Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские идеи французских просветителей (Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Монтескье).






Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры и общественной мысли. По своему социальному содержанию идеи Просвещения представляли собой острую, беспощадную критику отживающего феодально-крепостнического строя, выражая интересы молодой буржуазии, а в её лице – основной тогда, подавляющей части человечества.

Основным мотивом этой критики была оценка крепостнических, абсолютистских и клерикальных порядков как нецивилизованных, паразитирующих на темноте и невежестве масс. Отсюда и смысл слова " просвещение" – свет науки, культуры и знания может и должен, полагали просветители-идеологи и провозвестники нового общественного и государственного строя, - в корне преобразовать, изменить жизнь человека и человечества.

Родиной Просвещения к середине XVIII в. стала Франция – страна, где классовые противоречия в это время достигли особой остроты и напряжённости, где неумолимо приближался открытый политический взрыв – революция.

В центре просветительских теорий был теория естественного права и общественного договора, идеологически подготавливающая и оправдывающая грядущую социально-политическую перестройку.

Согласно этой теории, каждый человек обладает " естественным", т.е. природным, правом на жизнь и на свой место в мире. И этого права у него тем больше, чем больше у него сил. Но если люди будут неограниченно пользоваться своим правом, т.е. жить в " естественном" состоянии, то их права и интересы неминуемо столкнутся друг с другом, общественная жизнь станет попросту невозможной. Поэтому личный интерес должен быть подчинён общественному: люди сами, добровольно должны отказаться от части своих естественных прав, передавая, делегируя их верховной власти – государству. Между государством (в лице государя) и народом (подданными государства) заключается общественный договор: одна сторона (народ) жертвует частью своих прав, другая (государство) – берёт на себя обязанность и заботу обеспечить общественный мир и согласие.

В чём же революционный смысл (подтекст) этой теории? Самые радикальные идеологи Просвещения Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, К.Гельвеций, П. Гольбах настаивали на том, что королевская власть свои обязательства перед народом не выполняет, что общественный договор ею не соблюдается, а поэтому другая договаривающаяся сторона – народ – вправе такую власть свергнуть! На место абсолютизма (светского и клерикального) должна прийти власть " просвещённая", выражающая интересы различных общественных групп (в действительности – интересы свободного предпринимательства, т.е. интересы буржуазии).

Социальные идеи французских просветителей органически вплетались в общую систему их философского мировоззрения – в основном материалистического и атеистического. Критика религии (атеизм) была для них логическим продолжением и завершением критики католицизма, в котором революционные идеологи справедливо видели оплот и опору абсолютизма. Метафизический материализм XVIII в. был философским выводом из математического и описательного естествознания.

Вольтер. Вольтер без устали атакует религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления В. способствовали не только Великой французской революции, но и реформам в Англии, Германии, России, где он провёл часть своей жизни.

Основной предмет атак Вольтера – различные предрассудки, клерикализм, который он мечтал раздавить усилиями философов. Вольтер – не атеист, он деист, а это означает, что Бог признаётся творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. В. выступает сторонником " естественной религии". Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Содержание морали В. интерпретирует рационалистически. Главный принцип морали, считает В., сформулирован уже мудрецами древности: " Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой".

Дени Дидро (1713-84). Критика религии. Уже в своих ранних произведениях Д. выступил с критикой христианских догм. Он ставил под сомнение различные чудеса, а также божественный характер Откровения (Библии), указывая на " порочный круг" в доказательстве: кто устанавливает божественное происхождение Священного писания? Церковь. На чём основаны её утверждения? На Священном писании.

С точки зрения Д., библейские рассказы е более убедительны, чем античные мифы. Описывая самоистязания, которым предаются раскаявшиеся грешники, он замечает: " Кто приговорил их к этим терзаниям? Бог, которого он оскорбили. Но кто этот Бог? Кладезь добра. Разве преисполненный доброты Бог мог бы получать удовольствие, купаясь в слезах этих несчастных? ".

Жан-Жак Руссо (1712-78)

Социально-политические воззрения. Основное внимание Р. уделял социально-политической проблематике и особенно проблеме неравенства. Он различал два вида неравенства:

Вид неравенства Характеристика Источник
Естественное, или физическое Различия в возрасте, здоровье, телесных и умственных силах или душевных качествах Человеческая природа
Нравственное, или политическое (социальное) Различия в богатстве и социальном положении Частная собственность и государственное устройство

Причиной возникновения социального неравенства стало возникновение частной собственности: " Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: " Это моё" – и нашёл людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: " Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля – никому! ". Когда земельные владения покрыли всю землю, возрастание их стало протекать за счёт соседей. При этом множество людей вообще лишились земли и вынуждены были получать пропитание из рук богатых; так возникло господство и рабство.

О происхождении государства. Человек рождён свободным, это вытекает из самой человеческой природы, и первый её закон – забота о самосохранении. Так как ни один человек не имеет естественной власти над другими, и так как сила не создаёт никакого права, то единственной основой всякой законной власти являются соглашения между людьми. Государство возникает в результате общественного договора между всеми членами общества.

Будучи образовано из составляющих его частных лиц, государство не может иметь интересов, противоположных и враждебных интересам своих граждан. Общественный договор устанавливает между всеми гражданами равенство, они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны пользоваться одними и теми же правами.

Цель законодательства – достижение свободы и равенства граждан: " ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя".

Учение о договорном характере возникновения государства разрушало прежние представления о божественном характере королевской власти. Отсюда следовал революционный вывод: если правитель перестаёт добросовестно выполнять свои обязанности, то он может быть свергнут и заменён другим. " Свобода, равенство, братство! " – стало лозунгом Французской революции.

30. Немецкая классическая философия: основные черты, проблемы, историческая роль.

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим по крайней мере некоторые из ее положительных моментов. Философия Канта довершает поэтическую (ноэ-ма, ноэзис. — Пер.) философию. В философии Канта нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики. Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике. Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности. Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности). Другой причиной этой ориентации является так называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Яко-би (1743—1819) «Об учении Спинозы», изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени. Гердер участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом «Бог» (1787), в котором попытался модернизировать спинозизм (заменил «распространенность» «органическими силами», моделью для которых служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы, которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия показывает, что послекантовская философия включала в себя и те философские направления в Германии, которые развивались независимо от Канта. В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен. Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, — тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.