Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вспомогательные дидактические формы организации учебной деятельности






Вспомогательные формы организации учебной работы – разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей школьников в соответствии с их склонностями. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, дополнительные занятия, конференции), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (школьные лекции, семинары, практикумы, научные общества, конкурсы и т.д.). Некоторые из названных форм в настоящее время перешли в разряд нестандартных уроков и приобретают статус основной формы (школьные лекции, семинары, экскурсии и т.д.

Существуют различные классификации вспомогательных форм организации обучения. Рассмотрим классификацию вспомогательных форм организации обучения в зависимости от периодичности их проведения.

 

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ ПОСТОЯННЫЕ
1. Учебные экскурсии 2. Консультации 3. Олимпиады по предметам 4. Конкурсы, викторины 5. Выставки творческих работ учащихся   1.Факультативные занятия 2. Предметные кружки 3. Научные общества

 

Экскурсия (лат.)– вылазка, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Т. об, под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, промышленного производства, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Виды экскурсий:

· Производственные (физика, география и т.д.). Предполагают посещение учащимися предприятий, сельскохозяйственных объектов, новостроек; способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся

· Естественно-научные (ботаника, зоология, химия, география). Выход на природу, зоопарк и т.д.

· Историко-литературные. Посещение исторических мест, музеев, архивов, картинных галерей и т.д.

· Краеведческие. Походы, экспедиции и др. с целью изучения природы, истории и культуры родного края и т.д.

· Комплексные. Проводятся с целью углубления знаний по нескольким предметам одновременно. Например, экскурсия на стеклозавод с целью изучения темы на основе межпредметных связей (химия, физика, география).

Функции экскурсий:

– реализация принципа наглядности обучения;

– укрепление связи обучения с жизнью, с практикой;

– углубление технических знаний;

– профессиональная ориентация учащихся

Методика проведения экскурсий:

– выбор объекта экскурсии;

– сообщение учащимся вопросов и заданий по теме экскурсионного материала, выбор экскурсовода

– выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и закрепление изучаемого материала по теме занятий;

– обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов

Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития.

Т.об., экскурсии служат для изучения нового материала учащимися, а также для закрепления материала, который изучен предварительно в классе. Поэтому педагог перед проведением экскурсии формулирует детям общие и индивидуальные задания: сделать дома записи об основных впечатлениях, подготовить зарисовки, собрать иллюстративно-наглядный материал, использовать полученные знания на уроках по смежным предметам и т.д.

К вспомогательным формам организации обучения относятся консультации. Они, как и экскурсии, носят эпизодический характер, так как организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации. По количеству учащихся они бывают групповые или индивидуальные. Иногда в школе устанавливается специальный день для консультаций. Цель консультаций – помочь учащимся преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем и разделов программы, восполнить пробелы в усвоении знаний школьниками, создать основу для успешной познавательной деятельности школьников.

Олимпиады по предметам, конкурсы, викторины выставки творческих работ учащихся идр.

Могут быть школьного, районного, областного и республиканского уровня. Стимулируют учебно-познавательную деятельность школьников, формируют дух состязания, способствуют выявлению и демонстрации творческих способностей учеников в процессе изучения основных предметов школьной программы. Эти формы работы, как правило, планируются заранее. Ученикам сообщается программа проведения такой формы работы. Для участия в них отбираются лучшие учащиеся, что позволяет развивать в дальнейшем их способности. Результаты таких форм работы в то же время демонстрируют уровень профессионализма учителя, обучающего этих школьников.

Факультативные занятия

Как форма обучения они были введены в школьную практику в 60-х – нач. 70-х г.г. Факультатив (лат.) – возможный, необязательный, предоставляемы на выбор. С их помощью реализуются специальные программы, углубляющие знания учащихся, расширяются возможности их профориентации, специализации в отдельных видах деятельности. При определении перечня факультативов исходят не только из интересов и пожеланий учащихся, но и из общественных потребностей и возможностей школы. При этом учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факльтативы могут проводиться в форме урока, лекции, семинара, экскурсии и т.д.

Функции факультативных занятий:

– удовлетворение запросов учащихся в более глубоком изучении отдельных предметов;

– развитие учебно-познавательных интересов, творческих способностей и дарований учащихся;

– расширение кругозора школьников, систематизация свободно поступающей к ним информации.

Содержание и организация факультативных занятий:

– более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по предметам;

– изучение дополнительных новых тем и проблем, выходящих за пределы программы;

– проведение занятий в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, конференций, дискуссий и др.

Предметные кружки

Представляют собой объединение на добровольных началах учащихся параллельных классов на основе познавательных и творческих интересов. Они отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения. Они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. Кружки способствуют развитию творческого потенциала учащихся, их природных задатков и способностей, а также развитию связей между общеобразовательными и специальными предметами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения. Руководство кружками обычно ведут учителя-предметники.

Научные общества

объединение учащихся, стремящихся к углублению знаний, занимающихся техническим творчеством, исследовательской работой и т.д. Научные общества призваны удовлетворять следующим требованиям:

· активно-деятельностный характер взаимного общения, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, порождающий атмосферу творческого поиска и самостоятельных открытий;

· формирование навыков работы с компьютером, самостоятельной обработки и анализа потока научной, художественной и социальной информации;

· применение передовых методов обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся, характеру научного материала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.