Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.






Общество представляет собой совокупность людей, их взаимоотношений, а также множество различных взаимодействующих друг с другом компонентов, обусловливающих как его стабильность. Так и процессы изменения. Общество существует как единый организм, как система, которая развивается в силу имманентных причин. Такое понимание общества было характерным для различных социально-философских подходов. Как систему понимали общество О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и другие исследователи.

В процессе исследования общества используются те понятия, которые приняты в теории систем: элемент, система, целое, часть, структура, организация, связь, отношение. Кроме того, в изучении общества как системы используются такие философские категории, как субъект, объект, социальная деятельность, идеальное, материальное и др.

С точки зрения Т. Парсонса, социальная система представляет собой совокупность " взаимоотношений между исполняющими свои роли людьми". Согласно К. Марксу общество есть " продукт взаимодействия людей".

Под социальной системой можно понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, которыми являются социальные субъекты и объекты с их качествами, образующие общество как целостный организм.

Социальный субъект – носитель социальной деятельности, направленной на изменение социального объекта, источник направленной на объект активности. Социальным объектом выступает феномен, противостоящий субъекту, явление, на которое направлена активность другого явления.

Как система, общество обладает следующими свойствами: социальностью, саморазвитием, самоорганизацией и самодостаточностью. Под социальностью можно понимать надприродную реальность, т.е. систему свойств, выделяющих людей и созданную ими действительность из природной сферы; способ бытия, отличающий представителей общества от природных существ; коллективные формы жизнедеятельности людей.

Под самостоятельностью социальной системы понимается её способность своей собственной деятельностью создавать всё необходимое для жизни общества.

К настоящему времени в социальной философии сложилось два основных подхода к периодизации человеческой истории: формационный и цивилизационный.

Проблема формационного подхода к исследованию истории общества связана с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса. Категория " общество", отражая прежде всего качественную определённость общественной жизни при её сравнении с природой, является родовой по отношению к категории " общественно-экономическая формация". В свою очередь, последняя выражает качественную определённость различных ступеней в развитии общества, является общей характеристикой при анализе конкретных обществ как отдельных образований. В противоположность умозрительным представлениям об обществе вообще К. Маркс выдвинул данную категорию, отражающую исторически определённый тип общества, представляющий особую ступень в его развитии: " … Общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером".

Категория общественно-экономической формации отображает целостный характер общественной жизни, в том числе: 1) целостную характеристику общества, находящегося на конкретном историческом этапе его развития; 2) то устойчивое, общее, повторяющееся, что свойственно различным странам, находящимся на одной ступени исторического развития, и 3) качественно определённые ступени, этапы исторического процесса. Реально все три составляющих формации находятся в единстве. Эта категория отражает сущностные составляющие в развитии различных обществ, находящихся примерно на одинаковой ступени исторического развития, а не специфические особенности отдельных стран. Это не географическое, а социально-философское понятие, выражающее логику всемирно-исторического, а не исторического процесса развития отдельных общества, которые могут не проходить в своём развитии отдельные формационные этапы.

В истории не было ни одного социального организма, который " прошёл" бы все известные формации, и не существует такой формации, которую " прошли" бы все социальные организмы. В теории общественно-экономической формации отражается эволюция всего человечества как единого целого, она выражает единство и целостность мирового исторического процесса. Все типы формаций " проходит" человечество, а не отдельные социальные организму. В этой категории отражаются именно ступени, этапы развития человеческого рода, хотя конкретные формации являются и этапами развития конкретных обществ.

Придерживаясь принципа конкретно-исторического анализа, классики марксизма учитывали тот факт, что, например, рабовладельческие производственные отношения по-разному формировались и существовали в различных странах и регионах и это зависело от социальных, культурных, географических и иных факторов. Поэтому они отличали восточное рабство как основу азиатского способа производства (в Египте, Вавилоне, Индии и других странах Востока и Американского континента) от античного рабства (в греческих полисах, эллинистических государствах и Древнем Риме).

Согласно К. Марксу в докапиталистических формациях в качестве базисных могли выступать отношения не экономического, а внеэкономического принуждения.

Общественно-экономическая формация обладает определённой структурой. Её основу образует способ материального производства в единстве производительных сил и производственных отношений. Особую роль в функционировании и развитии формации играют производственные отношения как совокупность отношений, складывающихся в процессе производства до потребления (отношения собственности, обмена. Распределения, потребления и организации хозяйственной деятельности). Совокупность производственных отношений образует экономическую структуру общества, его реальный базис. Базис обусловливает формирование надстройки общества как совокупности идей, идеологических отношений (политических, правовых и др.), политических и государственных организаций и учреждений, т.е. в структуру базиса входят и материальные, и духовные составляющие.

Базис и надстройка общества находятся в диалектическом взаимодействии. Противоречия базиса проявляются в противоречиях надстройки, в частности в борьбе идей, организаций и учреждений. Надстройка же, обладая своей относительной самостоятельностью, оказывает активное обратное воздействие на породивший её базис и через него – на производительные силы общества. Например, государство может способствовать эффективному развитию экономики, но (при определённых условиях) может, наоборот, оказать на неё разрушительное воздействие.

В систему общественно-экономической формации входят определённая структура, гражданское общество, определённый уровень культуры и духовной жизни населения.

Противоречия внутри формации, и прежде всего внутри способа материального производства, между производительными силами и производственными отношениями обусловливают развитие общества. При условии их обострения и конфликтного состояния эти противоречия выступают причиной смены формаций, т.е. определяют исторический переход общества с одного качественного уровня на другой.

Создание теории общественно-экономической формации не было самоцелью. Эта теория является идеальным " инструментом" познания человеческого общества как исторического процесса перехода от одной ступени развития к другой в противоречивом единстве его изменчивости и устойчивости.

Другим теоретическим и хорошо известным в науке подходом к исследованию общества является цивилизационный подход. Во второй половине ХVIII в. – ХIХ в. сформировалось три подхода к пониманию феномена цивилизации. Первый – унитарный, при котором цивилизация понималась как идеал прогрессивная развития человечества в качестве единого целого. Вторым подходом является стадиальный, в соответствии с которым цивилизации рассматриваются как этапы прогрессивного развития человечества, как историческая ступень развития общества после ступени варварства. Третий – локально-исторический, в соответствии с которым цивилизации понимаются как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования. В соответствии с этим подходом в понимании цивилизации отражается большее количество различных признаков и величин, чем в понимании общественно-экономической формации, например, быт, обычаи, мораль, право, религия, специфика власти и др. В исследовании данного феномена акцент ставится на качественном своеобразии определённого типа общества.

В научной литературе термин " цивилизация" используется также для характеристики общности, целостности и общечеловеческого единства всех культур (" мировая цивилизация").

Кроме того, цивилизация понимается в качестве социокультурного образования. Считается, что сущность той или иной цивилизации образует нормативная база деятельности общества. Выделяются традиционные общества (цивилизации) и европейские, в основании которых находятся культура античного мира и христианская традиция Европы. А. Тойнби выделил 21 цивилизацию, включив в их число западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, индуистскую и др.

Цивилизационная модель общества, как и формационная, является теоретической, идеальной, не во всём совпадающей с объективными реалиями. Она выступает идеальным " инструментом" исследования социальных организмов.

Оба подхода – формационный и цивилизационный – дополняют друг друга при условии объективного анализа общества как исторического процесса и целостной социальной системы.

Таким образом, общество есть целостная система, развивающаяся в силу внутренне присущих ей причин и представляющая собой многокачественное образование, выражающееся в различных сферах его жизнедеятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.