Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль судебной власти в осуществлении государственного управления. Система судебных органов Республики Беларусь.






С удеб­ная власть контролирует деятельность гос. органов по исполнению законов, осуществляет правосудие, защищает интересы граждан, организаций и гос-ва. Конституция/ст.109: «Судебная власть в РБ принадлежит судам. Система судов строится на прин­ципах “территориальности” и “специализации”».Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Контроль за конституционностью нормативных актов в гос-ве осуществляется Конст. суд.Конституционный Суд дает заключение о соответствии з-нов, декретов, указов Президента, междунар. договорных и иных обязательств РБ Конституции, международно­правовым актам, ратифицированным РБ; о соот­ветствии актов межгосударств. образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение з-на, Конституции, международно-правовых актов, ратифици­рованных РБ, з-нам и декретам; о соответствии постановлений Сов. Мин., актов Верховн. Суда, Высш. Хоз. Суда, Генер. прокурора, Конституции междуна­родно-правовым актам, ратифицированным РБ; о соответствии актов любого другого гос. органа Конституции международно-правовым актам, ратифицированным РБ. По предложению Президента Конститу­ц. Суд дает заключение о наличии систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Субъектами, наделен­ными полномочиями обращаться для дачи заключений в Конституци­онный Суд РБ, определены Президент, Палата пред­ставителей, Совет Республ., Верховный Суд, Высший Хозяйствен­ный Суд, Совет Министров.Конституц. Суд сост. из 12 судей, 6 из которых, в т. ч. Председатель Конституц. Суда, назначаются Президентом с согласия Совета Республ. Срок полномочий членов Конституц. Суда - 11 лет. Предельный возраст - 70 лет.Суды общей юрисдикции задачи: защищать от посягательств личные, полит., соц.-эконо­м. права и свободы граждан, конституц. строй РБ, гос. и обществ. интересы, права юр. лиц, независимо от формы собственности, воспитывать граждан в духе преданности Родине, точного и неуклонного исполне­ния з-нов, бережного отношения к гос. и обществен. собственности, соблюд. дисциплины труда, уважения прав, чести и достоинства др. граждан.Задачи хоз. судов: обеспече­ние защиты прав и охраняемых з-ном интересов организаций и граж­дан в сфере предпринимательской и иной хоз. (эконом) деятельности; содействие укреплению законности в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.Суды общей юрисдикции и хозяйственные суды образуются на основах назначаемости судей. Председатели и судьи Верховного Суда и Высш.Хоз. Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания, председатели и судьи остальных судов назначаются лично Президентом.

В системе общих и хоз. судов допускается образо­вание специализир. коллегий, а в случаях, предусмотренных з-нами, в системе общих и хоз. судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних; семейным делам; административные; земельные; налоговые и иные.Бел. военный суд: рассмотре­ние в пределах своих полномочий дел в качестве суда 1ой инстан­ции, в кассационном порядке, в порядке надзора, по вновь открыв­шимся обстоятельствам; осуществление надзора за судебной деятель­ностью межгарнизонных военных судов и т. д.Межгарнизонные военные суды образуются Президентом с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил и других воинских формирований по совместному представле­нию Минюста и Председателя Верховн. Суда. Состоят из председателя суда и судей, количество которых устанавлива­ется Президентом. Межгарнизонный военный суд рассматривает гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы; уголов. дела о всех преступлен., совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.Суд. власть осуществляется судьями, а в предусмотренных законом случаях - с участием народных заседателей, привлекаемых к осуществлению правосудия в установленном порядке. Личность судьи неприкосновенна. Это выражается в том, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, который его назначил, в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором. Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верховному Суду.

25.25.25 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О нормативно-правовых актах»

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон), Положении об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. № 22 (с изменениями и дополнениями), Указе Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) определен порядок официального опубликования нормативных правовых актов и вступления их в силу. Предусмотрено, что нормативные правовые акты подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – Национальный реестр), который ведет Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ), и подлежат официальному опубликованию в издании Национального реестра. Электронная версия Национального реестра представляет собой точную электронную копию его печатного издания и размещается на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь одновременно с выходом в свет соответствующего номера печатного издания. Идентичность содержания текста печатного издания Национального реестра и его электронной версии обеспечивается НЦПИ.

В Законе также определены порядок разрешения юридических коллизий, устранения и преодоления пробелов в нормативных правовых актах, условия их реализации, предусмотрен запрет придания им обратной силы и установлены другие требования. Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь (статьи 66–78).

В соответствии с внесенными в 2002 году изменениями сфера действия Закона перестала распространяться на технические нормативные правовые акты (статья 4 Закона). Согласно статье 1 Закона к техническим нормативным правовым актам, в частности, отнесены технические регламенты, государственные стандарты Республики Беларусь, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, а также другие акты, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

 

Билет 26. Социальн. правовое гос-во и гражд. общество. Становление и раз-ие гражд. общества в РБ. Правов. гос-во – гос-во, огранич. в своих действиях правом (конст.) и призванное обеспечить реализацию прав и свобод личности. В основе прав. гос-ва лежит стремление оградить человека от произвола властей, государственного террора, насилия над совестью, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Родоначальником теории прав. гос-ва считается англ. философ Нового времени Дж. Локк. Признаки прав. гос-ва: 1) верховенство закона; 2) равенство всех перед законом, 3) гарантии прав и свобод личности 4) взаимная ответственность гос-ва и личности; 5) принцип разделения власти 6) стабильн. конституция и сист. законодательства; 7) наличие эффективной сист. правоохранительных органов; 8) наличие ГО; 9) развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, их уважение к закону. Социальн. гос-во - это гос-во, стремящееся к обеспечению каждому члену общества достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, равных возможностей для самореализации личности в обществе. Для осуществления частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью, церковь, негос. СМИ, учреждения культуры, научные, проф. и спорт. объединения, ассоциации и союзы. Повседневная жизнь индивидов и составляет сферу гражд. общества. ГО представляет собой совок. межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных структур, кот. развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства гос-ва.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.