Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компонентный анализ психологической системы профессиональной деятельности
Формирование мотивов профессиональной деятельности
Принципиальным этапом освоения профессиональной деятельности является ее «принятие» [2], т. е. то, насколько представление о профессии соответствует потребностям человека. Проецируя свою мотивационную структуру на структуру факторов профессиональной деятельности, человек стремится к удовлетворению потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить удовлетворение от труда.
В. Д. Шадриков выделяет три группы потребностей: материальные, духовные, социальные; считает, что существуют и синтетические потребности, образованные из элементов потребностей перечисленных групп, например потребность в труде.
Принятие профессии «порождает желание выполнять ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности» [2]. В дальнейшем происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности по двум направлениям: во-первых, происходит развитие и трансформация общих мотивов личности в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.
В ходе профессионализации потребности личности находят свой предмет в деятельности, таким образом идет формирование структуры профессиональных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности, потребность в ее преобразовании. В процессе профессиональной деятельности происходит дальнейшее изменение мотивационной сферы: появление новых мотивов, инволюция старых, изменение абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов, изменение структуры мотивов. Обогащение мотивационной сферы личности вызывает удовлетворенность трудом, которая способствует проявлению личной инициативы, самовыражению и самоактуализации в деятельности.
Итак, на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическим моментом в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности. На разных этапах профессионализации различные мотивы становятся ведущими. Мотивация организует целостное поведение, повышает трудовую активность, оказывает существенное влияние на формирование цели и выбор путей ее достижения (см. рис. 7).
Мотивационная структура деятельности
| Проецирование на структуру факторов профессии
| Желание выполнять ее определенным способом
| Трансформация мотивационной структуры
| Личностный смысл деятельности
| Система профессиональных мотивов
| Изменение мотивационной сферы
| Сформированная мотивационная структура
| Трансформирование, преобразование деятельности
|
Рис. 7. Блок формирования мотивационной структуры
|