Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что может человек






Всем предыдущим содержанием книги я старалась подвести читателей к пониманию той глубинной, нераз­рывной связи, которая объединяет разум и здоровье в единое нерасторжимое целое. Разум, осмысливая от­крытые наукой законы природы, подчиняя этим законам земное бытие человека, тем самым обеспечивает его ду­ховное, психическое и физическое здоровье. В свою оче­редь здоровье человеческого организма является непре­менным условием самого существования—разума. Ма­лейшее отступление в одном из этих двух элементов разрушает двуединство разума и здоровья, лишает чело­века и того, и другого, что мы и наблюдаем сегодня.

Массовые хронические заболевания, упадок нравст­венности, рост преступности—лишь некоторые последствия разлада, вносимого в духовную жизнь человека, в жизнь его физического тела эгоизмом со всеми прису­щими ему пороками.

Но если эгоизм не совместим ни с нравственным, ни с физическим здоровьем человека и человечества, если он отравляет отношения между людьми и государствами ядом недоверия, взаимной подозрительности и вражды, если недостойность, аморальность эгоизма очевидна, то сам собой напрашивается вопрос: в чем же секрет его поразительной живучести и нет ли у него каких-то скры­тых, неведомых нам «достоинств», которые искупают его пороки? Чтобы разобраться в этом, вспомним о том, о чем часто забываем в коловращении повседневных забот: мы, в отличие от животных, живем сразу в двух мирах—материальном и духовном. Границы материаль­ного мира определяются и должны определяться физио­логическими потребностями нашего организма, духовный мир человека безграничен и обнимает благодаря властву­ющему в нем разуму всю бесконечную Вселенную. Спо­собность жить в этих двух различных мирах, поддержи­вать естественное равновесие между ними содействует сохранению нашего здоровья и продлению жизни.

Но вся беда заключается в том, что, как уже не раз говорилось, это равновесие резко нарушено в пользу мира материального, эгоистичного и не в силу каких-то особых достоинств современного гипертрофированного эгоизма, а исключительно благодаря деформациям ин­формационного поля, определяющего характер развития общественных отношений в человеческом сообществе.

Поскольку понятие это вам до сих пор не встречалось, необходимо пояснить, что оно означает. Давайте вспом­ним, с чего начинается человек. Нет, не его физическое тело, а сознание, т. е. то, что и делает его человеком. Вы, конечно, не забыли, что в одной из предыдущих глав говорилось о роли информации в формировании внут­реннего мира человека, его сознания, о выдающемся эксперименте двух отечественных ученых, которые помо­гли слепоглухим от рождения детям стать духовно бога­тыми членами общества. Уникальность этого экспериме­нта состоит в том, что он не просто вернул обществу несчастных, обреченных на вечное одиночество ребяти­шек, а нагляднейшим образом продемонстрировал, ка­кую без преувеличения решающую роль в воспитании человека играет характер, качество самой информации.

Слепоглухота возвела между ребятами и окружа­ющим их миром трудно преодолимый барьер. И если они стали достойными людьми, то потому лишь, что харак­тер получаемой ими с помощью специальных методик информации целиком и полностью определяли достой­ные люди, убежденные гуманисты. Их эксперимент убе­дительно доказал, что процесс воспитания человека есть не что иное, как процесс усвоения им информации, харак­тер которой формирует его сознание, определяет линию жизни, мысли, действия и поступки.

Но всегда ли мы отдаем себе отчет в том, что скрыва­ется за таким безликим на первый взгляд понятием, как информация?

Что, например, означает самая простая человеческая улыбка? Для улыбающегося человека—это выражение лица, отражающее его доброе настроение. Для того, кто ее видит, — информация о том, что человек настроен дру­желюбно и опасности с его стороны не грозит.

Таким образом, каждый человек всеми своими жеста­ми, мимикой, поступками, словами формирует вокруг себя информационное поле, оказывающее воздействие на окружающих. Причем направление и сила воздействия определяются характером исходящей от нас информа­ции, а та, в свою очередь, является отражением нашей внутренней сути, нашего мировоззрения, интеллекта, культуры, воспитанности, чувства собственного достоин­ства и доброжелательности по отношению к другим лю­дям, к живой природе в целом.

Говоря другими словами, мы, порой сами того не сознавая, оказываем исходящей от нас информацией определенное воздействие на окружающих, даже не всту­пая с ними в непосредственный контакт. Скажу больше, аналогичное воздействие на людей оказывают и со­зданные нашими руками предметы домашнего обихода, произведения искусства, рожденная нами музыка, несу­щие на себе несмываемую печать нашей личности.

Сказанное в наибольшей степени относится к людям, связанным с прямыми или опосредованными контактами с большими массами людей: деятелям науки, культуры, народного образования, медицины, книгоиздателям и пи­сателям, артистам, музыкантам, художникам, скульпто­рам, журналистам, ведущим теле- и радиопередач, государ­ственным и политическим деятелям, законодателям. Ведь они во многом формируют информационное поле обще­ства, а через него и наше сознание, разум, воздействуя на нас и отличительными особенностями собственной лич­ности, и манерой одеваться, вести себя на глазах миллио­нов людей, своими произведениями, своим творчеством.

Их информационное поле может быть особенно мощ­ным, воздействующим на сознание десятков и сотен мил­лионов людей. К сожалению, далеко не все из них пони­мают всю меру своей ответственности, демонстрируя нам и дурной вкус, и вызывающее пренебрежение нор­мами даже той куцей эгоистической морали, остатки которой еще сохранились в нашем эгоистическом обще­стве, и самое элементарное невежество, и дурное воспита­ние, забывая о том, что с них берут пример, им подража­ет великое множество людей, и что особенно страшно — дети, молодежь.

Для развития человека особенно важна информация, поступающая в его головной мозг в первые месяцы и го­ды его жизни. На ее основе формируются первые пред­ставления ребенка и подростка об окружающем мире, складываются его первые привычки, вкусы и предпочте­ния, или, если воспользоваться физиологическими анало­гиями, первые доминанты. Причем эти доминанты ока­зываются, как правило, наиболее устойчивыми, сохраня­ются в памяти человека до глубокой старости. И не просто хранятся, как своего рода архивные документы или забытые на полках хранилищ книги и кинофильмы, а живут и развиваются, «подпитываются» и корректиру­ются новой информацией, новым опытом человека. Вре­мя от времени они всплывают на поверхность нашего сознания, чтобы пройти проверку на соответствие реали­ям жизни, и вновь погружаются в глубины памяти.

Не следует при этом забывать и о том, что любая доминанта имеет чрезвычайно глубокие физиологические корни, поскольку ей соответствует вполне определенное состояние нашего организма, характеризующееся своими закрепленными в памяти физиологическими реакциями. Именно здесь кроется один из секретов живучести наших эгоистичных привычек и пристрастий.

Чтобы вы осознали, насколько велика роль первой, основополагающей информации в жизни человека, приве­ду простой пример. История человечества знает несколь­ко случаев, когда оставшиеся без родителей младенцы вскармливались и воспитывались в первые годы своей жизни в волчьих стаях. И даже если по прошествии нескольких лет они возвращались в общество людей, приобретенные ими среди волков жизненные навыки и привычки сохранялись на всю оставшуюся жизнь. Дети не пили, а лакали, не говорили, а лаяли. Но самое глав­ное: продолжительность их жизни не выходила за пре­делы короткого волчьего века: 15—18 лет.

Замечена и другая закономерность, уже из жизни лю­дей: дети, родившиеся и воспитывавшиеся в семьях роди­телей с низкой продолжительностью жизни, также не отличались долголетием. И дело здесь не только и не столько в генетически обусловленной наследственности, сколько в тяжком грузе передаваемых из поколения в по­коление нездоровых привычек, противоестественных при­страстий, суеверий, которые все еще определяют образ жизни современного человека.

Если учесть, что первым источником информации из внешнего мира оказываются родители ребенка, то нетру­дно представить, какой груз ответственности на них ло­жится. Только от них зависит, каким будет духовное, психическое и физическое здоровье их сына или дочери.

Большинство людей все еще не усматривает прямой связи между образом жизни человека и уровнем его интеллектуального развития, его здоровьем. Между тем давно подмечено, что умственные способности детей, родившихся в семьях вегетарианцев, выше, чем у их сверстников из семей «мясоедов», а здоровье гораздо крепче. Сторонники сбалансированного растительно-живот­ного питания пытаются принизить значение этого твердо установленного факта ссылками на то, что среди вегетариан­цев большинство составляют образованные, интеллекту­ально развитые люди, способные создать условия для умственного и физического развития своих детей. Однако подобный «контраргумент» в действительности еще больше подрывает позиции теоретиков сбалансированного питания, поскольку, помимо всего прочего, свидетельствует о том, что чем умнее и образованнее человек, тем неизбежнее его переход на питание, исключающее потребление мяса и мяс­ных продуктов. От этого выигрывает и он сам, и его дети, обретая ясность мысли, душевное и физическое здоровье.

Замечено также, что, говоря словами известного ис­следователя проблемы долголетия X. Гуфеланда, «чело­веку, даже для его физического состояния, необходима известная степень образованности, она содействует его долголетию. Человек в диком и грубом быту не живет так долго». А это означает лишь одно: если разум челове­ка бездействует и не желает считаться с тем, что багаж истинных знаний человечества является его главным до­стоянием, то вести речь о его здоровье и долголетии бессмысленно. И здесь мы вплотную подходим к пробле­ме, обозначенной в заголовке: что может человек?

Хочу сразу же предупредить: темой нашего разговора будут не волнующие сегодня большинство из нас актуальные политические и социальные проблемы: судьба реформ в России, например, урегулирование отношений с Чечней или задержки с выплатой зарплаты и пенсий; и наши возможности как-то влиять на их решение. Сегод­ня эти проблемы находятся в центре внимания, занимают умы профессиональных экономистов, политиков и социо­логов, рядовых граждан, вызывают бурные споры, стол­кновения, доходящие порой до рукопашных схваток. Но давайте зададим себе простой вопрос: а что ждет нас завтра, когда все эти проблемы будут так или иначе решены? Может быть наступит покой и умиротворение? Конечно же, нет, поскольку современный изощренный эгоизм, определяющий взаимоотношения людей и госу­дарств, рождает и будет рождать все новые и новые драматические коллизии. На смену нынешним неведо­мым «силам», преследующим собственные эгоистические интересы и сталкивающим во имя их удовлетворения целые народы и государства, придут новые, столь же ненасытные и агрессивные.

Такова уж порочная особенность эгоизма: любому самому благородному и чистому порождению челове­ческой мысли придавать отвратительные, карикатурные черты. Мечты человечества о добром, разумном обще­ственном устройстве приобрели в условиях основанного на эгоизме общества форму нивелирующего всех и вся авторитарного социализма. Принцип народовластия, со­ставляющий сердцевину демократии, выродился в эго­истическом обществе, исповедующем идеалы личного преуспевания, индивидуального обогащения, в свою про­тивоположность. Власть стала ступенькой к богатству.

Если подходить к вопросу о возможностях отдельно взятого человека влиять на развитие событий в какой-либо стране, а в мире тем более, имея при этом ввиду решение конкретных, сиюминутных с точки зрения ис­тории проблем, пусть даже самых важных, то не будет большой натяжкой сказать, что они, эти возможности, практически равны нулю. Способов манипулировать об­щественным мнением существует сегодня столько, что о многих из них большинство людей даже не подозрева­ет, становясь игрушкой в руках политиков, преследую­щих свои узкокорыстные эгоистические цели.

Бороться с каждым из них в отдельности—то же самое, что пытаться одолеть многоглавое чудище, у ко­торого на месте срубленной головы тут же вырастают две. Да и с ними ли нам надо бороться? Ведь если хорошенько подумать, откуда берутся недобросовестные политики, то неизбежно придем к выводу о том, что мы сами воспитываем их и выдвигаем из своей среды. В каждом из нас сидит маленький политик, имеющий собственное суждение о том, как надо решать те или иные проблемы, прежде всего социальные, причем решать, не забывая в первую очередь себя.

И мы выражаем эти свои представления в лозунгах, с которыми выходим на демонстрации, участвуем в акци­ях протеста, требуя отставки правительств и замены их более «отзывчивыми» и дееспособными, причем выдвига­емые нами требования действительно в чем-то вполне справедливы и обоснованы. Пройдет какое-то время, и мы снова выйдем на улицу, уже с другими лозунгами, а там и с третьими, и этот бег на месте во вращающемся колесе порождаемых эгоизмом проблем будет продол­жаться из поколения в поколение, пока не придет осозна­ние простой и очевидной истины: идеология эгоизма изжила себя, исчерпала свои созидательные возмож­ности. Самое большее, на что она оказалась способна— это удовлетворить известное со времен Древнего Рима требование «Хлеба и зрелищ!» Все больше хлеба и все больше зрелищ, развлечений, удовольствий, погружаю­щих наш ум в сладостную дремоту. Мы ведем себя подобно пассажирам гигантского туристического лайне­ра, плывущего в пространстве-времени неизвестно куда и зачем, предающимся гастрономическим и сексуальным утехам и даже не помышляющим о своем будущем и бу­дущем своих потомков. А когда им напоминают о необ­ходимости привести свое потребление в соответствие с физиологически обоснованными потребностями нашего организма, чтобы уже одним этим многократно снизить гнет нашего давления на биосферу, на среду нашего обитания, привести, наконец, в естественную норму здо­ровье человека и человечества, в ответ раздаются голоса о попрании свободы личности, ее права самой определять характер и размеры своего потребления.

Но свобода свободе рознь. Есть свобода болеть и чувствовать себя случайно попавшей под колесо Форту­ны невинной жертвой. Такой свободой в избытке наделя­ет нас идеология эгоизма. И есть несовместимая с этой идеологией свобода, которую дарует нам подлинное ду­ховное и физическое здоровье, свобода, раскрепощающая наш разум, открывающая необъятное поле творческого приложения наших духовных и физических сил в интере­сах живой природы Земли и ее органической части — человеческого общества. К свободе второго рода, свободе человеческого разума ведет только один путь— путь преодоления каждым из нас любых проявлений эгоизма в своем сознании.

Я уже вижу насмешливые улыбки приверженцев эго­изма, слышу их иронические замечания об утопическом романтизме автора, о его оторванности от реальной жизни. Ну что ж, с большим удовольствием принимаю эти замечания, более того, рассматриваю их как ком­плимент, поскольку главное, чего нам всем не хватает сегодня, —это способности подняться над мерзостями бытия, заново осмыслить свою жизнь, чтобы затем пере­строить ее на началах разума и добра, как это делают мои ученики и последователи.

Когда я бываю в организованных ими школах и груп­пах здоровья, меня всегда поражает и радует какая-то особая атмосфера сплоченности, неизменного дружелю­бия, взаимопомощи, объединяющая людей, стирающая социальные различия между ними. Здесь отчетливо про­является набирающая силу тенденция к равенству, не зависящему от уровня образования, служебного и имуще­ственного положения, вероисповедания, политических симпатий и антипатий—от всего, что в современном человеческом сообществе все еще продолжает разъеди­нять людей, сталкивать их в борьбе за свою долю пре­вратно понимаемых удовольствий, угнетать их разум, подчиняя его деятельность исключительно обслужива­нию своего физического тела, удовлетворению его дей­ствительных и надуманных потребностей.

Система Естественного Оздоровления вводит эти ги­пертрофированные «телесные» потребности в установ­ленные природой физиологически обусловленные рамки, создавая тем самым режим наибольшего благоприятст­вования для возвышения и обогащения жизни духа. Именно в этом ее главное достоинство и предназначение. Излечение же многочисленных, самых тяжелых хрониче­ских недугов—это лишь сопутствующий эффект Систе­мы, подтверждающий ее высокую действенность.

Я не раз, уже говорила о том, что центром моей Системы является отдельно взятый человек-индивиду­алист, человек-личность, разумно относящийся к себе, к своему здоровью, осознающий свою ответственность за все, что происходит в человеческом обществе, и прежде всего за его нравственное и физическое здоровье, за здоровье природы. Кто-то невесело вздохнет: что такое один, даже идеальный во всех отношениях, человек в сопоставлении с инертной массой остальных шести миллиардов человеческих индивидуумов, зараженных ви­русом эгоизма.

Начнем с того, что далеко не все наши соотечествен­ники по планете Земля являются убежденными сторонни­ками идеологии эгоизма. Сотни миллионов, если не мил­лиарды людей вынужденно принимают эгоизм человечес­кого сообщества как исторически сложившуюся неизбежную данность, испытывая острейшую, не всегда даже осознанную тоску по свободным от насилия, холод­ной, безжалостной расчетливости добрым отношениям с себе подобными. Все мы безмерно устали жить в атмо­сфере постоянного страха за свое будущее, будущее своих детей, внуков и правнуков.

В нашей ли власти изменить существующее сегодня нетерпимое положение? Несомненно. Но не с помощью рукописных плакатов, бездумного повторения лозунгов, выкрикиваемых на митингах своекорыстными, бесчес­тными политиками.

В царство разума ведет лишь один путь—путь духов­ного развития и нравственного самосовершенствования. С древнейших времен многие мыслители и ученые выска­зывали мысль о том, что такое физически слабое сущест­во, как человек, благодаря интенсивной духовной жизни может продлить свое физическое существование гораздо дальше предела, которого достигает самое сильное жи­вотное. Причем особая роль отводилась воспитанию и образованию, которые учат нас управлять нашими страстями, подчинять их разуму и нравственности.

Природа назначила нам высшее предназначение и высшее испытание—быть Хранителями Жизни, где бы и в какой форме мы ее не встретили на Земле или в далеких космических странствиях, наделив необходи­мыми для этого качествами:

Духовностью, означающей осо­знание и практическое выполне­ние нашей благородной миссиихранить жизнь во всех ее формах и проявлениях;

Стойкостью, помогающей нам никогда не забывать об этом на­шем предназначении в самых трудных жизненных испытаниях;

Разумом, приумножающим наши знания и наделяющим способно­стью заглядывать далеко вперед, чтобы предвидеть последствия наших действий, вовремя увидеть и предотвратить грозящие жизни опасности;

Добротой, выражающейся в люб­ви ко всему сущему, в стремлении быть полезным и нужным людям.

Сегодня эти качества развили в себе немногие, завтра с помощью этих немногих их сумеют развить в себе все. Только после этого произойдет величайшее в истории человечества событие: из эры расчетливого, бездушного эгоизма оно шагнет в эру разума, эру духовного, душев­ного и физического здоровья.

В заключение хочу напомнить читателям известную еще с глубокой древности мысль: наши желания и по­требности умирают вместе с нами, наши добрые дела живут вечно, подпитывая единое информационное поле разума и добра планеты Земля. Это единственный вид наследства, которое не разобщает людей в стремлении овладеть им, а, напротив, объединяет верностью идеалам Разума, Добра и Любви. Не уставайте же творить добрые дела!

1997 г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.