Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды реальности и особенности познания их человеком.






 

53. Диалектика как учение и метод: основные законы, категории, принципы.

ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

Существенными компонентами диалектики являются законы. Научное познание представляет собой прежде всего познание объективных законов: науки не может быть там, где не раскрывается содержание законов.

Диалектико-материалистическое толкование категории закона было дано классиками марксизма, подчёркивавшими устойчивый, необходимый, существенный, всеобщий и объективный характер законов природы, общества и человеческого мышления. Выражая необходимые связи, закон вместе с тем проявляется в форме случайностей, через которые он воплощается в мире, поэтому обычно проявляется в качестве тенденции, что особенно заметно в общественных процессах.

В настоящее время понятие " закон" в философии обычно рассматривается как категория, отражающая необходимые, общие, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями или их сторонами и компонентами. Иными словами, в законах философии и науки отражаются законы бытия. Объективно законы проявляются как отношения между сущностями вещей; закон есть существенное отношение. Определяющее характер функционирования и развития объектов.

Существующие законы носят более или менее общий характер. Диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Но реально в каждой сфере бытия действуют свои законы, которые можно разделить на два основных типа: 1) динамические и 2) статические. Эти типы законов отличаются друг от друга по характеру предсказаний, которые из них вытекают. В законах динамического типа предсказания носят точно определённый, однозначный характер. Они характеризуют поведение относительно автономных систем, состоящих из небольшого количества компонентов и при анализе которых можно отвлечься от случайных факторов.

Если динамические законы проявляются в отдельных явлениях, то статические – в их массе. Предсказания, которые строятся на основе анализа статистических законов, носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Это обусловлено тем, что в сфере реализации статистических законов действует множество случайностей.

Существенным компонентом диалектики как науки являются категории. Категория представляет собой общее, предельно широкое понятие, которое отражает всеобщие, существенные свойства и связи материального и духовного бытия. В них концентрируется содержание науки, обобщаются результаты познания, они же направляют процесс познания. Таким образом, категории – итог познания и, кроме того, они имеют методологическое значение.

Категории диалектики также являются не только результатами, но и средствами познания, поэтому имеют методологическое значение. Для диалектики характерно формирование парных, полярных категорий, отражающих полярные стороны явлений, предметов и процессов. Категории диалектики выражают взаимообусловленность и взаимодействие противоположностей, поскольку противоположные стороны предмета влияют друг на друга и обусловливают друг друга. Категории диалектики выражают превращение противоположностей друг в друга в процессе развития предметов. Содержание одной категории в снятом виде входит в содержание другой. Взаимодействие категорий может проявляться как закон.

Общим между законами и категориями диалектики является то, что они отражают всеобщие стороны и связи действительности. Их различия в предмете отражения заключаются в том, что законы диалектики отражают связи и отношения, а категории, кроме того, - и всеобщие свойства и стороны действительности. По логической форме законы являются суждениями, а категории – понятиями. Понятие есть мысленное воспроизведение объекта.

К числу категорий диалектики относятся: единичное, особенное и общее; причина и следствие; необходимость и случайность; содержание и форма; сущность и явление; возможность и действительность.

1. Единичное, особенное и общее. Единичное – это свойства и связи, присущие лишь данному предмету, явлению или процессу и отсутствующие у других (неповторимые). Но поскольку в силу принципа всеобщей связи в мире нет абсолютно замкнутых структур и любое явление связано с другими, постольку любое явление содержит в себе некоторые повторяющиеся свойства.

Общее – это свойства и связи, присущие многим предметам, явлениям и процессам; это – единое во многом.

2. Причина и следствие. Причинно-следственная связь (или причинность) является формой всеобщей связей.

3. Необходимость и случайность. Если понятие причинности отражает обусловленность одних форм бытия другими, генетическую связь явлений, то понятие необходимости отражает неизбежность проявления при соответствующих условиях тех или иных связей и свойств. В понятии необходимости констатируется факт наступления после взаимодействия не любых, а определённых результатов. Необходимость – это явление, которое обязательно должно возникнуть в данных условиях. Необходимыми называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в себе, обусловленные внутренней природой предмета, явления, процесса. Необходимость, в отличие от случайности, имеет своё основание в сущности предмета.

4. Содержание и форма – всеобщие стороны действительности. Каждый предмет представляет собой единство содержания и формы. Содержание – это вся совокупность компонентов и процессов, образующих предмет. Форма – организация содержания, способ его выражения и существования. Формой является организация устойчивых связей между компонентами содержания, внутренняя структура предмета. Структура же представляет собой способ связи элементов, не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение процесса во времени.

5. Сущность и явление. Для того чтобы оптимально воздействовать на объект, нужно знать его сущность и её проявления. Сущность есть главное в содержании объекта, это совокупность необходимых, устойчивых свойств и связей предметов и процессов, определяющих их развитие.

6. Возможность и действительность. В этих категориях отображаются существенные стороны процесса развития, возникновения нового.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.