Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка сметы затрат на производство и реализацию продукции






 

Смета затрат на производство и реализацию продукции составляет­ся с целью определения общей суммы затрат предприятия (по эко­номическим элементам) и взаимной увязки этого раздела с други­ми разделами бизнес-плана предприятия. ' '

В смету затрат включаются все затраты основных и вспомога­тельных подразделений предприятия, участвующих в производстве промышленной продукции, а также выполнении работ и услуг не­промышленного характера как для хозяйств своего предприятия (капитального строительства и т.п.), так и для сторонних организа­ций. В смету затрат включаются также затраты на освоение произ­водства новых изделий, затраты на подготовку производства, зат­раты на сбыт продукции и др.

При составлении сметы затрат исходными данными для расче­тов являются соответствующие сметы и разделы бизнес-плана пред­приятия. Помимо смет и разделов плана исходными данными при составлении сметы затрат на производство и реализацию продук­ции по калькуляционному методу являются: себестоимость отдель­ных видов продукции по всей номенклатуре и данные об объеме выпуска товарной продукции.

Путем умножения каждой статьи плановой калькуляции по каж­дому из изделий на соответствующее количество изделий по про­грамме планового периода и последующего суммирования данных по всем изделиям получают фабрично-заводскую себестоимость всей товарной продукции по статьям калькуляционного листа.

Себестоимость всей товарной продукции по калькуляционному своду должна быть равна себестоимости товарной продукции по смете затрат на производство и реализацию. Калькуляционный свод позволяет проверить правильность расчетов по смете затрат, в свою очередь, смета затрат на производство и реализацию товарной про­дукции контролирует правильность составления калькуляций себе­стоимости отдельных видов изделий.

Составление сметы затрат начинается с разработки смет затрат вспомогательных цехов, так как продукция вспомогательных и об­служивающих цехов ^потребляется основными цехами предприятия и затраты этих цехов включаются в себестоимость продукции ос­новных производственных цехов. После составления смет затрат во вспомогательных цехах рассчитываются сметы затрат по основным цехам предприятия. На базе смет затрат цехов формируется завод­ская смета затрат и определяются показатели себестоимости товар­ной и реализуемой продукции...

Основой разработки сметы затрат служит классификация затрат по экономическим элементам (табл. 19.2).

Элементами сметы являются: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды, в том числе на социальное страхование, в Пенсионный фонд, в Государственный фонд занятости, на медицинское страхование; амортизация основ­ных фондов; прочие затраты. Они определяются традиционным спо­собом согласно соответствующим инструкциям, методикам и по­ложениям. Совокупность этих затрат по элементам (см. табл. 19.2), перечисленным в пп. 1—5, составляет общий объем затрат на про­изводство продукции. Однако общая сумма затрат, отраженная в смете затрат, включает не только расходы на производство товар­ной продукции, но и затраты, связанные с приростом остатков незавершенного производства (в том числе полуфабрикатов соб­ственного производства), расходами будущих периодов и оказанием услуг, не включаемых в товарную продукцию.

Для определения производственной себестоимости товарной продукции необходимо:

Таблица 19.2 – Смета затрат на производство и реализацию продукции предприятия (в тыс. руб.)

 

№ п/п   Элементы затрат   План на 2001 г.  
всего   в том числе на IV кв.  
  Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов) В том числе: сырье и материалы природное сырье топливо энергия   104 000 640   31 200 27 200  
  Затраты на оплату труда   45 444   11 792  
  Отчисления на социальные нужды В том числе: на социальное страхование в Пенсионный фонд в Государственный фонд занятости на медицинское страхование   12 724    
  Амортизация основных фондов      
5   Прочие затраты      
6   Итого затрат на производство     52 592
  Затраты, списанные на непроизводственные счета      
  Прирост (-), уменьшение (+) остатков расходов будущих периодов   -1600   -400  
  Прирост (-), уменьшение (+) остатка незавершенного производства   -4400   -1160  
  Производственная себестоимость товарной продукции   177 448   48 612  
  Внепроизводственные расходы      
  Полная себестоимость товарной продукции   49 532

 

а) из общей суммы затрат на производство исключить затраты, относимые на непроизводственные счета, — стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций, и т.п.;

б) учесть изменение остатков расходов будущих периодов: при ix. увеличении сумма прироста вычитается из сумм затрат на про­изводство, а при уменьшении — прибавляется;

в) учесть изменение остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где оно планируется): прирост уменьшает себесто­имость товарной продукции, уменьшение — увеличивает.

Сумма, полученная после внесения изменений, предусмотрен­ных пунктами а), б) и в) (см. табл. 19.2, пп. 7—9), представляет производственную себестоимость товарной продукции.

Для определения полной себестоимости товарной продукции необходимо к ее производственной себестоимости прибавить в непроизводственные расходы (см. табл. 19.2, п. 11). Внепроизводственные расходы включают расходы на упаковку изделий на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расхо­ды, связанные со сбытом продукции.

Полная, себестоимость товарной продукции отличается от себе­стоимости реализуемой продукции, на базе которой определяется сумма прибыли, наличием остатков нереализованной продукции. Для определения себестоимости реализуемой продукции необхо­димо к полной себестоимости товарной продукции прибавить се­бестоимость остатков нереализованной продукции на начало пла­нируемого периода и вычесть себестоимость остатков нереализо­ванной продукции на конец планового периода.

Смета затрат на производство используется при разработке фи­нансового плана предприятия, для определения потребности в обо­ротных средствах, при составлении баланса доходов и расходов и определении ряда других показателей финансовой деятельности предприятия.

 

19.5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УЧЕТА ЗАТРАТ В УСЛОВИЯХ РЫНКА [2]

 

Зарубежные предприятия и фирмы применяют классификацию зат­рат, близкую к отечественной. При классификации по первичным элементам затрат к ним относят затраты на приобретение сырья, мате­риалов, топлива, энергии, расходы на содержание персонала (оплата труда работников), амортизацию основного капитала (основных фон­дов), издержки по выплате процентов и прочие внешние издержки (аренда помещений, страховые взносы, транспортные расходы, услу­ги сторонних организаций, реклама и прочие расходы).

В состав издержек по статьям расходов (статьям калькуляции) входят:

• материалы;

• оплата труда;

• плата за аренду помещений;

• амортизация, под которой понимается часть постоянных издержек, образующихся за счет распределения единовре­менных затрат на приобретение основного капитала за несколько периодов его использования. Расчет величины амор­тизационных отчислений производится по методам линей­ной амортизации (близок отечественному методу), амор­тизации по остаточной стоимости, амортизации по объему производства;

• прочие издержки.

На зарубежных предприятиях (фирмах) часто при калькулиро­вании затрат учитывается неполная, или ограниченная, себестои­мость. Она может включать только прямые затраты, только пере­менные или рассчитывается на основе производственных расходов, даже если они косвенные. Другие виды затрат, которые по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются за счет общей суммы выручки (валовой прибыли). В этом заключается особенность учета неполной себестоимости по системе «директ-костинг», или систе­ме учета прямых затрат. В соответствии с этой системой издержки подразделяются на постоянные (остаточные и стартовые), пере­менные, валовые и предельные.

Под, предельными издержками понимается средняя величина из­держек прироста или сокращения на единицу продукции, воз­никших вследствие изменения объемов производства и реализа­ции более чем на одну единицу продукции. Считается, что посто­янные расходы слабо связаны с издержками производства отдель­ных видов продукции, поэтому их не включают в расчет себесто­имости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.'

Особенностью организации учета на зарубежных фирмах является его подразделение на финансовую и управленческую (производствен­ную) подсистемы. Правила ведения финансового учета и составления внешней финансовой отчетности регламентируются государством. Организация управленческого (производственного) учета — внутрен­нее дело фирмы. Администрация фирмы решает, как классифициро­вать затраты, насколько их детализировать и увязывать с центрами ответственности, как вести учет фактических или стандартных (пла­новых, нормативных), полных либо частичных (переменных, пря­мых, ограниченных) затрат.

Важной характеристикой зарубежных систем управленческого учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет:

• фактических (прошлых, исторических) затрат;

• затрат по системе «стандарт-кост».

Система «стандарт-кост» включает разработку норм (стандар­тов) на затраты труда, материалов, накладных расходов, составле­ние нормативной (стандартной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от норм (стандартов). Учет затрат и результатов на зарубежных фирмах состоит из следующих элементов:

• учет по видам затрат;

• учет по местам возникновения затрат;

• учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия);

• учет результатов по носителям затрат;

• учет результатов за период.

Все эти элементы присутствуют при любой форме учета затрат и результатов в управленческом (производственном) учете, в том числе и при учете полных или частичных затрат.

Учет по видам затрат отражает вертикальную структуру затрат фирмы, его особенностью является систематический учет затрат по видам за данный период. Он сравним с отечественной системой учета полной себестоимости. При этой системе отсутствует необхо­димое для организации «директ-костинга» разделение затрат на постоянные и переменные.

Учет по местам возникновения затрат дает представление о горизонтальной структуре затрат фирмы, при этой системе осу­ществляются планирование, учет и контроль косвенных расходов. Затраты, учитываемые и планируемые в данном месте возникно­вения, являются для него прямыми. Учет по местам возникнове­ния затрат, во-первых, должен быть организован с разделением затрат на постоянные и переменные, во-вторых, базироваться на оценке плановых (нормативных) затрат и их отклонений от фак­тических. В качестве баз распределения отдельно выделяются ма­шино-часы и человеко-часы. Достоинством такой организации учета затрат является возможность расчета различного рода их отклоне­ний от нормативов и показ этих отклонений непосредственно в листке по учету затрат в месте их возникновения.

Учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости еди­ницы изделия) — это отнесение затрат на их носители, а именно, продукцию, работы или услуги предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Учет по носителям затрат может быть органи­зован как учет полных или частичных затрат. При калькулировании себестоимости продукции по системе «директ-костинг» постоян­ные затраты не распределяются между носителями. Эта система именуется еще «затратной статистикой», так как в ней усредняют­ся затраты по носителям и считается, что для управления фирмой такое калькулирование неприемлемо, однако она предоставляет ин­формацию государственным органам для ценообразования.

Учет результатов по носителям затрат применяется для опре­деления результата путем сравнения продажной цены изделия и его себестоимости. Он может быть основан либо на учете полной себестоимости, либо на учете переменных издержек. При организа­ции учета результатов по системе «директ-костинг» переменные затраты на единицу вычитаются из цены изделия и на основе этой разности исчисляется брутто-прибыль (сумма покрытия, или маржинальный доход) на изделие. Величина суммы покрытия (маржинального дохода) показывает «вклад» изделия в покрытие посто­янных затрат и в том же объеме — в прибыль фирмы.

Учет результатов за период применяется с целью выявления общего результата фирмы за отчетный период путем сопоставле­ния общей выручки с величиной полных затрат. В итоге можно по­лучить результат за период — нетто-прибыль или нетто-убыток. При системе «директ-костинг» общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат, т.е. определяют величину брутто-прибыли (суммы покрытия, или маржинального дохода) за отчет­ный период. Для исчисления нетто-прибыли фирмы из брутто-прибыли вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределяются между носителями как переменные затраты. При директ-костинге общую сумму постоянных затрат за период относят на ре­зультаты того отчетного периода, в котором они возникли.

На предприятиях и фирмах зарубежных стран осуществляется также сравнительный анализ издержек производства конкурентов.

 


Тема 20

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

 

20.1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ):

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представля­ет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе пред­принимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает фор­му прибыли.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятель­ности обеспечивает потребности самого предприятия, его работ­ников и государства в целом. Поэтому важно определить состав об­щей валовой (балансовой) прибыли предприятия и ее величину в абсолютном выражении.

Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем ви­дам:

• прибыль от реализации товарной продукции;

• прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетовар­ного характера;

• прибыль от реализации основных фондов и другого имуще­ства;

• прибыль от внереализационных доходов и расходов.

Основными методами планирования прибыли являются:

• метод прямого счета;

• аналитический метод;

• метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как пра­вило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущ­ность его в том, что прибыль исчисляется как разница между вы­ручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вы­четом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле

 

П = (В х Ц) - (В х С),

 

где В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции. Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого пе­риода:

 

Птп= Цтп - Стп,

 

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товар­ный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой про­дукции. Прибыль на реализуемую продукцию (П) рассчитывается по формуле

Прп = Врпрп

 

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в дей­ствующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбыто­вых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

 

Так как объем реализуемой продукции предстоящего планово­го периода в натуральном выражении определяется как сумма ос­татков нереализованной продукции на начало планируемого пе­риода (Пон) и объема выпуска товарной продукции в течение пла­нируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, кото­рые не будут реализованы в конце периода (Пок), то расчет пла­новой суммы прибыли от реализации продукции производится по формуле

 

Прп = Пон + Птп - Пок.

 

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реа­лизуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль сум­мируется по всем ассортиментным позициям. К полученному ре­зультату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как до­полнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влия­ние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех по­следовательных этапов:

• определение базовой рентабельности как частного от де­ления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себе­стоимость сравнимой товарной продукции за тот же пери­од;

• исчисление объема товарной продукции в планируемом пе­риоде по себестоимости отчетного года и определение при­были на товарную продукцию исходя из базовой рентабель­ности;

• учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повыше­ние ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, при­быль от реализации основных фондов и другого имущества, а так­же планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного харак­тера для капитального строительства, для капитального ремонта и, т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реа­лизации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяет­ся, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятель­ности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Кроме изложенных способов планирования прибыли — мето­дом прямого счета и аналитическим — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года опре­деляется методом прямого счета, а воздействие на плановую при-

быль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помо­щью аналитического метода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.