Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские идеи фрейдизма.






ФРЕЙДИЗМ, общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения — у Фрейда, стремления к самоутверждению — у Ф. Адлера и т. п.).

Учение о бессознательном. До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия " бессознательного" или " Оно". С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших поступков, и прежде всего за такими, как фантазии и сны, оговорки, за тем, что оказывается забыто человеком.

Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Ф. анализ сновидений, когда сознательное Я наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. В снах Ф. различал два основных слоя. Первый из них – это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй скрытый слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных условий, применение метода психоанализа. Это связанно с тем, что наше сознательное Я (Сверх-Я) устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений. Поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую символическую зашифрованную форму.

Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, всех желаний человека, которые он только имел за свою жизнь. Однако на поверхности, в сознании остаются далеко не все. Напротив, большая часть их уходит, а точнее – вытесняется в область подсознания. Там оказываются все желания и влечения, которые не прошли " цензуру" нашего Я, т.е. оказались несовместимыми с этическими требованиями, которые человек осваивает в процессе своей социализации, т.е. вхождения в жизнь общества, усвоения его норм и правил поведения. Наиболее активно социализация протекает в детстве и юности, и именно в этот период происходит особенно сильное и " массированное" вытеснение в область подсознательного различных произвольных импульсов и побуждений. Особое место среди них занимает сексуальное влечение (либидо), которое общество оценивает как постыдное и греховное. Обнаружение детской сексуальности и эротизма стало ещё одним шокирующим общество открытием Фрейда. Уже в детстве, по мнению Фрейда, происходит формирование " эдипова комплекса": у мальчика появляется желание овладеть своей матерью (как сексуальной партнёршей) и стремление убить своего отца – " конкурента" в этом отношении (то же у девочек – " комплекс Электры").

Структура личности. По учению Ф., в структуре человеческой личности выделяются три основные области.

" Оно" – сфера бессознательного, наполненная различными вытесненными из области сознательного желаниями и влечениями, главное место среди них занимают сексуальные. Это аморальное и эгоистическое начало в человеке.

" Сверх-Я" – сфера различных моральных и поведенческих установок и запретов, налагаемых обществом на своих членов и усвоенных индивидом. По мнению Ф., " Сверх-Я" формируется к пяти годам, когда у ребёнка появляется чувство вины и стыда.

" Я" – сфера сознательного, находящаяся " между двух огней": с одной стороны, на неё давит " Оно", а с другой – " Сверх-Я". Именно " Я" направляет импульсы, идущие из " Оно", в приемлемые для общества рамки, позволяет их реализовывать цивилизованным путём. Если же это не удаётся, то тогда и возникают различные неврозы.

НЕОФРЕЙДИЗМ, направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Главные представители — К. Хорни, Х. С. Салливан, Э. Фромм. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.

Однако неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с позиции " культурного" подхода. Всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры. Каждый невроз вызывается внутренними конфликтами, в основе которых лежат связанные с социальным окружением индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общий неспецифический фактор, создающий для него предпосылку – это возникающее в детстве чувство страха, беспомощности перед враждебным миром (" базовая тревожность", которое может быть смягчено или усугублено воспитанием. В последнем варианте у индивида развивается множество защитных реакций, выражающих невротическую направленность его характера. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты. Типичные для образа жизни людей в ХХ в.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.