Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеи философии постмодернизма.






Философия " постмодернизма" достигла пика своего развития в 80-90-х гг. ХХ в. К её представителям относятся европейские мыслители: Ж.Деррида, Ж.Батай, П.Рикер, Р.Барт, Ю.Хабермас. Из отечественных можно назвать В.Подорогу. Сам термин " постмодерн" – указывает на время возникновения течения. Это вторая половина ХХ в., когда европейская философия, опираясь на идеи великих иррационалистов конца XIX – нач. ХХ вв., идеи экзистенциалистской философии и др., отказалась признать ценность и необходимость разума для человечества. Для постмодернистского восприятия жизни главное – " свобода во всём". Человек должен " жить без границ", должен жить здесь и сейчас, не оценивая свои поступки сквозь призму разума. Разум для представителей П. не имеет права судить и оценивать. Разум уже завёл человечество до войн и революций во имя абстрактных идей. Вывод – разуму, науке, логическому не следует доверять. Человек живёт не по правилам разума, а по велению своих эмоций, живёт интуицией, живёт игрой (человек играющий). Человек разумный оказался сегодня несостоятельным. Если так, то проблемы истины, прогресса человечества и другие традиционные философии – это псевдопроблемы. Что касается науки, то это область вероятного знания. Вся наука имеет характер гипотезы, вся культура проникнута " архетипами бытия", т.е. некоторыми формами коллективного бессознательного мироощущения. Поскольку язык людей тоже подчинён законам логики, его надо освободить. Вместо понятий модно вводить так называемые " симулякры", т.е. знаки мгновенного состояния. Эти знаки полностью и адекватно не передаются от человека к человеку. Потому что фиксируют меняющееся отношение человека к ситуации. Например, термины " украл" и " грех". Украсть, конечно, грешно. Но киногерой Деточкин из фильма " Берегись автомобиля", хотя и украл автомобиль у нечестного человека, но не грешен. Все деньги Деточкин переводит в детские дома. Таким образом, термин " грех" раскрывается исходя из опыта, а опыт изменчив. Получается, что понятия раскрываются " по ту сторону их самих". Эмоция важнее языка, эмоция передаёт точнее те состояния человека, которые язык передаёт противоречиво и неточно: тоску, влечение, иронию, экстаз и др. А именно эти состояния – самые важные для людей. Главная ценность П. – " новое". Новое ценно само по себе, вне связи с прошедшим. Не следует искать причинно-следственных связей явлений настоящего. Настоящее – ново. Настоящее – главная ценность бытия. Важна свобода творчества, свобода личности, свобода в культуре, доходящая до хаоса. В культуре важно обеспечить свободу интерпретации, в науке – свободу вымысла, в этике долг заменить на игру и т.п.

Разумеется, политический идеал постмодернистов – демократия, с её многопартийностью, свободой веры. Плюрализмом ценностей. Демократия способна и должна разрушить единую систему ценностей общества, стереть грань скрытого и открытого в личности и обществе; дозволенного и недозволенного. Рациональная философия также невозможна. Представители постмодерна определяют своё направление в таких главных понятиях, как: " открытая форма", " игра", " случай", " анархия", " деконструкция", " демистификация" и пр.

Жан Лиотар (1924-98) после опубликования им книги " Состояние постмодерна" стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во второй половине ХХ века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информационных технологий, возник новый тип культуры – постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн, следовательно, можно перевести на русский язык как то, что наступило вслед за недавним.

Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, " никто не владеет целым". Возникло много новых языковых игр, кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемой истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени её операциональности, это означает, что на первый план вышли критерии эффективности и прибыльности. Люди в качестве " атомов" общества расположены на пересечении прагматических, т.е. жизненно важных для них связей. Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики. На смену логике универсальных, незыблемых принципов пришла паралогия (греческое para означает отклонение).

Паралогия Лиотара это – обращение к агонистике многообразных языковых игр и " маленьких рассказов", позитивная оценка дисконсенсуса, без которого невозможно творчество и научное воображение, замена замкнутой системности открытой, стимуляция производства новых идей, установка на свободу и воображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному.

Наряду с уже упомянутыми доминантами философского постмодернизма можно также указать следующее: дисконсенсус (а не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабильность (а не стабильность), случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), неопределённость (а не определённость), эстетика парадоксально-возвышенного (а не прекрасного), виртуальное (а не устойчивое вещно представимое), ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей.

Несколько рискованно сжимая характеристику философского постмодернизма, можно указать, что он культивируется в наши дни в основном в двух вариантах – умеренном и авангардистско-анархическом. В своём умеренном варианте постмодернизм является. Пожалуй, вполне оправданной реакцией на реалии конца ХХ в., на всемерное возрастание многообразия. Что касается авангардистско-анархического постмодернизма, то в нём преобладает эпатаж, отрицание всего и вся. Такая философия приветствуется немногими из числа профессиональных философов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.