Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компонентный анализ психологической системы профессиональной деятельности






 

Формирование мотивов профессиональной деятельности

Принципиальным этапом освоения профессиональной деятельности является ее «принятие» [2], т. е. то, насколько представление о профессии соответствует потребностям человека. Проецируя свою мотивационную структуру на структуру факторов профессиональной деятельности, человек стремится к удовлетворению потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить удовлетворение от труда.

В. Д. Шадриков выделяет три группы потребностей: материальные, духовные, социальные; считает, что существуют и синтетические потребности, образованные из элементов потребностей перечисленных групп, например потребность в труде.

Принятие профессии «порождает желание выполнять ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности» [2]. В дальнейшем происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности по двум направлениям: во-первых, происходит развитие и трансформация общих мотивов личности в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.

В ходе профессионализации потребности личности находят свой предмет в деятельности, таким образом идет формирование структуры профессиональных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности, потребность в ее преобразовании. В процессе профессиональной деятельности происходит дальнейшее изменение мотивационной сферы: появление новых мотивов, инволюция старых, изменение абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов, изменение структуры мотивов. Обогащение мотивационной сферы личности вызывает удовлетворенность трудом, которая способствует проявлению личной инициативы, самовыражению и самоактуализации в деятельности.

Итак, на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическим моментом в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности. На разных этапах профессионализации различные мотивы становятся ведущими. Мотивация организует целостное поведение, повышает трудовую активность, оказывает существенное влияние на формирование цели и выбор путей ее достижения (см. рис. 7).


Мотивационная структура деятельности
Проецирование на структуру факторов профессии
Принятие профессии
Желание выполнять ее определенным способом
Трансформация мотивационной структуры
Личностный смысл деятельности
Общие мотивы личности
Система профессиональных мотивов
Изменение мотивационной сферы
Сформированная мотивационная структура
Трансформирование, преобразование деятельности

 


Рис. 7. Блок формирования мотивационной структуры







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.