преобразователь». Его носители склонны к самопожертвованию, стремлению изменить других и принести им благо, достигая при этом своих целей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абульханова-Славская, К.А. Психология личности и деятельности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: 1980. - 335 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: 1991. - 299 с.

3. Андерсон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон.- СПб.: Питер, 2002. - 496с.

4. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 2000. - 496с.

5. Берн, Ш. М. Гендерная психология: Перевод / Шон Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак: Нева. - М.: Олма-пресс, 2002. - 318 с.

6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди; Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. / Эрик Берн. - Мн.: Фирма " Соврем. литератор", 2002. - 447 с.

7. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. - Хаб., 1991. С.3-10.

8. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2011. - 378 c.

9. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психол. сказку / И.В.Вачков. - М.: Ось-89, 2001. - 143 с.

10. Гулдинг, М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / Пер. с англ. В.М.Сариной. - М.: Независимая фирма " Класс", 1997. - 279 с.

11. Дикман, Х. Юнгианский анализ волшебных сказок/Х. Дикман. - СПб.: Академический проект, 2000.С. 32-95.

12. Доценко Е.Л. «Семантическое пространство психотехнической сказки»// Журнал практического психолога 1999, №10-11

13. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции/ Т.Д. Зинкевич, А.М. Михайлов. - СПб.: Изд-во «СМАРТ», 1996.

14. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии/Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2000.-312 с.

15. Знаков, В.В. Психология человеческого бытия и самопонимание субъекта // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции.- Краснодар, 2005. - 248с. - С, 22-44.

16. Крайг, Г. Психология развития/Г.Крайг. - СПб.: Питер, 2000.- 992с

17. Основные концепции и подходы в социальном познании //Перспективы социальной психологии/Ж.Ф. Лейенс, Б.Дарден.- М.; ЭКСМО-Пресс 2001. - 688с

18. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности/Д.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2003.-487с.

19. Лобок, А.М. Антропология/А.М.Лобок.-Екатеринбург; Отд. образов, администр. Октябрьского района, 1997. - 688с,

20. Ожигова, Л.Н. Исследование гендерных установок в ситуации конфликта // Практикум по гендерной психологии / Под ред. Клециной И.С.- СПб.: Питер, 2003. - 480с.

21. Ожигова, Л.Н. Психология гендерной идентичности личности/Л.Н.Ожигова. - Краснодар: Изд-во Кубанского гос. Университета, 2006. - 290с.

22. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъективной активности//Вопр. психологии. – 1996.-№4. С.5-20

23. Рябикина, З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной' реальности // Психологические проблемы самореализации личности, Сборник научных трудов. Выпуск. 2.- Краснодар, 1997.- С. 117

24. Рябикина, З.И., Ожигова Л.Н. Общество и человек: объективное о субъективном пространстве личности // Человек. Сообщество. Управление. - Краснодар: КубГУ. 1999. - №4.

25. Рябикина, З.И. Личность как субъект бытия и со-бытия: психологический аспект анализа // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2005. - 248с.

26. Соколов, Д.М. Сказки и сказкотерапия/Д.М.Соколов. - М., 1996.-218 с.

27. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост/И.В.Стишенок. - СПб.: Речь, 2005.-141 с.

28. Стюарт, Я. Современный транзактный анализ / Пер. Д.Касьянова. - СПб.: Социал.-психол. центр, 1996. - 329 с.

29. Томас Э.Харрис Я - о'кей, ты - о'кей/Томас Э.Харрис.–М.: Академический проект, 2006. - 368 с.

30. Фон Франц, М.-Л. Психология сказки/М.-Л.Фон Франц.- СПб., 1998.-340 с.

31. Штайнер, К. Игры в которые играют алкоголики. Анализ жизненных сценариев/К.Штайнер.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. - 304с

32. Ямщикова Н.А. «Возвращение к сказке»// Журнал практического психолога 1999, №10-11.

33. Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация[Электронный ресурс] / Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17).- Режим доступа: https://psystudy.ru. -Дата доступа: 13.12.2012.

34. Студопедия[Электронный ресурс]/ Жизненные сценарии человека.– Режим доступа: https://studopedia.ru/view_psihilogiya.php? id=40.- Дата доступа: 13.12.2012.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.