Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безубыточность работы предприятия






ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, МЕТОДИКА РАСЧЕТА, ПРИМЕНЕНИЕ

Безубыточность работы предприятия зависит от многих факторов, в том числе от выбора оптимального объема производства и целе­сообразных темпов развития предприятия; для анализа безубыточ­ности необходимо уметь определять точку безубыточности (само­окупаемости) предприятия,

Точка безубыточности (критический объем производства (про­даж)) — это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль рав­на нулю.,

Точка безубыточности характеризуется следующими показате­лями:

1. Критический (пороговый) объем реализации, шт.=

=Постоянные расходы на объем реализации:

: Цена - Средние переменные затраты на единицу продук­ции.

2. Порог рентабельности, руб. = Критический объем реали­зации, шт. х Цена.

3. Запас финансовой прочности, руб. = Выручка от реализа­ции, руб. — Порог рентабельности, руб.

4. Маржа безопасности, шт. = Объем реализации, шт. -

- Критический объем реализации, шт.

 

Последние два показателя оценивают, как далеко предприятие находится отточки безубыточности. Это оказывает влияние на при­оритет управленческих решений. Если предприятие приближается к точке безубыточности, то возрастает проблема управления по­стоянными затратами, так как их доля в стоимости возрастает. Ус­ловно-постоянные затраты — это амортизационные отчисления, управленческие и ремонтные расходы, арендная плата, проценты за кредит, налоги, относимые на себестоимость продукции, и т.п. Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при ко­торой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли. Запас финансовой прочности — это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.

Приведем расчет точки безубыточности на примере данных табл. 22.1 и изобразим его на рис. 22.3.

Критический объем реализации =

= 100 млн руб.: (386 - 251) тыс. руб./шт. = 740 шт.

Порог рентабельности =

= 740 шт. х 386 тыс. руб./шт. = 285, 7 млн руб.

Запас финансовой прочности =

= 386 млн руб. - 285, 7 млн руб. = 100, 3 млн руб.

Маржа безопасности•= 1000 шт. — 740шт. = 260 шт. Таким образом, при объеме реализации (продаж) 740 шт. и вы­ручке от реализации 285, 7 млн руб. предприятие возмещает все за­траты и расходы полученными доходами, при этом прибыль пред­приятия равна нулю/Запас финансовой прочности при этом со­ставляет 100, 3 млн руб.

 

Таблица 22.1Исходные данные для расчета

 

Показатели   В млн руб.  
Выручка от реализации Переменные затраты   Постоянные затраты Прибыль      
Цена, тыс. руб./шт. Объем реализации, шт.   Средние переменные затраты, тыс. руб./шт.      

 

 


Чем больше разность между фактическим объемом производ­ства и критическим, тем выше «финансовая прочность» предприя­тия, а следовательно, и его финансовая устойчивость.

На величину критического объема реализации и порога рента­бельности оказывают влияние изменение суммы постоянных рас­ходов, величина средних переменных затрат и уровень цены. Так, предприятие с малой долей постоянных доходов может произво­дить относительно меньше продукции, чем предприятие с боль­шей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства. Запас финансовой прочности у такого предприятия выше, чем у предприятия с большей долей постоянных расходов.

Финансовые результаты предприятия с низким уровнем посто­янных расходов в меньшей степени зависят от изменения физичес­кого объема производства. Предприятие с высокой долей постоян­ных расходов должно в значительно большей мере опасаться сни­жения объема производства.

22.4. ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. РЫЧАГИ (ЛЕВЕРЕДЖ): ОПЕРАЦИОННЫЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ), ФИНАНСОВЫЙ И СОПРЯЖЕННЫЙ

Рычаг (левередж) это показатель, характеризующий взаимосвязь структуры затрат, структуры капитала и финансового результата. Незначительное изменение этого показателя может привести к су­щественному изменению конечных показателей (прибыли, рента­бельности) предприятия.

Существуют три вида рычага, характеризующих взаимосвязь структуры затрат (соотношение постоянных и переменных затрат), структуры капитала (соотношение заемных и собственных средств) и финансового результата деятельности предприятия.

Операционный (производственный) рычаг (ОР) — это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет измене­ния структуры затрат и объема реализации:

Валовая маржа

ОР = ————————————————;

Прибыль

ОР на единицу = Цена — Средние переменные затраты
продукции Прибыль на единицу продукции

Где Валовая маржа — разность между выручкой от реализации и переменными затратами. Часто валовую маржу называют валовой прибылью, маржинальной прибылью, вкладом, суммой покрытия и т.д.

Операционный- рычаг показывает, на сколько процентов изме­нится прибыль при изменении объема реализации на 1%.

Например, выручка от реализации на предприятии составляет 400 млн руб.; переменные затраты — 250 млн руб.; постоянные затраты — 100 млн руб. Тогда валовая маржа равна. 150 млн руб., прибыль — 50 млн руб., а ОР = 150 млн руб./50 млн руб. = 3, 0. Таким образом, если объем реализации уменьшится (увеличится) на 1%, то прибыль возрастет (снизится) на 3%.

Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изме­нение выручки от реализации (за счет изменения объема) приво­дит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятель­ности предприятия при изменении объема производства.

Сила воздействия операционного рычага показывает степень пред­принимательского риска, т.е. риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операцион­ного рычага, т.е. чем больше доля постоянных затрат, тем больше предпринимательский риск.

Финансовый рычаг это показатель потенциальной возможно­сти изменения прибыли за счет изменения соотношения заемных и собственных средств. Эффект финансового рычага (ЭФР) характе­ризует степень финансового риска, т.е. вероятность потери прибы­ли и снижения рентабельности в связи с чрезмерными объемами заемного капитала.

Первый метод расчета эффекта финансового рычага (ЭФР^ свя­зывает объем и стоимость заемных средств с уровнем рентабельно­сти собственного капитала:

ЭФР1 = (1 - СНП) х (ЭР - СРСП) х (3 К/СК),

где СНП — ставка налога на прибыль;

ЭР — экономическая рентабельность (рентабельность акти­вов);

ЗК — заемный капитал; СК — собственный капитал;

СРСП — средняя расчетная ставка процента (включает не только процент, но и все финансовые издержки, а имен­но: затраты по страхованию заемных средств, штраф­ные проценты и т.п., отнесенные к сумме заемных средств).

Этот показатель отражает возможное изменение (увеличение/умень­шение) рентабельности собственных средств, связанное с использо­ванием заемных средств, с учетом платности последних:

если СРСП < ЭР, то у предприятия, использующего заемные средства, рентабельность собственных средств возрастает на вели­чину ЭФР,;

если СРСП > ЭР, то рентабельность собственных средств у пред­приятия, берущего кредит по данной ставке, будет ниже, чем у предприятия, которое этого не делает, на величину ЭФР,.

Второй метод расчета эффекта финансового рычага показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль на акцию при изменении прибыли (до уплаты процентов и налогов) на 1%, т.е. он показывает возможность увеличения рентабельности собствен­ных средств и чистой прибылей на акцию за счет использования кредита:

ЭФР2 = Прибыль до уплаты процентов и налогов/Прибыль за вычетом процентов.

Чем дороже обходятся заемные средства предприятию, тем боль­ше ЭФР, а следовательно, и финансовый риск. Особенно это опас­но при снижении прибыли.

Сопряженный рычаг характеризует совокупное влияние предпри­нимательского и финансового рисков и показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении объема реа­лизации на 1%:

Сопряженный рычаг = Сила операционного рычага х Эффект финансового рычага = (Валовая маржа / Прибыль до-уплаты процентов и налогов) х (Прибыль до уплаты про­центов и налогов / Прибыль за вычетом процентов).

Сочетание мощного операционного рычага с мощным финан­совым рычагом может оказать негативное влияние на финансово-экономические результаты предприятия, особенно в условиях стаг­нации предпринимательской деятельности и снижения выручки от реализации. Так как предпринимательский и финансовой риски взаимно умножаются, взаимодействие операционного и финансо­вого рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на чистую прибыль. Исходя из вышеизло­женного, для финансовой устойчивости предприятия важно:

• нахождение оптимального соотношения между постоянны­ми и переменными затратами в структуре себестоимости про­дукции;

• выбор рациональной структуры капитала с точки зрения со­отношения собственных и заемных средств.

22.5. ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖНОГО КАЛЕНДАРЯ, КАССОВОГО ПЛАНА, РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В КРАТКОСРОЧНОМ КРЕДИТЕ

Оперативное финансовое планирование на предприятии включает разработку следующих разделов:

• составление платежного календаря;

• составление (расчет) кассового плана;

• расчет потребности в краткосрочном кредите. Составление платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех рас­четов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормаль­ной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный кален­дарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декада, пятидневка). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно состав­ление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный ка­лендарь охватывает все расходы и поступления средств предприя­тия как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоот­ношения с бюджетной системой и банками.

Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисление средств, вторым — доходная часть. Соотношение обеих частей календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. В этом случае излишки средств осядут на расчетном счете предприятия, что означает большую финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность в предстоящем периоде.

При составлении платежного календаря используют данные уче­та операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам, учитывают график отгрузки продукции и сдачи пла­тежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции, а также плановые взносы в бюджет налога на при­быль, на имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и креди­торами.

Примерная форма платежного календаря показана в табл. 22.2.

Кассовый план это план оборота наличных денег через кассу предприятия, который обеспечивает своевременное получение на­личных денег в банке и контроль за их поступлением и использова­нием. Кассовый план является частью оперативного финансового планирования и составляется на квартал. Предприятия обязаны сда­вать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, установлен­ных банком по согласованию с руководством предприятия.

Кассовый план состоит из четырех разделов: 1) источники по­ступления наличных денег; 2) расходы; 3) расчет выплат заработ­ной платы и прочих видов оплаты труда; 4) календарь выдач зара­ботной платы рабочим и служащим по установленным срокам (сум­мы выплат наличными деньгами, получаемыми в банке).

 

Таблица 22.2 Платежный календарь на месяц (в тыс- руб.)

 

Статьи   По декадам  
     
РАСХОДЫ Неотложные нужды Заработная плата и приравненные к ней платежи Налоги Оплата счетов поставщиков за товарно-материальные ценности Просроченная кредиторская задолженность поставщикам Оплата счетов подрядчиков за выполненные работы по капитальному строительству (капитальному ремонту) Погашение просроченных ссуд банка Погашение срочных ссуд банка Уплата процентов за кредит Прочие расходы  
Всего расходов ПОСТУПЛЕНИЯ Выручка от реализации продукции, работ и услуг Выручка от реализации излишних основных фондов, материалов и других активов Поступление просроченной, дебиторской задолженности Поступление краткосрочного кредита банка Остаток средств в кассе и на расчетном счете Прочие поступления средств  
Всего поступлений Превышение поступлений над расходами Превышение расходов над поступлениями  

Разработка кассового плана начинается с первого раздела, в котором отражаются поступления наличных денег в кассу предпри­ятия (кроме денег, получаемых в банке).

Вторым этапом разработки является расчет третьего раздела кас­сового плана. Планируемый фонд заработной платы и премии рас­считываются на основе годового плана на соответствующий квар­тал. Наличные деньги на заработную плату выдаются за вычетом из начисленной суммы удержаний, налогов и перечислений. После расчета выплат заработной платы заполняется второй раздел — рас­ходы. Во втором разделе показываются расходы предприятия в виде наличных денег на заработную плату, командировочные и хозяй­ственные расходы, выплату пособий по социальному страхованию и т.п.

В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы рабочим и служащим, где в установленные сроки (конкретные числа каждого месяца) указываются суммы выплат предприятию наличными деньгами. Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за установленную в договоре плату.

Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по воз­можности более точно представлять размер обязательств перед ра­ботниками предприятия по заработной плате и размер других вып­лат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслу­живание своих клиентов в установленные сроки.

Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится, если предприятие испытывает такую потребность. В этом случае необхо­димые документы представляются в банк в соответствии с его тре­бованиями и с ним заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую с учетом процентов необхо­димо вернуть банку. Эффективность кредитуемого мероприятия или ожидаемая выручка от реализации продукции должна обеспечить своевременный возврат кредита и исключить штрафные санкции.

22.6. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФИРМЫ [1]

Основными финансовыми документами являются:

1. Баланс (баланс активов и пассивов).

2. Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убыт­ков).

3. Отчет о фондах и их использовании.

4. Счет финансирования.

Финансовая отчетность является основой определения платеже­способности и прибыльности. Платежеспособность — это Способ­ность фирмы погасить долги при наступлении срока платежа, ин­формация о задолженности отражается в балансе. Баланс показывает финансовое положение фирмы на определенный, как правило, пос­ледний день месяца, квартала, года. Баланс состоит из двух частей: в левой указываются активы, в правой пассивы. В активе показаны средства, которыми располагает фирма (производственные запасы, товары, основной капитал, дебиторская задолженность). В пассиве показаны источники средств, т.е. кредиторская задолженность фир­мы и собственный (акционерный) капитал. В собственном капитале указывается сумма, подлежащая распределению между держателями акций в случае ликвидации фирмы на дату составления баланса. Обе части баланса всегда уравновешены, т.е. сбалансированы. Типичный баланс представлен в табл. 22.3.


Таблица 22.3 – Баланс на 31 декабря 200... г., тыс. руб.

 

АКТИВЫ   ПАССИВЫ    
Оборотный капитал (текущие активы) Денежные средства Биржевые ценные бумаги по номинальной стоимости (биржевая цена — 178) Счета дебиторов (минус допустимые безнадежные долги — 20) Товарно-материальные запасы Всего оборотный капитал         540 1200   Краткосрочные обязательства (текущие пассивы) Расчеты с поставщиками и разными кредиторами Задолженность по кредитам банка и других фирм Задолженность по издержкам к оплате Задолженность перед федеральным бюджетом            
Всего краткосрочные обязательства      
Основной капитал (недвижимость, основные производственные средства и оборудование) Земля Здания и сооружения Машины и производственное оборудование Конторское оборудование Итого основной капитал Начисленные амортизационные отчисления (минус)       20 1060     долгосрочные обязательства      
Всего пассивы    
АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ    
Акции Привилегированные акции, размер дивидендов 5%, номинальная стоимость акции 20, количество выпущенных акций 6000 Обыкновенные акции, номинальная стоимость акции 1, количество выпущенных акций 300 000 Избыточный капитал (резервы и фонды) Полученная прибыль к распределению Всего акционерный капитал Всего пассивы и акционерный капитал                  
Остаточная стоимость основного капитала      
Предварительная оплата и расходы, отложенные на будущие периоды      
Нематериальные активы      
Всего активы      

Отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков) пока­зывает сумму прибыли или убытков фирмы за год (табл. 22.4). В то время как баланс характеризует платежеспособность фирмы на оп­ределенную дату, отчет о прибылях и убытках отражает прибыль­ность фирмы, т.е. показывает результат деятельности фирмы за оп­ределенный период.

В отчете о прибылях и убытках сравнивается сумма выручки от продажи товаров и другие виды доходов со всеми затратами и ка­питаловложениями, осуществленными в процессе функциониро­вания фирмы. В результате фирма за год своей деятельности имеет или чистую прибыль, или убыток.


Таблица 22.4 Сводный отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.

 

Выручка от реализации продукции (чистый объем продаж) Себестоимость реализованной продукции и эксплуатационные расходы Себестоимость реализованной продукции Амортизация Торговые и управленческие расходы    
Прибыль от производственной деятельности Другие доходы Дивиденды и проценты      
Всего доход Минус затраты на выплату процентов по облигациям    
Прибыль до уплаты федерального налога на прибыль Резерв для уплаты федерального налога на прибыль    
Годовая чистая прибыль    

Если отчет о прибылях и убытках отражает результат деятельно­сти фирмы и представляет интерес для ее акционеров, то отчет о полученной прибыли к распределению (табл. 22.5) показывает ре­зультат функционирования фирмы и представляет интерес для нее самой.

Таблица 22.5 Отчет о полученной прибыли к распределению, тыс. руб.

 

Баланс на 1 января Чистая годовая прибыль Всего Минус дивиденды, выплаченные по привилегированным акциям по обыкновенным акциям Баланс на 31 декабря      

Вотчете показаны суммы, которые были использованы самой фирмой для расширения деятельности. Акционера интересует уве­личение курса акций, фирма стремится к росту полученной при­были.

Запись в конце отчета о полученной прибыли к распределению на конец периода показывает, что в течение года фирма увеличила нераспределенную прибыль на 77 тыс. руб.

Еще больше информации о том, как работает фирма, можно получить из финансового отчета о фондах и их использовании (табл. 22.6).

 

Таблица 22.6 Отчет о фондах и их использовании, тыс. руб.

 

Фонды, полученные за счет:      
чистой прибыли    
амортизации    
Всего    
Фонды были использованы:      
на дивиденды по привилегированным акциям    
на дивиденды по обыкновенным акциям    
на машины и оборудование    
на разные активы    
Всего    
Увеличение чистого оборотного капитала    

В отчете об источниках фондов указывается чистая прибыль и амортизация. После реализации продукции сумма амортизации вы­свобождается и используется на развитие предприятия.

В отечественном бухгалтерском учете используется также фи­нансовая форма, называемая «Счет финансирования» (табл. 22.7), в которой отражается движение капиталов и обязательства. В ней показывается, за счет каких ресурсов происходит развитие пред­приятия и каковы направления их использования.

 

Таблица 22.7 Счет финансирования

 

Источники финансирования   Направления использования  
С учетом остатков средств, переходящих с предыдущего счета  
Прибыль (до выплаты налогов) Амортизация Продажа основных средств (основ­ного капитала) Выпуск акций (при образовании фирмы или увеличении акционерно­го капитала) Увеличение банковских займов Акцептованные векселя (акцепт — надпись на векселе о согласии оплаты) Прочие поступления Выплата дивидендов Выплата налогов Выплата процентов по кредитам Приобретение основных средств (Основного капитала) Увеличение запасов товарно-материальных ценностей Увеличение дебиторской задол­женности (предоставление кредитов) Уменьшение кредиторской задолженности (погашение кредитов)

 


ТЕМА 23

ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕАЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.