Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция организационных структур






Тип организационной структуры зависит от множества факторов внутренней и внешней среды, но в основном определяется степенью нестабильности последней. Первой эффективной организационной структурой как таковой была модель, концепция которой сформулирована немецким социологом Вебером в 1900-х гг. Она не содержала описания конкретной организации и

называлась рациональной бюрократией.

Характеристики рациональной бюрократии:

- узкое разделение труда;

- иерархичность уровней управления, единоначалие;

- наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных

правил и стандартов, обеспечивающих однородность процессов и

координацию выполнения задач;

- дух формальной обезличенности в отношениях в организации;

- осуществление найма на работу и увольнения лишь в соответствии с

квалификационными требованиями. Защищенность служащих от

произвольных увольнений.

С течением времени бюрократия стала классической. Основная идея данной модели — не допускать произвола собственников предприятий, приоритета личных задач над организационными. Формальные процедуры сделали бюрократию более объективной, нежели любая другая структура, в ней нет места местническим интересам отделов, она устойчива и адаптивна при эффективном руководстве, базируется на концепции социального

равенства. Однако имеются и хорошо известные недостатки современной

бюрократии:

- неспособность к внедрению новшеств;

- отсутствие достаточной мотивации сотрудников;

- преувеличение значимости стандартных процедур, замыкание

системы как «вещи в себе», нарушение взаимодействия с клиентами и

общественностью;

- невозможность принятия нестандартных решений.

С усложнением бизнеса как системы появилось такое множество управленческих и производственных функций, что бюрократическая система перестала отражать изменения внешней среды. Появилась департаментализация — деление фирмы на подразделения в зависимости от функций, ассортимента, круга клиентов, региональных рынков и

совокупных аспектов деятельности.

Имеются несколько типов департаментализации:

1) функциональная — традиционная (классическая) форма организации бизнеса (производство, финансы, кадры и т.д.);

2) дивизионалъная продуктовая структура — характеризуется более мелкими подразделениями, нежели функциональная, причем деятельность каждого из них связана с определенным продуктом из ассортимента, и они имеют в своем составе специалистов по всем основным производственным и управленческим функциям;

3) дивизионалъная структура, ориентированная на потребителя, — по организационному принципу аналогична предыдущей структуре, каждое подразделение занимается отдельным типом клиентов (банки);

4) региональная дивизионалъная структура — подразделения занимаются различными рынками;

5) глобальная структура — гибридное образование из четырех предыдущих типов, характерное для транснациональных корпораций; на каждом уровне управления господствует один из четырех принципов разделения фирмы на подразделения, названных выше.

Эти организационные структуры эффективны и в настоящее время.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.