Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность рынка, его субъекты, объекты и функции






Для большинства из нас слово «рынок» ассоциируется, в первую очередь, с местом, где покупаются и продаются различные товары, т.е между продавцами и покупателями происходит добровольный обмен товарами и деньгами.

Однако понятие рынка гораздо шире:

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.

Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынокпредставляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъекты рынка(продавцы и покупатели): 1. Домохозяйства. 2. Фирмы. 3. Государство.

Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объекты рынка: 1. Товары. 2. Деньги.

В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента:

Элементы рынка: 1. Рынок товаров и услуг. 2. Рынок труда. 3. Рынок капитала.

Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Признаки рынка: 1. Неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. 2. Мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов. 3. Наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спросе, ценах. 4. Отсутствие монополии производителя.

Рынок исторически развивается и видоизменяется. Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

Виды рынков: 1. По общественному разделению труда (местный, национальный, международный). 2. По формам собственности (частный, кооперативный, государственный). 3. По объектам рыночного обмена (товарный, денежный). 4. По организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспортный, импортный). 5. По видам конкуренции (рынок совершенной и несовершенной конкуренции).

Существует ещё много других признаков классификации рынков. Однако деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот же рынок может отражать разные признаки.

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения – важнейших экономических рычагов рыночной экономики.

Функции рыночной системы: 1. Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов. 2. Повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности. 3. Организационное оформление рыночных отношений. 4. Облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.