Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Османской войны 1578—1590 года






В течение двадцати лет после подписания Амасийского договора /1555/ между сефевидами и османами сохранялись мирные отношения. До конца жизни /1576/ шах Тахмасиб неукоснительно соблюдал условия договора. Как уже отмечалось, 16 февраля 1568 г. он направил в Эдирне своего посла Шахгулу-хана Устаджлы и получил от нового османского султана Селима II /1566—1574/ подтверждение Амасийского мира. Незадолго до своей смерти — 13 мая 1575 г. с этой же целью он отправил в Стамбул к сменившему Селима II на троне султану Мураду III /1574—1595/ Тохмаг-хана Устаджлы /475, с. 7/. Последовательная внешняя политика шаха Тахмасиба, кроме того, расстроила планы западных держав вновь поднять государство Сефевидов против Турции.

Однако Османская империя не оставила надежду нанести Сефевидскому государству окончательное поражение с тем, чтобы захватить в свои руки азербайджанский шелк и укрепиться на Каспийском море и в Персидском заливе. В османском дворце шла подготовка к новой войне против Сефевидов. Стремясь нейтрализовать в предстоящей войне своих европейских противников, Османская империя в августе 1575 г. продлила договор с Венецианской республикой, подписанный 7 марта 1573 г. /475, с. б/. 1 января 1577 г. было достигнуто соглашение о продлении еще на восемь лет турецко-австрийского договора от 17 февраля 1568 г. /475, с. 8/, 30 июля 1577 г. был подписан мирный договор с Польшей /475, с. 9—12/. Таким образом, Османская империя получила возможность перебросить свои основные ударные силы на Восток, против Сефевидского государства.

К концу 70-х гг. XVI в. Османской империи представился удобный случай для того, чтобы начать войну против Сефевидов.

После смерти шаха Тахмасиба /май 1576 г./ политическая стабильность во дворце Сефевидов нарушилась. Между сыновьями шаха началась борьба за престол. Между кызылбашскими группировками шли кровопролитные столкновения, исход которых должен был решить, кому достанется власть. Воспользовавшись этим, Османская империя, в нарушение Амасийского договора, начала новую войну против государства Сефевидов. Турецкие войска под командованием Леле Мустафа-паши и Оздемир-оглу Осман-паши 9 августа 1578 г. нанесли тяжелое поражение сефевидской армии в битве при Чалдыре. 24 августа был захвачен Тифлис. В сентябре началось завоевание Северного Азербайджана. В короткое время в руки турок перешли Шеки, Ареш, Кабала, Шемаха, Баку, Шабран, Дербенд, Сальян, Махмудабад и другие населенные пункты /365, с. 272—274; 444, с. 149—200; 505 и др./. Таким образом, между Османской империей и Сефевидским государством началась новая война, продолжавшаяся 12 лет /1578—1590/.

Главной ареной военных действий в этой войне, в ходе которой произошли самьй? кровопролитные за всю историю сефевидо-османских войн Сражения, стал Азербайджан, главным образом Северный. Это не случайно. Поскольку длительные сефевидо-османские войны, в первую очередь походы султана Сулеймана Кануни, не дали ожидаемых результатов, в Стамбуле пришли к заключению, что полностью стереть государство Сефевидов с политической карты Азии не удастся. Поэтому еще во времена Сулеймана Кануни был подготовлен план, предусматривающий нанесение главного удара на

Сефевидов с севера — через Дагестан и Ширван. Согласно этому плану, Османская империя должна была сначала с помощью Крымского ханства захватить в свои руки территорию между Доном и Волгой, включая Астрахань, отрезать Великому Московскому княжеству выход к Каспийскому морю и, соединив Дон и Волгу каналом, вывести в Каспий свой флот, а уже затем завершить завоевание Кавказа и Закавказья, в том числе и Азербайджана. Однако султану Селиму II, пришедшему к власти после Сулеймана, не удалось осуществить этот план. Несмотря на то, что в сентябре 1569 г. турецкие войска совместно с крымской конницей окружили Астрахань, они не смогли захватить этот важный стратегический пункт, поскольку Девлет Гирей, опасаясь полного присоединения Крыма к Турции, по тайному соглашению с Иванов IV отозвал свою конницу назад. В итоге турки отступили, понеся большие потери. Строительство волго-донского канала осталось незаконченным. Таким образом, план переброски в Каспийское море турецкого флота оказался неосуществимым. Тем не менее, Османская империя не отказалась от намерения предпринять поход через Северный Кавказ на Ширван с помощью Крымского ханства. Такая попытка была сделана и в ходе сефевидо-турецкой войны 1578—1590 гг.

Будучи не в силах вести войну против Османской империи один на один, Сефевидское государство вновь обратилось к западным державам с тем, чтобы разделить силы турок на два фронта. В конце 1579 г. в Венецию было отправлено посольство из семи, человек, которое возглавил Ходжа Мухаммед, опытный дипломат, не раз бывавший в Венеции и лично знакомый с Винченцо Алессандри. Примкнув к торговому каравану следовавшему из Тебриза в Бурсу, сефевидские послы прибыли в Венецию в апреле 1580 г. Здесь они остановились в доме принадлежавшем роду Дзено, издавна поддерживавшему связи с Азербайджаном. Ходжа Мухаммед нашел Винченцо Алессандри и сообщил ему о цели приезда. 1 мая 1580 г сефевидский дипломат вместе с Винченцо был принят венецианским дожем, которому передал письмо шаха Мухаммеда Аудабенде. Интересно, что это письмо было написано на двух языках—азербайджанском и персидском /100 28 с 183/ Заслуживает внимания и то, что с азербайджанским вариантом письма дожа Венеции ознакомил Винченцо, а с персидским — Ходжа Мухаммед /100.28, с. 183/.

Следует отметить, что письмо сефевидского шаха, переданное венецианскому правительству Ходжа Мухаммедом, было очень кратким и состояло лишь из общих намеков. Главные намерения и планы Мухаммеда Худабенде его посол изложил правительству Венеции устно. По распоряжению венецианского дожа Ходжа Мухаммед в сопровождении двух секретарей — Антонио Милледонне и Доменико Вико—был тайно препровожден в дом Винченцо Алессандри, являвшегося в то время секретарем правительственной канцелярии и хорошо знавшего азербайджанский и турецкий языки. Здесь были записаны: цель приезда Ходжа Мухаммеда в Венецию, военные планы сефевидского правителя, ход только что начавшейся сефевидо-османской воины, иными словами, все сообщения сефевиского посла о его стране. /Кроме того, по настоянию находившихся на этой встрече венецианцев, Ходжа Мухаммед перевел на азербайджанский язык письмо шаха, написанное на персидском/. Этот ценный документ, вошедший в сборник Г. Берше, имеет важное значение для исследования отношений Сефевидов со странами Европы в первую очередь с Венецией /100.28/.

Как явствует из этого документа, Ходжа Мухаммед прежде всего объяснил безуспешный исход путешествия, некогда совершенного Винченцо Алессандри в сефевидский дворец, т. е. Причину того, почему Сефевиды не оказали поддержку Венеции в Кипрской войне против Турции /1570—1573/, а именно «старостью и болезнью бывшего падишаха»— Тахмасиба /100.28, с. 185/; теперь же война между государством Сефевидов и Турцией уже началась, и сефевидские полководцы «дали клятву Али, что не сложат оружия в течение пятнадцати лет, до тех пор, пока турки не сдадутся; если венецианское правительство не отказывается от своего старого предложения, то пусть подтвердит это:

пусть помолятся в своих церквях по правилам своей религии за нашу победу» /100.28, с. 185/. После этого были детально описаны первые боевые операции только что начавшейся

войны против Турции.

Секретари венецианского дожа представили все полученные в результате беседы с Ходжа Мухаммедом сведения правительству в Совет десяти в виде официального доклада. 13 июня 1580 г. в соответствии с решением этого совета венецианский дож тайно

принял Ходжа Мухаммеда. Сефевидский посол был извещен о том, что венецианское правительство желает своему традиционному союзнику «самых больших успехов» и «искренне молит всевышнего, чтобы он ниспослал ему победу» /100, с. 39/. Хотя во время беседы венецианский дож высказал множество лестных слов в адрес «своего друга — самого справедливого и самого достойного шаха», тем не менее он не дал конкретного ответа на предложение начать войну против Османской империи. Мало того, «чтобы не подвергать опасности» сефевидского дипломата, поскольку он «очень дорог» венецианскому правительству, ему не дали даже ответного письма. «На память о желанных переговорах» с венецианским правительством ему было вручено 300 цехинов. На этом переговоры завершились /100, с. 39/. Таким образом, Венеция предпочла сохранить мирные отношения со, своим могущественным противником — Османской империей. Тем не менее она внимательно следила за ходом сефевидо-турецкой войны.

Во время войны 1578—1590 гг. Сефевидское государство предпринимало попытки поднять против Турции также Испанию, Португалию и Папство. Начать войну с Османской империей призывало европейских правителей специально приехавшее для этой цели в Португалию посольство Мухаммеда Худабенде /93, т. 1, с. 23/. Есть и другие сведения о сефевидо-португальских отношениях в рассматриваемый период. Так, во время переговоров с правительством Венеции 1 мая 1580 г. Сефевидский посол Ходжа Мухаммед сообщил, что король Португалии отдал распоряжение об отправке в государство Сефевидов через Ормуз 20 тыс. цехинов на военные расходы /100. 28, с. 185/; в 1582 г. во дворец шаха Мухаммеда Худабенде прибыл в качестве посла короля Испании Филиппа II 1556—1598/ и папы Григория XIII /1572—1585/ член Ордена августинцев Симон /93, т. 1, с. 26/; в 1585—1586 гг. в сефевидский дворец был отправлен еще один посол испанского короля и папы — Жан-Баттиста Векьетти /426, с. 32—37/. Однако переговоры с Испанией и Португалией не дали ожидаемых результатов, поскольку истинной целью обеих этих стран в установлении связей с Сефевидским государством было как можно дольше удерживать его в состоянии войны с Турцией. Затягивание сефевидо-турецкой войны полностью отвечало интересам как Испании, так и Португалии. Испанию, которая готовилась к решающей схватке с Англией, устраивало, что все военные силы Османской империи заняты на востоке, поскольку это обеспечивало безопасность Испании со стороны Средиземного моря. Что касается Португалии, стремившейся еще более укрепить свои позиции в Персидском заливе и в бассейне Индийского океана, то для нее было одинаково выгодно ослабление как Сефевидов, так и Османской империи.

Надо отметить, что мирные отношения с Османской империей сохранила и монархия Габсбургов — один из основных ее противников на западе.

Поддержание мира с Турцией устраивало и Польшу, чье основное внимание в этот период было направлено на Россию.

Таким образом, во время сефевидо-турецкой войны 1578—1590 гг. западные державы в очередной раз дали Османской империи возможность бросить все свои силы против государства Сефевидов. Глубокий социально-экономический и политический кризис внутри страны, а также наступление с востока Шейбанидов не дали Сефевидам возможность противостоять османской армии. Шах Аббас, пришедший к власти после смерти Мухаммеда Худабенде /1587/, был вынужден обратиться к султану Мураду III с предложением мира. По Стамбульскому мирному договору, подписанному 21 марта 1590 г., к Османской империи наряду с Грузией, Арменией, Курдистаном, Кирманшахом,

Луристаном, Хузистаном и др. отошла и территория Азербайджана /за исключением Ардебильского и Талышского магалов/. Османской империи, с середины XV века стремившейся полностью подчинить себе все закавказские земли, наконец-то удалось осуществить свои захватнические планы относительно Азербайджана.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.