Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если инноватор — руководитель






Рассмотрим вопрос о подготовке к инновационной деятельно­сти управленцев — руководителей и организаторов образования различных уровней.

Исследуя процесс обучения в системе повышения ква­лификации организаторов образования, Е.П. Тон­коногая[96] выделила три взаимосвязанных этапа, состав­ляющих динамику такого обучения.

I этап. Дидактическое проектирование, включающее следую­щие компоненты:

- диагностирование состояния профессиональных знаний и умений руководителей к началу данного этапа курсового обуче­ния;

- выявление личностных потребностей слушателей в повыше­нии квалификации;

- корректирование преподавателями ФППК (факультета по­вышения педагогической квалификации) учебных планов и про­грамм с участием слушателей;

- выделение групп и отдельных слушателей, нуждающихся в дифференцированном обучении;

- определение проблем для практических занятий и подбор учреждений, где слушатели будут изучать передовой опыт;

- разработка целей и стратегии обучения.

II этап. Функционирование. Процесс обучения предполагает:

- установление взаимосвязей между всеми структурными ком­понентами (целями, содержанием, формами и методами обуче­ния, дидактическими средствами, проектируемыми результата­ми);

- «запуск», регуляцию и саморегуляцию на основе внутренних противоречий.

III этап. Развитие — обучение руководителей школ технологии решения задач развития, включающей все возможные инновации, которые являются движущей силой развития управляемого учреждения.

В значительной степени характер и результат инноваций опре­деляются личностными качествами и отношением руководителей к новому. Ю. Л. Неймер выделяет пять типов руководителей по их отношению к инновационному процессу.

Какими же качествами должен обладать инновационный тип руководителя? Прежде всего — стратегическими способностями. Стратегические способности включают в себя логическое абст­рактное мышление, умение анализировать имеющуюся информа­цию и видеть ситуацию в перспективе, умение выбирать наилуч­ший момент для активных действий и просчитывать варианты возможного развития событий. Согласно соционике, подобные умения принадлежат интуитивному типу интеллекта и не могут быть приобретены. Конечно, можно развить у человека умение делать прогнозы, но натренировать у него чутье, интуицию до­статочно сложно. Человек, имеющий природную основу, всегда будет успешнее, чем обученный, но такой основы не имеющий. Отсюда очевидна необходимость иметь в управленческой команде руководителей с интуитивным типом интеллекта. Однако не сле­дует забывать, что интуитивные типы сильны умением мыслить перспективно, но «грешат» оторванностью от реальности, поэто­му в управленческой команде нужны сенсорные типы, которые могли бы внедрять их идеи в повседневную практику.

Когда инноватором является руководитель — директор школы или его заместитель, представитель другого уровня управления, возможны разные типы реакций со стороны подчиненных на ин­новационные действия руководителя.

Реакция человека на «навязывание» ему нововведения, как правило, проходит пять фаз: отрицание, сопротивление, иссле­дование, вовлеченность, традиционализацию (К.Ушаков).

Фаза отрицания может быть характерна для подчиненного со­стоянием шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе отрицательную роль часто играет не­достаточная информированность педагогического коллектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя про­явление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации.

На фазе сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощу­щением неизбежности перемен. Руководителю необходимо нала­дить «обратную связь» с коллективом, больше слушать, поддер­живать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение, вплоть до категорического: «делайте или ухо­дите».

На этапе исследования подчиненный, согласившись с неиз­бежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты.

Для этапа вовлеченности характерно возникновение творче­ских групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На этом этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов.

Жизнь требует от современного учителя и руководителя инно­вационного поведения, т. е. активного и систематического твор­чества в педагогической деятельности. Инновационное поведе­ние — это максимальное развитие индивидуальности. Чтобы быть новатором, полезно осознать, пережить и избавиться от психоло­гических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инно­вационной деятельности.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

1. Является ли проблемой, ухудшающей качество образования, боль­шое число консервативно настроенных учителей? Может быть, наобо­рот, это позволяет школе быть более устойчивой к изменениям, в том числе и отрицательно на нее влияющим?

2.Допустим, благодаря определенным мерам (изменение системы подготовки учителей в вузах, повышение зарплаты за творчество и т.д.) число учителей-новаторов значительно увеличилось. Приведите приме­ры глобальных изменений в системе образования, которые могут про­изойти из-за этого.

3.Вы — инновационно-ориентированный директор новой школы, в которую набран полностью новый педагогический коллектив. Предло­жите план своих действий на первый месяц работы, имеющий целью создание инновационной школы.

 

https://www.twirpx.com/file/1713716/grant/

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.