Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что делать учителю в образовательных ситуациях






 

Ученики, которым удается творчески решить рассматриваемые проблемы, часто получают образовательные результаты, не совпа­дающие с теми, которые ожидает учитель. В этом случае возникает образовательная ситуация, основу которой составляет противоре­чие между «инаковым» образовательным продуктом ученика и име­ющимися у учителя знаниями, нормами, способами деятельности.

Действия учителя как организатора образовательного процесса в этом случае определяются его педагогической позицией. Воз­можны следующие т и п ы действий учителей, применяе­мых ими во время появления ученических результатов, выходя­щих за рамки намеченного плана.

1. Игнорирование ученического результата, «мешающего» про­должению занятий по составленному ранее плану.

2. Осуждающая реакция на «неуместный» результат ученика, имеющая целью установить четкие рамки предмета изучения, спо­собов его изучения, направления деятельности учеников и т.д.

3. Минимальное внимание, оказанное более ученику, чем его образовательному продукту, и имеющее целью сохранить эмоцио­нальный комфорт, но не полученный учеником результат («Ты молодец, но мы продолжим нашу тему»).

4. Противопоставление ученическому продукту авторитетных сведений или иной информации, имеющей целью продемонст­рировать ученику и всем присутствующим «еретичность» предло­женного учеником «инакового» продукта. Похожий вариант: ло­гичное доказательство учителем «неправильности» мнения уче­ника в привычной для учителя информационной среде с исполь­зованием общепринятого материала и средств.

5. Кратковременная остановка работы по намеченному плану, заинтересованный «анализ» ученического результата и только после этого возвращение к плановой работе независимо от результатов «обсуждения».

6. Прекращение предшествующей деятельности и полный пе­реход на деятельность, связанную с возникшим ученическим ре­зультатом (движение «на поводу»).

7. Восприятие инакового ученического продукта как законо­мерного и планируемого результата предшествующей работы и переход на следующую стадию образовательной деятельности, например на стадию достраивания ученического продукта до це­лостного вида, сопоставимого с культурными аналогами.

Свидетельством профессионализма педагога является его уме­ние идти на пересмотр, изменение и развитие своих планов и представлений. Учитель сам неизбежно становится не только его субъектом, но и объектом образования; все виды деятельности, которые осуществляют ученики, реализует и учитель, т. е. его соб­ственное профессиональное образование происходит одновременно и параллельно с образованием учеников.

На первом этапе рассматриваемой ситуации «инаковости» уче­нического продукта от педагога требуется преодолеть возникаю­щий эмоциональный дискомфорт и неосознанное желание ис­ключить его причину — возникшее у ученика противоречие взгля­дам учителя. Трудно преодолеть распространенный стереотип мыш­ления о существовании объективно «правильных» и «неправиль­ных» ответов. История научной мысли показывает, что появив­шиеся идеи, гипотезы или теории оказываются истинными в оп­ределенной логике или аксиоматике, еще неизвестной.

Первая необходимая реакция учителя на обнаруженную «ина-ковость» — это фиксация мнения, суждения или иного продукта ученика, которые явно противоречат или просто отличаются от мнения, знания или опыта учителя по рассматриваемой пробле­ме. Формы фиксации различны — запись мысли на доске или в тетради ученика, устное повторение и прояснение этой мысли, изготовление материального продукта (модели, схемы), содержа­щего в себе идею ученика.

Далее учитель с помощью вопросов, заданий и других средств помогает ученику достроить его первичный образовательный про­дукт до более аргументированного и устойчивого состояния, за­интересованно помогает ученику оформить его образовательный продукт, выступая его консультантом, экспертом и даже соавто­ром. Включение учителя в инновационную для него и ученика деятельность обеспечивает их сотрудничество и развитие, дает возможность остальным ученикам соотнести свою деятельность с той, которую выделил и зафиксировал учитель, присоединиться к ней либо выступить оппонентом.

 

Нововведение «Сопровождающее обучение»

 

Перечисленные выше формы деятельности учителя относятся к более общей инновации — ситуативному обучению. Технологи­ческим элементом ситуативного обучения является импровиза­ция учителя. Поводом для импровизированных действий учителя может служить как затруднение ученика, так и, наоборот, его активная образовательная деятельность. В зависимости от ситуа­ции учитель реагирует по-разному. Когда происходит познание об­разовательных объектов неизвестными ему способами, учитель осу­ществляет сопровождающую деятельность, предлагая ученику использовать те или иные методы познания. Степень сопровожде­ния может уменьшиться, или может измениться ее характер, если ученик достаточно вооружен способами познавательной деятель­ности, но затрудняется применить их к конкретной ситуации. В этих случаях учитель помогает ученику овладевать не способами познания, а способами самоопределения — анализом возникшей ситуации, рефлексией выполненных действий, формулировани­ем целей, отбором оптимальных средств для их достижения.

Для педагога, осуществляющего сопровождающее обучение, продуктом образовательной импровизации являются:

- технологические элементы учебной деятельности, которые он предлагает или меняет в зависимости от ситуации;

- содержательные элементы обучения: культурно-исторические аналоги, собственные информационные суждения;

- когнитивные формы и методы обучения: формулируемые вопросы, противоречия, обобщения;

-действия, вызывающие или стимулирующие креативную дея­тельность учеников: похвала, восхищение, восторг, побуждение.

Сопровождающий характер обучения делает необходимым раз­работку элементов ситуативной педагогики, основанной на интуи­тивизме, эвристике и персонализме, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Возможна ли в ситуативном обучении ра­бота по систематическим образовательным программам? Каким образом одни должны в этом случае составляться? На эти и дру­гие вопросы пока нет аргументированных ответов. Но имеются научные разработки, относящиеся к деятельностному содержа­нию методов обучения как общения, которые выполняются зару­бежными и отечественными педагогами. Обучение в сотрудниче­стве, во взаимодействии — направления исследований, которые близки ситуативной педагогике. Обозначена лишь проблема со­здания ситуативной педагогики. Безусловно, эта проблема — одна из стратегических в отношении развития педагогики и педагоги­ческой инноватики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.