Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности






 

Одним из недостатков педагогики высшей школы является то, что процесс становления будущего учителя не моделирует струк­туру инновационной деятельности. Целенаправленного изучения педагогической инноватики в действующих образовательных стан­дартах высшего профессионального образования не предусмотре­но. Студентов педвузов в лучшем случае ориентируют на творче­ский подход к передовому педагогическому опыту, что позволяет им понимать его идею, а не технику, выделять признаки всеоб­щего, особенного и единичного[90]. Такое положение дел не способ­ствует развитию инновационного образования. Поэтому возникла необходимость в специальной системе подготовки будущих учи­телей к работе в школе через их ориентацию на инновационную деятельность уже на стадии вузовской подготовки.

С целью подготовки будущих педагогов к инновационной дея­тельности ведется много исследований[91], разрабатываются специ­альные курсы педагогики[92], методика решения инновационных задач[93].

В.А.Сластёнин и Л.С.Подымова предлагают следующую по­следовательность подготовки будущего учителя к инновационной деятельности.

I этап — развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а так­же развитие общей технологии творческого поиска: самостоятель­ный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуа­цию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных спо­собов деятельности с новыми применительно к возникшей про­блеме, развитие критичности мышления.

II этап — овладение основами методологии научного позна­ния, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Студенты знакомятся с социальными и научными пред­посылками возникновения инновационной педагогики, ее основ­ными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными ти­пами инновационных учебных заведений и т.д.

III этап — освоение технологии инновационной деятельно­сти. Студенты знакомятся с методикой составления авторской про­граммы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

IV этап — практическая работа на экспериментальной пло­щадке по введению новшества в педагогический процесс, осуще­ствление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, са­моанализ профессиональной деятельности. На этом этапе форми­руется инновационная позиция учителя как система его взглядов и установок в отношении новшества.

Таким образом, данное построение учебного процесса способ­ствует разрешению проблемы подготовки будущего учителя к ин­новационной педагогической деятельности.

Для обеспечения инновационных процессов необходима под­готовка учителей в рамках самой школы. Эту задачу ставят почти все инновационные школы. Например, в школе-гимназии № 121 г. Казани разработана схема профессионального роста учителя для опытно-экспериментальной работы, в основе которой лежит идея личностно ориентированного преподавания.

Схема профессионального роста учителя в этой школе включа­ет следующие этапы:

- научно-педагогическую подготовку;

- анализ собственного методического опыта;

- выдвижение идей по совершенствованию;

- конструирование нового опыта;

- апробацию;

- внедрение в практику.

В течение учебного года учитель работает над индивидуальной методической темой, находит ее решение на дидактическом уров­не, приобретает навыки переконструирования программного ма­териала в соответствии с выбранной технологией обучения, овла­девает различными диагностиками.

Для учителя в современной школе есть две альтернативы: быть инновационно-ориентированным педагогом или консерватором. Если учитель привыкает без раздумий принимать к буквальному исполнению все, что ему рекомендуют и предлагают, его иннова­ционные способности постепенно угасают. Стандартизация пове­дения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные пред­писания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это помогает ему адаптироваться в педагогическом сообществе, но при этом снижается его твор­ческий уровень и инновационный потенциал. В каком направле­нии будут развиваться учителя, во многом зависит от их руково­дителя.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.