Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика и основные направления западной философии XX века.






Непредвзятый и свободный от идеологических оценок анализ философии XX века показывает; что философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков. В качестве первой, видимо, надо назвать отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, как правило, ориентированного на определенные-политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения. В течение столетия самые разные философские направления и Школы переходят к философствованию всё более плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или диалога, не отвергающему философских теорий, основанных на нетрадиционных для европейской философии принципах, будь то творческая интуиция, эзотерическое знание, концепция вчувствования и многое другое.

Философия XX века Сформулировала целый ряд новых для философии проблем (техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование). Эти новые проблемы требуют теоретического разрешения, поэтому вслед за философским вопрошанием возникают в XX веке ряд новых наук. У истоков которых стояла философия. Математическая логика и математическая лингвистика, экофилософия и биосферная концепция культуры в данном случае могут выступать как примеры рождения философией новых исследовательских полей, обладающих не только большими эвристическими возможностями, но и имеющими непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

Философия XX века существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивно разрешив такие принципиально важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием (на основе чего возникает герменевтика или учение о понимании и истолковании), между знанием и оценкой (что способствует оформлению аксиологии как специфической части теории познания), наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных данных, полученных естествознанием XX в. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области — теории познания или гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлении — например, понимающую социологию, эвристику, интегративный подход.

Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской теории. Особенно жестко эти позиции проводились в странах социалистического лагеря, и. прежде всего, советскими философами, послушно выполнявшими указания всемогущего партийного аппарата.

На протяжении десятков лет живущие в социалистических странах исследователи не имели.возможностей заниматься теми вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или иные явления без множества ссылок на труды " основоположников марксизма" и партийные документы. Монопольное право на истину принадлежало советской философии, из СССР раздавались оценки трудам других философов. Работы Ж.-П. Сартра или М. Хайдеггера. П. Фейерабенда, Фанона — это были труды " агентов и слуг империализма" или " ревизионистов", " мистиков" или " шарлатанов" и понадобилось немало времени для того, чтобы, хоти бы внешне, произошло " освобождение духа" и исследователи избавились от идеологических штампов и клише времен холодной войны. Не были свободны и западные философы в своей оценке работ советских исследователей, чаще всего упрекая их за излишний догматизм и плохое знание современной философской литературы. Только с начала 90-х гг. пошел процесс взаимного узнавания, результаты которого в трудах по философии еще только начинают сказываться.

Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Следует подчеркнуть, что и философия своими собственными исследованиями также способствует позитивному развитию естественных наук, например, разработками в области анализа психики, мотиваций человека, в изучении деятельности, действия, операции — составных частей поступков

Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека, опираясь не только на позитивистские и марксистские взгляды, но и философские традиции христианства, буддизма, школ солипсизма и интуитивизма, экзистенциализма и других направлений, которые в начале XX века третировались как ненаучные, мистические и реакционные.В свою очередь, наиболее авторитетные представители этих философских направлений находят в позитивистских и материалистических работах такие положения, которые помогают более глубоко и разносторонне понять сущее человеческого бытия.

Тенденции интегративизма различных школ и направлений в самом философском знании в конце XX века стал особенно заметно сочетаться с интегративными тенденция ми самой философии с гуманитарными и естественным науками, благодаря чему создается новое философское знание и новые способы философствования.

В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно, опираясь на множество факторов, понимая происходящие в мире процессы как нелинейные, стохастические, происходящие в открытых динамических системах, каждая из которых имеет множество вариантов своего последующего развития, а также и истолкования.

Философия XX века открывает и разрабатывает новые области философствования, такие как философия культуры, философия техники, философия жизни и др., современным языком описывает такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология. Так, например, исследуя эстетический потенциал современного авангардизма и модернизма в различных областях искусства, философия прибегает не только к эстетическому знанию, но и использует эвристический потенциал интуитивизма, рефлексию о непознаваемом, а прибегая к миру современной науки и техники объясняет специфику " виртуальной реальности". Используя метод проектирования и конструирования современная эстетика создает не только новую окружающую среду, но и новые символы культуры, которые несут закодированную информацию зрителям и слушателям.

Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.

Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека

41. «Философия жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше: иррационалистическая трактовка основных проблем человеческого существования.

В первой половине XIX в. развитие Европы шло, в целом, по восходящей линии. Природа покорялась человеку. Наука уверенно раздвигала границы познания. Феодальная раздробленность хозяйства, вековая отсталость в экономической и политической жизни наконец-то отступали перед цивилизацией. Всё это вселяло уверенность в разумность мира и подтверждало правоту рационализма.

Но каждый свет отбрасывает тень. И нет прогресса без регресса, как нет здоровья без болезни; всё живое обречено на смерть.

Тема страдания, слепой судьбы и смерти издавна стала одной из ведущих тем восточной (прежде всего индийской, буддийской) философии. На Западе она была " переоткрыта" немецким философом А.Шопенгауэром (1788-1860) и изложена в его главном сочинении " Мир как воля и представление" (в двух томах: т.1 – 1818, т.2 – 1844). Философия Шопенгауэра пессимистична. Жизнь – это " плесень" на одном из " шаров" (так философ называет нашу планету). Мир неразумен и бессмыслен, им управляет слепая, злая воля. Ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно и своими страданиями.

Несколько воля сильней интеллекта – об этом можно судить по собственным поступкам: в массе своей они продиктованы не доводами разума, а инстинктом и желаниями, даже если заранее знаем, что исполнение этих желаний принесёт нам больше неприятностей, чем пользы. Сильнейший инстинкт жизни – половая любовь, т.е. продолжение рода, а в действительности – воспроизводство новых поколений для мук, страданий и неминуемой гибели. Есть лишь один способ вырваться из этой трагической карусели – погасить у себя волю к жизни и её ложным соблазнам. На языке буддийской философии это называется " попасть в нирвану".

Датский философ и теолог С. Кьеркегор (1813-55) выступил как предтеча экзистенциализма – одного из основных философских течений уже нашего времени. Кьеркегора его современники называли " Анти-Гегелем": если рационалист Гегель подчинял мир Понятию (общему), то датский мыслитель погружен в мир единичного, неповторимого, уникального. Самые глубокие истины – истины жизни и смерти – не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философствование и есть переживание вечного в конечном существовании индивидуальной судьбы личности. Переживание – это любовь, вера, надежда, тоска, страх, отчаяние, они-то и составляют мир экзистенции, т.е. существования человека. И это существование выше и значительнее всякой силлогистики, всяких общих законов и закономерностей.

Ф. Ницше (1844-1900) в 70-80-е гг. прошло века выступил с радикальной программой " переоценки ценностей", с откровенной критикой гуманизма. Он отвергал не только христианскую мораль, но и мораль вообще. Мораль и культура, писал Н., несовместимы. Мораль – это вздохи слабого, которому нет и не должно быть места в жизни. Культура же должна всегда быть культурой силы, ибо только сила прекрасна. Интеллект – случайное явление в мире, он расслабляет человека, а потому есть выражение декаданса, упадка культуры. Люди в массе своей, не живут " научными истинами" – они им не нужны или даже враждебны. Массовое сознание (и тут Ницше в определённом смысле прав) – мифологично. И это хорошо, ибо человеку нужны иллюзии, способные " вписать" его в иррациональный поток жизни. Высоко ценя Шопенгауэра как своего предшественника, Ницше, вместе с тем, указывал и на самое существенное расхождение в своих и его взглядах. Волюнтаризм Шопенгауэра утверждал первенство воли к жизни (которую человеку следует у себя погасить). Волюнтаризм Ницше – это гимн воле к власти, которую сильный человек (" сверхчеловек") должен стремиться у себя максимально развить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.