Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С середины XV века






С середины XV в. о взаимоотношениях Азербайджана со странами Западной Европы стали приобретать и политический характер. Точнее, возросла роль внешнеполитического фактора во взаимном сближении Азербайджана с европейскими странами. Широкие дипломатические связи государства Аккоюнлу с западными странами, в частности, с Венецией, были установлены в период правления Узун Гасана, т. е. задолго до прихода к власти династии Сефевидов, а в XVI веке они еще более расширились.

Одной из основных причин расширения взаимоотношений Азербайджана со странами Европы, вернее, приобретения ими все более политического характера, была агрессивная внешняя политика Османской империи. Поэтому для более полного уяснения этого процесса необходимо обратить внимание как на отношения между государствами Аккоюнлу и Сефевидов с Турцией в исследуемый период, так и на внешнюю политику соответствующих европейских государств в связи с усилением Османской империи.

Надо отметить, что в исследованиях зарубежных авторов, посвященных истории Ирана, Турции и отдельных стран Европы, хоть и бессистемно, но встречаются некоторые сведения по вопросу о роли агрессивной внешней политики Османской империи во взаимном сближении стран Азии и Европы. Содержащиеся в этих работах данные в большинстве случаев поверхностны и очень кратки, не раскрывают истинных причин установления дипломатических отношений между Азербайджаном и странами Европы. Европейские историки, говоря об антитурецкой политике своих стран в средние века, пытаются доказать, что эта политика носила только оборонительный характер, уделяют основное внимание османской агрессии. Например, в трудах, написанных вдухе сочувствия Венецианской республике, установившей широкие дипломатические связи с государствами Аккоюнлу и Сефевидов против Османской Турции, почти не исследуется захватническая внешняя политика этой колониальной державы, в то время как «турецкой опасности» уделяется чрезвычайно большое внимание. Завоевательная политика Турции считается едва ли не единственной причиной сближения между странами Истока и Запада с середины XV в. Турецкие же историки, напротив, стремятся завуалировать захватнический характер внешней политики Османской империи, твердят о большой опасности, которая якобы угрожала Турции со стороны соседних европейских и азиатских стран, в том числе феодальных государств Азербайджана и даже многих западных держав. Многие турецкие историки утверждают, что наибольшую опасность для Турции представляло сначала государство Аккоюнлу, а затем государство Сефевидов.

Положительные шаги в вопросе выяснения причин установления дипломатических отношений феодальных государств Азербайджана со странами Европы были сделаны советскими историй Известный советский востоковед И. П. Петрушевскии в своем ценном исследовании «Государства Азербайджана в XV веках;», касаясь дипломатических отношении государства Аккоюнлу со странами Европы, объясняет их таможенной политиков Османской Турции во II половине XV в а также захватническими планами султана Мехмеда II /1451—1481/ 364, с. 172—173/ Это мнение широко распространено в научной и научно-справочной литературе по истории Азербайджана и Ирана в исследуемый период. Азербайджанский ученый Дж. М. Ибрагимов в своих работах по истории Азербайджана XV века подтверждает приведенный выше вывод И. П. Петрушевского /205, с. 41/. О А Эфендиев отмечает подготовку Турции к широкому наступлению в направлении Закавказья и Ирана в годы правления султана Мехмеда II /439, с. 57/. В ряде трудов, касающихся взаимоотношений государства Аккоюнлу и Османской империи, большое внимание справедливо уделяется захватническои политике Турции в то время как Аккоюнлу и его западные союзники рассматриваются как государства, опасающиеся турецкого нападения. /212. с. 224/. Таким образом, политические причины установления взаимоотношений Азербайджана с западными державами, так же как гномические до настоящего времени должным образом не исследовались. Иными словами внешняя политика Турции и пытающихся объединиться против государств Европы и Азии их взаимоотношения исследованы в основном односторонне. Экономические же причины дипломаческих отношений этих стран, можно сказать, не изучены.

Для выяснения причин установления дипломатических отношений между Азербайджаном и европейскими державами необходимо отдельно рассмотреть противоречия, в первую очередь экономические, между государством Аккоюнлу и Турцией, а также между Турцией и странами Запада во II половине XV века, а затем исследовать внешнеполитические связи как закономерный результат этих противоречий. Экономическая политика и дипломатические отношения между указанными странами должны изучаться не только в отдельности, но и в комплексе. В таком случае можно будет более объективно изложить общие причина сближения Азербайджана с западными странами.

Сначала об азербайджано-турецких противоречиях. Между Азербайджаном и Османской империей существовали острые торговые и политические противоречия, которые еще во II половине XV века послужили причиной взаимного сближения одного из феодальных государств Азербайджана — Аккоюнлу — с еврокейскими странами против Турции. С течением времени, в связи с усилением последней, эти отношения все более углублялись, особенно после прихода к власти Сефевидов.

Для чего государство Аккоюнлу установило широкие связи с западными державами? Является ли захватническая внешняя политика Османской империи единственной тому причиной, как в большинстве случаев указывается в научной литературе? 'Или, как считают западные историки, европейские государства просто стремились использовать государство Аккоюнлу, как и другие страны, в своей борьбе против Турции? Не было ли у государства Аккоюнлу никаких других экономических и политических целей в установлении связей с западными странами, кроме защиты от Турции?

Постараемся выяснить действительное положение вещей.

Совершенно недостаточно видеть причину установления дипломатических отношений государства Аккоюнлу со странами Европы только в расширении границ Османской империи на Восток и захватнических стремлениях султана Мехмеда II. Односторонне было бы также объяснять эти отношения только османскими завоеваниями в Европе или опасностью, которая угрожала восточной торговле Венеции. Существовали более глубокие причины связей с европейскими странами — причины и экономические, и

политические, имеющие непосредственное отношение к феодальным государствам Азербайджана.

Начнем с причин экономических.

Дипломатические отношения государства Аккоюнлу с западноевропейскими странами и его война с Турцией 1472—1473 гг. возникли прежде всего в результате политики правителя страны Узун Гасана, «царство которого простиралось от Хорасана до Карамана» /10, с. 202/ и от реки Куры до Персидского залива, направленной на установление прямых торговых связей с западными державами, а также в итоге глубоких торговых противоречий между Аккоюнлу и Турцией. Эти противоречия были непосредственно связаны с внешней торговлей, имеющей жизненно важное значение для экономического могущества страны, и в первую очередь с торговлей шелком.

Как известно, на протяжении длительного периода времени до прихода к власти династии Аккоюнлу, Азербайджан неоднократно подвергался набегам чужеземцев, что наносило тяжелый удар по экономике, особенно по оседлому хозяйству, которое пришло в упадок из-за разрушения оросительной системы. Поэтому внешняя торговля занимала важное место в экономике государства. Большие доходы государству Аккоюнлу приносила торговля шелком. Как уже отмечалось, доходы от торговли с европейскими державами, а также пошлины, взимаемые с приходящих по территории страны торговых караванов, имели огромное значение для экономической мощи государства Аккоюнлу.

С середины XV века Османская империя стала опасным препятствием на пути осуществления торговых связей Азербайджана со странами Европы. Быстро расширяющая свои границы на Запад и на Восток в результате захватнических воин османских султанов, Турция один за другим прибирала к рукам традиционные торговые центры, связывавшие Европу и Азию, в результате чего западные и восточные купцы лишались возможности свободно вести непосредственные торговые операции друг с другом как это было ранее. Со временем европейским и азиатским купцам пришлось поддерживать связи между собой только через территорию Османской империи. Тяжелая пошлинная политика османских султанов, в том числе султана Мехмеда II, преследовала цель лишить государство Аккоюнлу основного источника доходов. Таким образом. Османская империя превратилась в серьезное препятствие на пути осуществления традиционных, веками существовавших торговых связей между Европой и странами Востока, в том числе с Азербайджаном. Однако это только одна сторона проблемы.

Между Азербайджаном и Турцией существовали и конкретные торговые противоречия. Как уже отмечалось, в осуществлении транзитных торговых связей государства Аккоюнлу со странами Европы важную роль играли караванные пути. Проходящие непосредственно по территории Османской империи. Если одна часть поступающего в Тебриз шелка и других восточных товаров караванами отправлялась в Трапезунд и Алеппо то другая часть посылалась в текстильные и торговые центры на территории Турции, где венецианцы и другие европейцы вели оживленную торговлю/Азербайджанский, а также гилянскии щелк играл решающую роль в обеспечении турецких текстильных центров сырьем. Только из Тебриза в Турцию вело два важных караванных пути: Тебриз - Диярбекр - Марднн- Мараа - Кейсария - Анкара - Эскишехир - Бурса и Тебриз – Эрзерум — Эрзинджан — Токкат — Амасия — Анкара — Бурса /471, с. 128—129/. В Токкате к каравану Тебриз— Бурса присоединялись и караваны, идущие из Ширвана, Гянджи, Армении и Грузии. В каждом таком караване, следовавшем в Бурсу с шелком, насчитывалось около 300—400 вьючных животных /471, с. 129/. Турецкий историк Инальджик Халил отмечает, что во II половине XV века Бурса стала для стран средиземноморского бассейна важным центром торговли шелком, подобным Алеппо /491, с. 51/. Сначала основными покупателями азербайджанского шелка в Бурее были европейские купцы. Чрезвычайно активно действовали здесь специальные торговые организации городов Северной Италии, в первую очередь Венеции и Флоренции, которые занимались скупкой и отправкой шелка в Европу. Шелк из Тебриза,

Шемахи, Шеки, Гянджи и других городов Азсрбайджанаа придавал особый блеск рынкам Бурсы и был предметом большой конкуренции среди европейских купцов. Особый интерес итальянцы проявляли к астарабадскому шелку, который они называли «sette strava». Каждый идущий из Тебриза караван вез сюда в среднем 200 вьюков шелка /491 с. 53/. Обширные торговые связи с Бурсой поддерживала и Шемаха. Например, в 1467 г. только один шсмахинский купец Абдуррахим привез в Бурсу 4400 тюков шелка стоимостью 220 тыс. ахчей /491, с. 53/. Основную часть шелка западным торговцам в Бурсе продавали азербайджанские и армянские купцы, покупая взамен различные европейские товары, в особенности шерстяные ткани.

В середине XV в. в Бурсе и на других рынках Турции все более возрастал спрос на шелк-сырец. Как уже отмечалось, это было связано, с одной стороны, с развитием раннекапиталистических отношений в Северной Италии, а с другой — с ткачеством, начавшим быстро развиваться в Бурсе, Стамбуле и других городах Турции. Причина последнего состояла в том, что Османская империя, стремившаяся захватить в свои руки посредничество в торговле между Европой и Востоком, уделяла сеьезное внимание развитию ткачества в стране. Политика султана Мехмеда II была направлена на то, чтобы шелк-сырец, привозимый с Востока, обрабатывался в Турции, которая стала бы страной, экспортирующей в Европу готовую продукцию. Поэтому создавались всевозможные препятствия для вывоза из Турции шелка-сырца, привезенного из Азербайджана. Вывозимый из Бурсы европейскими купцами шелк облагался высокими пошлинами, С другой стороны, азербайджанских купцов вынуждали продавать шелк османским купцам на невыгодных условиях. С азербайджанских купцов, не имеющих возможности поддерживать отношения с западом иначе как посредством турецких рынков, пошлины взимались дважды—в Токкате и в Бурсе /111, с. 41; 491, с. 52 и т. д./ из расчета 2 ахчи с каждых ста ахчей стоимости шелка или шелковой ткани /111, с. 79—80/ и, таким образом, их размер составлял 4%. В целом из 3 млн. Ахчей пошлин взимаемых в Бурсе, 2 млн. ахчей приходилось на долю пошлин' на шелк /491, с. 57/. Государство продавало право сбора пошлин отдельным лицам по дорогой цене, что еще более осложняло торговлю шелком. Например, в одном документе за 1492 г. указывается, что право сбора пошлин в Бурее было продано сроком на три года некоему Искендеру Сандыгчы оглу за 661 тыс. ахчей — на 500 ахчей больше, чем предполагаемые годовые поступления /471, с. 167/. Османское государств во получило с пошлин, собранных в Бурсе, в 1460 г.— 180000 ахчей в 1492 г. 661000 ахчей, а в 1494 г.-5 500 000 ахчей прибыли /471, с. 142/. Эти цифры показывают также, что азербайджанские купцы, лишенные возможности торговать на Черном море, были вынуждены отправляться на турецкие рынки. Кроме того, из этого документа видно, насколько велика была роль азербайджанского шелка в торговой жизни Бурсы.

Торговые связи азербайджанских купцов со странами Запада через территорию Турции ограничивались и другими средствами. Вообще торговля шелком на территории Османской империи находилась под контролем государства. Привезенный с Востока шелк-сырец и различные изделия из шелка сосредотачивались в заранее определенных государственных местах. Имущество купцов, останавливающихся в гостевых домах, конфисковывалось. Торговцы шелком не могли вести торговлю свободно. Торговые сделки осуществлялись созданной государством комиссией —деллалами /III, с. 42/. Они оценивали шелк и распределяли его среди покупателей, в первую очередь турецких купцов. За это с купцов взимался в пользу деллалов особый сбор, называемый «деллалийе» /471, с. 248; 491, с. 58/. Азербайджанские купцы, стесненные пошлинной политикой Османской империи, стали все чаще направлять свои караваны на рынки Сирии и по Каспийскому морю и Волге — в торговые центры России.

О торговых противоречиях, между Азербайджаном и Турцией см. 125е) 269 270

Таким образом, в середине XV в., особенно после захвата Константинополя, между Азербайджаном и Османской империей существовали глубокие торговые противоречия. Экономическая политика Турции наносила тяжелый удар по международным торговым связям Азербайджана. А это в результате могло привести к падению государства Аккоюнлу∗ ∗ . Именно это было основной, зависящей от внешнего фактора, причиной установления широких дипломатических отношений государства Аккоюнлу с европейскими странами, в том числе Венецианской республикой. Это же было главной причиной войны между Аккоюнлу и Турцией 1472—1473 гг., что также было связано с экономическими интересами государства Аккоюнлу и Азербайджана в целом.

Между государством Аккоюнлу и Османской империей существовали и серьезные военно-политические противоречия. Эти противоречия возникали преимущественно из экономической политики обеих государств. Дело в том, что Османское государство не довольствовалось сбором пошлин с торговых караванов, идущих с Востока. После захвата в 1453 г. «ключей» от Черного моря /З, с. 13/— проливов Босфор и Дарданеллы, султан Мехмед II начал широкие завоевания как в Европе, так и в Азии. Он стремился уничтожить все мелкие феодальные государства Передней Азии — бекства Караман, Исфандиярогуллары, Алаийю, Зулькадарогуллары, генуэзские торговые центры в Северной Анатолии, греческое государство Трапезунд, небольшое государство Аккоюнлу, столицей которого в то время был Дияр бекр, и тем самым, превратить всю Малую Азию в постоянно территориально-экономическую базу Османского государства. Для того, чтобы полностью закрепить за собой первенство в торговле между Азией и Европой и обеспечить развивающиеся в Турции шелкоткацкие предприятия постоянным источником сырья, султан Мехмед II стремился захватить в свои руки весь шелковый путь Тебриз — Токкат — Бурса — «главную артерию османской экономики» /490, с. 515/. В исследовании по истории Бурсы Инальджик Халил приходит к выводу, что этот шелковый путь, соединяющий Бурсу с Тебризом, крупнейшим торговым центром Ближнего и Среднего Востока, являлся основным фактором, направлявшим османские завоевания на восток /491, с. 51/. Таким образом. Османская империя преследавала цель завоевать Азербайджан — основной источник шелка-сырца, а также весь Южный Кавказ и Иран. В этом случае Турция могла бы безраздельно властвовать на всех торговых путях, ведущих из Средней Азии и Индии через Азербайджан и Иран к берегам Черного и Средиземного морей, а также в Бурсу и Стамбул, захватила бы в свои руки посредничество в торговле Европы с Востоком. Эта политика Османской империи представляла собой прямую военно-политическую опасность для Азербайджана. Перед лицом этой угрозы азербайджанские правители, естественно, должны были найти себе союзников за спиной Турции — в Европе. Как видно в основе военно-политических противоречий и воин между государством Аккоюнлу, а впоследствии государством Сефевидов, с одной стороны, и Османской империей—с другой, лежала борьба за господство на караванных путях, соединяющих Азию и Европу Это было продолжением военно-политического соперничества за захват путей, выходящих на Черное и Средиземное моря начавшегося еще в древности /греко-персидские воины, войны Византии с Ираном и т. д./. Теперь только сменились участники Отличие было и в том, что число государств, заинтересованных в закреплении в проливах и других удобных для торговли между

∗ ∗ Это объясняется прежде всего тем, что территория Азербайджана, входящая в соиграла внешняя торговля, которая велась входящая в состав государства Аккоюнлу, чаще подвергалась иноземным военно-политическим-агрессиям, производительные силы здесь, особенно оседлое хозяйство находились в большом упадке. Поэтому в экономической жизни важную роль играла внешняя торговля, которая велась через торговые центры на берегах Средиземного и Черного морей. На плодородных же землях Азербайджана к северу от Куры — на территории государства Щирваншахов — производительные силы были более развиты. Кроме того, внешняя торговля государства Ширваншахов была направлена на Волжско-Каспийский район. Торговля по этому пути находилась в монополии ширванских купцов. В этом смысле османские завоевания, пошлинная политика Османской империи не так отрицательно сказывались на внешнеторговых отношениях и экономической жизни государства Ширваншахов.

Европой и Востоком стратегических пунктах и включившихся в борьбу за осуществление своих целей, постоянно возрастало.

Уничтожение Османской империей Трапезундского греческого государства явилось первым враждебным актом против Аккоюнлу. Это государство, образовавшееся еще в период IV Крестового похода /1202—1204/, имело очень выгодное расположение на севере Малой Азии, на побережье Черного моря. До захвата в 1453 г османским султаном Мехмедом II Константинополя—в период когда Черное море играло важную роль в торговле Европы с Азией, — Трапезунду принадлежало значительное место в осуществлении торговых связей стран Европы с Востоком. Государства участвовавшие в Черноморской торговле, посредством торгового пути Трапезунд - Тебриз осуществляли связи с Азербайджаном, 'Ираном, Средней Азией, Индией и Китаем. В этом Трапезунд даже соперничал с Генуэзской республикой, в то время державшей черноморскую торговлю в своей монополии. Именно по пути, ведущему из Трапезунда в Тебриз европейские купцы растекались по всей Азии. В начале XV в. Трапезунд ежегодно получал от посредничества в торговле между Европой и Востоком до 700 тыс. дукатов /344, с. 51—52/. Сначала генуэзцы а затем венецианцы захватили в Трапезунде широкие торговые привилегии /191, с. 143/. Караванный путь Тебриз Трапезунд имел большое значение в международных торговых связях Азербайджана. Трапезунд являлся единственным выходом в Черное море для государства Аккоюнлу. Купцы Аккоюнлу. участвовавшие через Трапезунд в черноморской торговле, поддерживали связи с торговыми центрами Крыма, встречались с европейскими купцами, приезжающими за шелком и другими восточными товарами. К середине XV в. черноморская торговля заняле

важное место в экономике Азербайджана.

К тому же трапезундское греческое государство, являлось союзником государства Аккоюнлу против османов /364, с. 167; 456, с. 263/. Трапезундские императоры, неспособные защитить от Турции свою независимость, установили дружественные связи с Аккоюнлу еще до прихода этой династии к власти в Азербайджане, в период, когда это было небольшое феодальное государство, охватывающее Диярбекр и его окрестности. Династийное родство еще более укрепило эти связи: сын Тур Алибека Аккоюнлу Кутлубек и основатель династии Баяндуров Кара Юлук Османбек были женаты на дочерях трапезундских императоров /594, с. 254; 481, с. 189—190/. А правитель Аккоюнлу Узун Гасан был женат на Теодоре (Феодоре∗ ∗ ), дочери трапезундского императора Иоанна IV /459. с. 407; 120, с. 27—28/. Кроме того, через трапезундский двор государство Аккоюнлу поддер живало с западными державами и дипломатические отношения. Как видно, Трапезунд имел для Аккоюнлу не только внешнеторговое, но и военно-политическое значение. Но после уничтожения в 1453 г. Мехмедом II византийской империи Трапезунд был вынужден ежегодно выплачивать Турции 2 000 дукатов дани /120, с. 25/, что вызвало недовольство Аккоюнлу. В то же время после этого события Трапезундские императоры стали еще теснее примыкать к Аккоюнлу. Начиная с середины

XV в., по мерс продвижения на Восток опасной для обеих сторон Османской империи, усиливался и военный союз Аккоюнлу и Трапезунда∗ ∗ ∗ . Трапезундские императоры расширяли свои связи с государствами Европы и Азии, придерживавшимися антитурецкой политики. Чтобы не дать возможности соответствующим странам Европы и

Интересное сообщение знаменитого турецкого путешественника Эвли Челеби подтверждает роль Трапезунда в истории государства Аккоюнлу. Описывая Трапезунд, он отмечает, что некогда этот город «владетель Азербайджана султан Узун Хасанотнял у генуэзцев» /91 с 31/, Затем этим городом овладел Султан Махмед 11. В городе «есть большой каменный мост, построенный Узун-Хасаном» /91, с. 35/.

∗ ∗ Жена Узун Гасана, которую западные источники называют то Теодорой (Фсодорой), то (неверно) Катериной, на Востоке была известна под именем Деспины хатун. Узун Гасан, поддерживавший дружеские отношения с сефевидами —правителями Ардсбиля, отдал свою дочь от Теодоры-Деспины хатун Марту замуж за Шейха Гейдара Сефеви. Эта женщина, известная в восточных источниках как Алсмшах бсим, была матерью шаха Исмаила.

∗ ∗ ∗ Об отношениях Аккоюнлу с Трапезундом и Трапезунда с Турцией см.: 270, с. 24—32.

. Вместе с ней во дворец Аккоюнлу для возобновления Яссычеменского договора прибыли Востока объединиться против Турции, Мехмед II окончательно решил осуществить свои военно-политические планы относительно Малой Азии, т. е. уничтожить существующие там мелкие феодальные государства, в том числе Трапезундскую империю. Попытка Узун Гасана в 1459 г. предотвратить завоевание Трапезунда османами, для чего он послал в Стамбул группу послов во главе с дипломатом Аккоюнлу Мурад-беком, оказалась безуспешной /522, с. 92; 338, с. 367 и т. д./. Армия султана Мехмеда II начала военные действия в Малой Азии. Его сопровождала большая флотилия, курсирующая по Черному морю, под командованием Махмуд-паши. Не встретив серьезного сопротивления, турецкие войска захватили принадлежавшую Генуе Амасру и уничтожив бекство Исфандиярогуллары, овладели Синопом и Кастамони /476, с. 76; 112, с. 354; 469, с. 89—90 и т. д./. А Узун Гасан, с целью помешать продвижению султана в направлении Трапезунда, захватил независимое феодальное владение Койлухисар, занимавшее важное стратегическое положение на пути в Трапезунд /НО, с. 192; 569, с. 264, 305; 119, с. 749—751/. Мехмед II, понявший стремление правителя Аккоюнлу, приостановил на время нападение на Трапезунд и направился на Койлухисар /98, с. 207; 110, с. 192 и т. д./. Конница Аккоюнлу не смогла отразить атаку вооруженных огнестрельным оружием регулярных османских войск. Захватив Койлухисар, османская армия пересекла границы государства Аккоюнлу и продолжила наступление в направлении Эрзинджана. Султан Мехмед II решил для обеспечения безопасности с тыла во время нападения на Трапезунд ликвидировать государство Аккоюнлу. Внешнеполитическое положение небольшого в то время государства Аккоюнлу было крайне сложным. С востока его теснили старые враги — Каракоюнлу — союзники османов и тимурида Абу Сайда. Турецкие войска пересекли границы страны именно в это время. В этих чрезвычайно опасных для судьбы страны условиях Узун Гасан принял единственно верное решение: направил в лагерь Мехмеда II, расположенный на яйлаге Яссычемен недалеко от Эрзинджана, группу посланцев во главе со своей матерью Сарой хатун /98, с. 207—208; 110, с. 193; 120, с. 27—28 и, т. д./. Сара хатун, известная в то время не только на Востоке, но и в Европе как талантливый дипломат, в совершенстве исполнила поручение сына. Гостеприимно встреченная османским султаном, Сара хатун убедила Мехмеда II отказаться от намерения начать войну против Аккоюнлу∗ ∗ . Между двумя государствами был заключен мирный договор, получивший название Яссычеменского. Условиями этого договора предусматривалось, что Аккоюнлу не будут нападать ни на Османскую империю, ни на подвластные ей территории и сохранят нейтралитет во время похода турецких войск на Трапезунд /120, с. 27—28/. Изолировав таким образом государство Аккоюнлу, Мехмед II двинулся на уже осажденный с Черного моря османским флотом Трапезунд. Для предотвращения возможного удара Узун Гасана с тыла он взял с собой в Трапезунд и посланцев Аккоюнлу во главе с Сарой хатун∗ ∗ ∗ . Последняя предприняла попытку отговорить османского султана и от этого похода, но безуспешно. 26 октября 1461 года, после 30-дневной осады, Трапезунд пал. Увидев, что Трапезунд утерян, Сара хатун, воспользовавшись правом наследства своей невестки Деспины хатун, добилась того, чтобы разделить с султаном трапезундскую казну, и вернулась с дорогими подарками, полученными от Мехмеда II∗ ∗ ∗ ∗

и османские посланники /110, с. 198/. Тем самым Мехмед II стремился обеспечить безопасность своего тыла для возобновления прерванных завоеваний в Европе.

Сильно преувеличивая, турецкий историк В. Мирмироглы указывает, что государство Аккоюнлу, бывшее в то время небольшим феодальным бекством, имело сотни тысяч воинов /522, с. 92/.

∗ ∗ Султан Мехмед II проявил к находившейся в его лагере Саре хатун глубокое уважение. Источники сообщают, что во время переговоров они называли друг друга «мать» и «сын» /98, с. 207—208/.

∗ ∗ ∗ Один из посланцев Аккоюнлу был направлен в Диярбекр, чтобы сообщить Узун Гасану о заключении мирного договора с Мехмсдом II.

∗ ∗ ∗ ∗ О дипломатической деятельности Сары хатун см.: 270.: с 28—32; 263, с. 7.

Уничтожение Трапезундского греческого государства явилось, по существу, первым крупным военно-политическим актом, предпринятым против Аккоюнлу. С завоеванием Трапезунда государство Аккоюнлу потеряло не только союзника, но и единственный выход в Черное море. Взаимоотношения Аккоюнлу и Турции еще более усложнились.

Караманский вопрос окончательно осложнил эти взаимоотношения. Караманское бекство, имеющее очень выгодное географическое расположение на юго-западеМалой Азии, после присоединения Трапезунда к Турции стало камнем преткновения в отношениях Аккоюнлу и Турции. Длительная Борьба между двумя странами завершилась войной 1472—1473 гг. Караманские владения имели огромное экономическое и военно-стратегическое значение для государства Аккоюнлу. В первую очередь, отсюда проходил единственный для Аккоюнлу путь к Средиземному морю. Лишенные после падения Трапезунда возможности торговать по Черному морю и сильно стесненные тяжелой пошлинной политикой Мехмеда II на территории Турции, азербайджанские купцы везли свой шелк в сирийские города и Карам ан, важный пункт, через который Азербайджан поддерживал торговые связи со странами Европы. Караманское бекство издавна являлось союзником Аккоюнлу в его борьбе против Османской империи. Именно здесь военные силы Аккоюнлу могли объединиться со своими западными союзниками против Турции. В соответствии с военным планом Узун Гасана армия Аккоюнлу должна была получить на территории Карамана — на побережье Средиземного моря — огнестрельное оружие из Европы, в частности, из Венеции. С этой точки зрения значение Карамана для государства Аккоюнлу как военно-стратегического пункта было особенно велико. Караманское бекство, опасающееся захватнической политики султана Мехмеда II, поддерживало широкие связи с противниками Турции в Европе и Азии, в частности, с Аккоюнлу и Венецией, а также Египтом, Неаполитанским королевством. Папством, Кипром, Родосом, балканскими княжествами и другими странами. Таким образом, территория Карамана имела большое военно-стратегическое значение и для Османской империи. Мехмед II ждал удобного случая, чтобы захватить Караманское бекство — единственное место, в котором могли бы объединиться европейские и азиатские члены антитурецкого блока. Независимость Карамана сохраняла потенциальную возможность получения Узун Гасаном огнестрельного оружия из Европы. Караман, расположенный на стыке торговых путей из арабских стран и Индии в Анатолию, и для Турции имел чрезвычайно большое экономическое значение. Кроме того, присоединение Караманского бекства к Османской империи являлось составной частью обширных захватнических планов Мехмеда II, направленных на ликвидацию мелких феодальных государств Передней Азии. Со смертью эмира Карамана Ибрагима 4 августа 1464 г. Караманский кризис еще более углубился. Борьба за трон между его сыновьями создала благоприятные условия для иноземного вторжения. В начальный период караманского кризиса Узун Гасан опередив своего соперника, предпринял поход на Караман. Ему удалось возвести на престол старшего сына Ибрагима, наследника престола Исака, но успех Узун Гасана был недолгим. В результате военного вмешательства Османской империи борьба за караманский трон возобновилась. Весной 1468 г. Мехмед II отвлек внимание находящихся в состоянии войны с Турцией Венеции и Венгрии на мирные переговоры, а сам во главе всех своих войск напал на Караман. Существованию феодального государства, длительное время ведущего борьбу против османов, был положен конец∗ ∗ . Узун Гасан, занятый в это время подготовкой к решающему сражению с Джахан шахом Каракоюнлу, на сей раз не смог вмешаться в решение караманской проблемы. Турецкий султан назначил своего сына принца Мустафу вали Карамана и вернулся в Стамбул для продолжения войны с Венецией и Венгрией. С присоединением Карамана к Турции государство Аккоюнлу

О внешнеторговом значении Карамана для Османской империи см.: 490, с. 515; 491, с. 48—49.

∗ ∗ О борьбе между Аккоюнлу и Турцией за захват Карамана см.: 110, с. 237-241; 119, с. 773; 98, с. 214; 112, с. 355; 481, с. 212—217; 580, с. 88; 569, 490, с. 524; 456, с. 267; 483, с. 93 и т. д.

лишилось еще одного союзника, а также выхода теперь уже и в Средиземное море. Тем самым была ликвидирована и возможность получения из европейских стран огнестрельного оружия для борьбы против Османской империи. Хотя Узун Гасан и потребовал от султана невмешательства во внутренние дела Карамана, никаких результатов это не дало. Тщетными оказались и переговоры о возвращении караманских земель прежним владельцам, которые вела с турецким султаном выдающийся дипломат Сара хатун. Однако караманские принцы Пир Ахмед и Гасым-бек отошли в горные районы страны, охватывающие побережье Средиземного моря, откуда начали борьбу против турецкого ига. Государство Аккоюнлу и Венецианская республика продолжали оказывать помощь караманским принцам. Прибрежная полоса Карамана осталась в руках принцев. Таким образом, два опасных противника Османской империи еще не совсем потеряли надежду объединиться против нее посредством Средиземного моря. Поэтому Мехмед II постоянно держал «караманский вопрос» в центре внимания, посылая одного за другим на военные действия против караманских принцев наиболее выдающихся полководцев османской армии: Мехмед пашу Румлу /1469/, Исак-пашу /1470/ и Гедик Ахмед-пашу /1471/ /Н9, с. 789-791; 797 и т. д./. Противоречия между двумя странами из-за Карамана все более обострялись: приближалась война между Аккоюнлу и Турцией /1472—1473 гг./.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что помимо экономических противоречий между Аккоюнлу и Турцией существовали и глубокие военно-политические противоречия. Определяющим фактором политических взаимоотношений Аккоюнлу и Турции была захватническая политика последней. Султан Мехмед 11 стремился присоединить к Османской империи государство Аккоюнлу так же, как и другие восточные страны. Выше мы подробно рассказали о проведении Турцией захватнической внешней политики в отношении Аккоюнлу. В целом опасность представляемая Турцией для ее соседей, более или менее подробно освещается в научной литературе. Однако отдельные вопросы внешней политики государства Аккоюнлу в отношении Турции еще недостаточно хорошо исследованы. Многие вопросы политических планов правителей Аккоюнлу, в первую очередь Узун Гасана, еще нуждаются в изучении и уточнении.

Чтобы правильно оценить с научной точки зрения историю внешней политики государства Аккоюнлу относительно Османской империи, представляется необходимым разделить Аккоюнлу — турецкие отношения на два периода: первый период — до прихода Аккоюнлу к власти в Азербайджане и победы над тимуридом Абу Саидом /1468/; второй период—после прихода Аккоюнлу к власти в Азербайджане и победы над тимуридами.

В первый период государство Аккоюнлу представляло собой небольшое феодальное владение — бекство /или эмират/ в верховьях рр. Тигра и Ефрата со столицей Диярбекр. Между правителями Аккоюнлу и османскими султанами издавна сложились враждебные отношения. После участия конницы Аккоюнлу в битве при Анкаре /1402/ против османского султана Баязида Ильдырыма на стороне Тимура отношения между двумя сторонами еще более осложнились. Османские султаны ждали повода для уничтожения этого небольшого, но довольно опасного феодального государства. Поэтому после завоевания Константинополя и расширения сети османских завоеваний международное положение государства Аккоюнлу еще более усугубилось. Другую серьезную опасность для Аккоюнлу в описываемый период представлял собой его восточный сосед и давний противник — государство Каракоюнлу. Джахан-шах Каракоюнлу /1435—1467/ состоял в союзе с турецким султаном Мехмедом II против Аккоюнлу. Завоеватель Константинополя, ведя захватнические войны в Европе, постоянно подстрекая Джахан-шаха на войну против Аккоюнлу, тем самым обеспечивал

Подробно о караманской политике Аккоюнлу, Османской империи и Венеции см., 270, с. 32-46, 57-62

себе безопасность с тыла. Кроме того, Джахан-шах вступил в союз против Аккоюнлу и с тимуридами /1459/∗ ∗ . Таким образом, в 50—60-е годы XV в три наиболее крупных государства Передней Азии и Среднего Востока объединились в единый фронт против небольшого владения Аккоюнлу. В этой сложной международной обстановке, т. е. между двумя опасными противниками /на западе — Турция, на востоке — государство Каракоюнлу/, основным вопросом внешней политики государства Аккоюнлу являлась защита своей самостоятельности. Для достижения этой цели правитель Аккоюнлу Узун Гасан, с одной стороны, заключил союз с переднеазиатскими правителями, обеспокоенными захватнической политикой Мехмеда II, поддерживал их в борьбе против Турции, всеми силами боролся.против расширения границ Османской империи в Передней Азии, по мере возможности оказывал и вооруженное сопротивление продвижению Османской империи на восток /события в Койлухисаре и Карамане/, с другой — установил связи с западноевропейскими странами и удерживал их в состоянии войны с Турцией, стремясь отвлечь тем самым военные силы султана на Европу. Помимо всего прочего, это позволило бы ему завершить, наконец, борьбу с государством Каракоюнлу. Будучи одним из выдающихся полководцев и дальновидных правителей воего времени, Узун Гасан довольно успешно проводил такую политику. Большую помощь ему оказывала его мать, видный дипломат Сара хатун.

В 1467 г. Джахан-шах Каракоюнлу, подстрекаемый султаном Мехмедом II, двинулся со всеми своими вооруженными силами на Диярбекр. По приказу султана Мехмеда II, его сын принц Баязид, вали Амасии, должен был оказывать Джахан-шаху военную поддержку против Узун Гасана /100.1, с. 100/. Однако войска Каракоюнлу не смогли прорвать линию обороны Аккоюнлу. Понесшая в результате нескольких неожиданных атак Узун Гасана большие потери армия Каракоюнлу была вынуждена отступить. Преследующий врага Узун Гасан одержал блестящую победу в ночном сражении под Эрзинджаном. Разбив после этого военные силы сына Джахан-шаха Гасанали, Узун Гасан весной 1468 г. покорил все земли Азербайджана к югу от Куры. Он не тронул только Ардебйль, с которым поддерживал дружеские отношения против Каракоюнлу и с которым был связан родственными узами. Государство Каракоюнлу пало. Захватив его территорию, государство Аккоюнлу еще более укрепилось. Тебриз стал его столицей, а территория Азербайджана /к югу от Куры/— основной территориально-экономической базой. В 1468 г., воспользовавшись создавшимся положением, под предлогом восстановления власти своих союзников Каракоюнлу, а на самом деле стремясь захватить Азербайджан, на страну напал Тимурид Абу Сайд. Узун Гасан, заключивший союз с Ширваншахами и правителем Ардебиля Шейх Гейдаром, осенью 1468 г. разбил под Махмудабадом 27-тысячную армию Абу Сайда /205, с. 36/.

Таким образом, уничтожив за исторически очень короткий период времени двух сильных противников на востоке, Узун Гасан создал обширное государство, в которое вошли: Азербайджан к югу от Куры /кроме Ардебиля/, Армения, Курдистан, Ирак, весь Западный Иран, Диярбекр и его окрестности. В северо-восточной Грузии включая Тифлис и Шекинском эмирате в разное время правили наместники Аккоюнлу. В результате завоеваний Узун Гасана на политической карте Ближнего и Среднего Востока произошли существенные изменения: исчезли государство Каракоюнлу и ряд мелких феодальных владений; ослабело государство Тимуридов. Государство Аккоюнлу превратилось в важную военно-политическую силу на всем Ближнем и Среднем Востоке. С этого времени начинается второй период Аккоюнлу — османских отношений.

Узун Гасан, одержав победу над Джахан-шахом Каракоюнлу и тимуридом Абу Саидом, начал соперничество с Мехмедом II за преобладание в Передней Азии. С конца 60-х годов XV в. борьба против Османской империи стала основным вопросом внешней

∗ ∗ О взаимоотнощениях Аккоюнлу – Каракоюнлу и Аккоюнлу – Тимуридов см. 364, 205

Интересные сообщения об этих победах Узун Гасана содержатся в европейских и турецких источниках /см: 115, с. 26—27; 100.1, с. 100—101; 110, с. 317 и т. д./.

политики государства Аккоюнлу. В этот период Узун Гасан выступал в качестве основного организатора военного союза государств Европы и Азии против Османской империи. С этого времени изменился и характер внешней политики государства Аккоюнлу относительно Турции. Узун Гасан стремился, уничтожив Османскую империю и захватив всю Малую Азию /даже Босфорский пролив и Дарданеллы/, установить прямые торговые связи со странами Европы, точнее, захватить в свои руки посредничество в торговле между Европой и Востоком. Таким образом, как и османский император Мехмед II, правитель Аккоюнлу Узун Гасан преследовал захватнические цели. Он вступил в борьбу с турецким султаном за гегемонию на Ближнем и Среднем Востоке.

Сближение Азербайджана с западными странами было обусловлено взаимными интересами, не только экономическими, но и политическими. Захватническая внешняя политика Османской империи содействовала стремлению к сближению с Азербайджаном и европейских стран, для которых она представляла серьезную опасность с середины XV века. Захватив Константинополь, Мехмед II занял очень важный стратегический пункт, соединяющий Средиземное и Черное моря, Европу и Азию. А это наносило тяжелый удар по восточной торговле европейских стран, особенно итальянских городов. Но это была не единственная причина, вследствие которой осложнились отношения Османской Турции с европейскими государствами. Убедившись во время взятия Константинополя в существовании глубоких разногласий между европейскими государствами, Мехмед II стал готовиться к широким завоевательным походам на Запад. 'На востоке османский султан стремился объединить под своей властью всю Малую Азию, Азербайджан, а также весь Южный Кавказ и Иран, на западе — захватить в свои руки Балканский полуостров, Венгрию и даже Германию, а кроме того, завоевав Италию, добиться безраздельного господства в бассейне Средиземного моря. На севере же он хотел превратить Черное море во внутреннее море Турции. Воспользовавшись выгодным международным положением, Мехмед II вскоре приступил к осуществлению своих внешнеполитических планов. Борьба против «турецкой угрозы» стала основным вопросом в международных отношениях европейских государств.

Не имея в первое время сильного военно-морского флота, османский султан не хотел пока сталкиваться с Венецианской республикой и другими итальянскими государствами. Для обеспечения успешного осуществления своих захватнических планов относительно Центральной Европы и Италии, он начал завоевание Балканского полуострова. В 1459 г. одной из областей Османской империи стала Сербия /7, с. 208/. В 1460 г. была заучена Морея. Существующие здесь прибрежные владения Венеции оказались под угрозой завоевания. В 1463 г. пала Босния∗ ∗ Ото еще больше обеспокоило Венецию, поскольку теперь серьез ная опасность угрожала самой Венеции и ее владениям в Далмации. Мехмед II значительно расширил границы своего государства и за счет имеющих торговое и военное значение островов Эгейского и Средиземного морей.∗ ∗ ∗ В 1456 — 1460 гг. К султанской Турции было присоединено подвластное Флоренции Афинское герцогство /237, с. 147—148; 559, с. 233/, затем было захвачено принадлежавшее Генуе герцогство Лесбос /16.1Х.1462/ /522, с. 99—100/. Эти завоевания османского султана положили конец власти европейских государств у Дарданелл. Продолжающиеся междоусобицы между итальянскими государствами вынуждали последних наблюдать со стороны завоевания, в действительности направленные против них. Неоднакратные попытки Мехмеда II уничтожить Родосское государство

После завоевания Константинополя османские султаны представили себя наследниками бывших византийских императоров и даже назывались «Кейсар и Рум», т. е. «римский император» /354, с. 21-22/. Это свидетельствовало о широких захватнических планах османских императоров на будущее.

∗ ∗ Более подробно о завоеваниях Мехмсда (I в Европе после падения Константинополя см.: 353, с. 35-36; 345, с. 20-21 и др.

∗ ∗ ∗ Более подробно о завоеваниях Мехмеда II в бассейне Средиземного и Эгейского морей см.: 522, 569.

крестоносцев, действующее заодно с его основными противниками — государством Аккоюнлу и Венецианской республикой, успеха не имели.

Таким образом, продвинувшись за короткий промежуток времени после завоеваний Константинополя далеко вперед по Балканскому полуострову, в бассейне Эгейского и Средиземного морей, Турция создала серьезную угрозу для западноевропейских стран. Эти успехи Мехмеда II должны объясняться прежде всего военно-политической мощью Османской империи. Кроме того, им способствовала политическая раздробленность Балканского полуострова. Неладившие между собой балканские князья для разрешения своих разногласий прибегали к помощи Османской империи. Группы крупных феодалов этих стран вместо объединения в единый фронт перед лицом внешней угрозы, устанавливали связи с иностранными государствами. А это способствовало, по существу, укреплению последних на Балканском полуострове. Завоевания на Балканском полуострове, в бассейне Эгейского и Средиземного морей вызывали между народное недовольство. Естественно, что европейские государства не могли остаться равнодушными к этому. Однако, вместо того, чтобы откликнуться на призывы балканских народов, западные страны начали соперничество между собой за укрепление в этом регионе, стремясь использовать создавшуюся ситуацию для покорения Балкан.

Быстрое продвижение Османской империи на Запад затрагивало, в первую очередь, интересы Венецианской республики, осуществлявшей посредничество в торговле между Востоком и Европой и не желавшей усиления Турции, поскольку завоевания Мехмеда II в Европе и Азии ставили под угрозу экономические связи этой торговой республики с Востоком. Как известно, основным источником экономического и политического могушества Венеции была именно восточная торговля. Таким образом, отношения Турции с Венецией, так же как и с Аккоюнлу, ухудшалось, в основномиз за экономических противоречий.

Измир — Маниса. И в Измире, и в Дарданеллах с них взимались пошлины /471, с. 141/. Они привозили в Бурсу шелковые и шерстяные ткани, «франкское» мыло, различные изделия из стеккла, украшения и пр., а увозили в основном шелк-сырец, пряности, ковры, ювелирные изделия. В соответствий с фирманами Мехмеда II с торгующих в Бурсе венецианских, генуэзских и других европейских купцов пошлины взимались в размере 3% стоимости товаров. Такую же пошлину они должны были уплатить за вывозимые отсюда товары /III, с. 40—41/. Вскоре взимаемые с венецианцев пошлины увеличились до 4% /III, с. 78—79/. Османский султан прекрасно понимал, что после падения Константинополя государство Аккоюнлу и Венеция будут вынуждены поддерживать торговые связи через Бурсу и другие турецкие города. Поэтому он, с одной стороны, давал распоряжения взимать как с купцов Аккоюнлу, так и с венецианцев тяжелые пошлины, а, с другой — удерживал привозимый купцами Акьююнлу шелк-сырец в Турции. Это отвечало и его стремлению превратить' Турцию в страну с развитой шелкоткацкой промышленностью, продающую на Запад готовую продукцию.

Кстати, надо отметить, что в тот период, когда Османская империя прилагала все усилия для отстранения Венеции от посредничества в торговле между Европой и Востоком, эта торговая республика уже клонилась к своему закату. Длительные войны с итальянскими государствами отрицательно сказались на экономическом и политическом положении республики. Особенно подорвала силы Венеции тридцатилетняя война с Миланом /1425—1454/. Только первые десять лет этой войны обошлись республике в 7 млн. дукатов /527, с. 451/. Итальянские государства, не выдерживавшие соперничества с Венецией в торговле с Востоком и недовольные тем, что она захватила обширные территории в Северной Италии, ждали удобного случая для нанесения удара по республике. И именно в это время Венеция столкнулась с новым, еще более опасным противником — Османской империей.

Подробнее об истории балканских народов во время завоеваний Мехмеда II см.: 198.

Таким образом, между Турцией и европейскими странами, в частности Венецией, также существовали глубокие экономические и политические противоречия. Венецианская республика не просто защищалась от «турецкой угрозы». Она вступила в жестокую военно-политическую борьбу с Турцией за сохранение за собой как посредничества в торговле между Европой и Азией, так и многих торговых центров Передней Азии. Торговая политика Венеции по отношению к восточным странам, особенно государствам Передней Азии, носила колониальный характер. Ибо развитие торгового капитала, — отмечал К. Маркс, — «...у торговых народов как древнего, так и нового времени непосредственно связано с насильственным грабежом, морским разбоем, хищением рабов, порабощением колоний; так было в Карфагене, в Риме, позднее у венецианцев, португальцев, голландцев и т. д.» /5, с. 364/. Как указывал В. И. Ленин, «колониальная политика и империализм существовали и до новейшей ступени капитализма и даже до капитализма» /16, с. 379/. Венеция стремилась повергнуть Турцию, представлявшую собой серьезное препятствие на пути внешнеторговых связей республики, носивших захватнический характер; овладеть удобными для восточной торговли пунктами на турецкой территории. В письмах венецианского сената правителям азиатских и европейских государств предлагалось разгромить Турцию и поделить ее территорию. Во всех этих «дележах» удобные для торговли пункты на Средиземноморском побережье Турции Венеция всегда оставляла за собой. Именно этим должен объясняться тот факт, что республика искала себе союзников, подобных государству Аккоюнлу.

* *

*

Таким образом, связи Азербайджана с западноевропейскими странами основывались на взаимных экономических интересах. Взаимоотношения двух сторон сложились на базе торговых связей, имеющих древнюю историю. Азербайджанские и западные купцы поддерживали связи между собой посредством традиционных торговых центров, расположенных в Передней Азии, на побережье Черного и Средиземного морей. Торговые связи Азербайджана с западными странами осуществлялись на фоне общего сближения Европы и Азии. Важное место в торговле с европейскими государствами принадлежало азербайджанскому шелку, особенно шелку-сырцу. Возрастание спроса на азербайджанский шелк в Европе было связано с зарождением здесь капиталистических отношений, с началом процесса первоначального накопления. Международная торговля шелком играла важную роль в экономической жизни Азербайджана. Западные купцы кроме шелка приобретали в Шемахе, Тебризе и других азербайджанских городах различные ткани, украшения, пряности, знаменитые азербайджанские ковры и т. д. Азербайджанские купцы получали большие прибыли от посредничества в торговле индийскими пряностями. Начиная с середины XV века взаимоотношения Азербайджана со странами Западной Европы стали принимать все более политический характер. Возросла роль внешнеполитического фактора в отношениях азербайджанских государств с западными странами. Это было связано с османскими завоеваниями. В результате захвата Турцией в 1453 г. Константинополя — «золотого моста» /З, с. 240/ между Востоком и Западом — и последовавших за этим османских завоеваний в истории длившихся веками торговых взаимоотношений Европы и Азии начался поворотный период. В ходе османских завоеваний знаменитые торговые центры на побережье Черного

и Средиземного морей, в Передней Азии утратили свое первоначальное значение в торговле между Европой и Азией. Захват Турцией в свои руки посредничества в торговле между Европой и Азией и тяжелая пошлинная политика Османской империи нанесли серьезный удар как по торговым связям Азербайджана с западными странами, так и по торговле между Европой и Азией в целом. Османская империя проводила по отношению к

соседним государствам Европы и Азии захватническую политику, стремилась полностью овладеть всеми караванными путями, соединяющими Европу и Азию. В связи с этим начался период борьбы против Османской империи государств, заинтересованных в торговле по Средиземному и Черному морям. «Турецкий вопрос» стал основным в их внешней политике. Государства, стремящиеся к созданию антитурецкого блока, проводили не просто политику борьбы против иностранного вторжения, но стремились, с целью обеспечения своих международных экономических и политических интересов, полностью уничтожить Османскую империю. Начавшаяся издревле борьба за преобладание на международных торговых путях, связывающих Черное море со Средиземным, Европу с Азией, продолжалась, принимая все более ожесточенный характер. В связи с возрастанием роли международной торговли в экономической жизни отдельных государств росло число европейских и азиатских стран, принимающих участие в этой борьбе.

Г Л А В А I I I






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.