Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Интерпретация концепции.Выведите все возможные варианты дисфункции функциональной системы деятельности по профессиональному самоутверждению






 

Задание 1. Интерпретация концепции. Выведите все возможные варианты дисфункции функциональной системы деятельности по профессиональному самоутверждению личности.

Кейс 1 (Ожегина А. А. Кризис профессионального самоутверждения (попытка концептуального анализа). Актуальные проблемы современной психологии: сб. науч. ст. Кемерово: Редактор и К, 2010. С. 97–100).

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется высокой динамичностью и напряженностью. Процесс глобализации привел к тому, что в современном обществе предъявляются повышенные требования к формированию, развитию и реализации личности профессионала. Утвердить себя в качестве профессионала и адаптироваться к изменениям в современной динамичной профессиональной среде позволяет один из ведущих механизмов профессионального становления и реализации личности – профессиональное самоутверждение. Вследствие этого проблемы, связанные с профессиональным самоутверждением специалистов различного профиля, привлекают все большее внимание исследователей в области психологии. В качестве одной из таких проблем, с которой сталкиваются специалисты, стремящиеся к постоянному профессиональному росту и развитию, выступает проблема кризиса профессионального самоутверждения.

Сложность и противоречивость личностно-профессионального развития конкретного специалиста отмечена во многих современных исследованиях. Несмотря на значительное внимание, уделяемое исследователями изучению различных форм профессиональной активности (профессиональное самоопределение, профессиональная идентификация и др.), проблема кризисов профессионального самоутверждения в настоящее время остается наименее изученной. Следует отметить, что на сегодняшний день четкого определения кризиса профессионального самоутверждения и описания психологического содержания данного феномена в науке нет. В свою очередь знание структуры кризиса профессионального самоутверждения позволит разработать программу, которая поможет избежать профессиональной дезадаптации, профессиональных стрессов специалиста и откроет тем самым возможности для динамичного (непрерывного) профессионального становления и реализации.

Проанализируем основные понятия данного психологического феномена.

1. Кризис.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова указано несколько значений данного определения: кризис – затруднительное, тяжелое положение; кризис – резкий, крутой перелом в чем-нибудь.

Что касается психологии, то в данной науке понятие «кризис» наполнилось особым содержанием. Кризис определяется психологически как ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, целей) [2]. Данные необходимости являются важными составляющими профессионального самоутверждения.

2. Профессиональное самоутверждение.

В самом общем понимании профессиональное самоутверждение − психологическая система деятельности, которая представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций этой деятельности, достижения целей деятельности. Т. е. это целенаправленная система, которую необходимо рассматривать как сложное явление, имеющее определенную внутреннюю структуру [3].

Одновременно с этим профессиональное самоутверждение – это специфическое состояние личности, достигаемое в процессе выполнения или в результате профессиональной деятельности, к которой эта личность стремится и желает пережить это вновь (цикличная природа профессионального самоутверждения).

Состояние профессионального самоутверждения характеризуется одновременным переживанием чувства признания членами профессионального сообщества (профессиональная надежность) и собственной ценности как профессионала (профессиональная самоценность) [1]. Этот контекст дает основание для построения концептуальной схемы (см. рис. 14) (*концептуальная схема – это определенный способ объяснения каких-либо явлений, лежащий в основе того или иного вида деятельности), представляющей собой единство базисных понятий (*базисные понятия – важнейшие понятия, на основе которых строится содержание изучаемого феномена) и их всесторонних связей (родовых отношений).

 

Порядок
Цель
Мотивы
Критерии
Принятие решений
Личность
Состояние
Причинность
Соответствия
Баланс
Оценки
Исполнение
Корректировка
Контроль
Направление
 
Устрем-ленность
Заданность
Изменение

Рис. 14. Концептуальная схема структуры
профессионального самоутверждения

 

Изменение отношений между компонентами профессионального самоутверждения может быть положено в основу выявления критериев кризиса профессионального самоутверждения.

Таким образом, рабочее определение кризиса профессионального самоутверждения в самом общем виде может быть сформулировано следующим образом. Кризис профессионального самоутверждения – это не просто изменение или преобразование, а состояние субъекта профессиональной деятельности, которое характеризуется несформированностью или невозможностью достичь профессиональной самоценности и (или) профессиональной надежности как позиции профессионального самоутверждения. Возникает данный кризис при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами (переломными событиями), либо внутренними причинами, обусловленными отсутствием баланса между составляющими профессионального самоутверждения (выделенными базисными понятиями).

Литература

1. Корчагина, Г. И. Профессиональное самоутверждение личности: системогенетический подход [Текст] / Г. И. Корчагина, Ю. П. Поваренков. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – 130 с.

2. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.

3. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 2007. – 192 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.