Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации в написании образовательных программ дополнительного образования детей






       
    — Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону РФ «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. — В соответствии с п.6. ст. 12 Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-ФЗ государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория ОУ, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. — Критерием отнесения образовательного учреждения к типу «образовательное учреждение дополнительного образования детей» является реализация им дополнительной образовательной программы в качестве основной. Законом РФ «Об образовании» статья 9 введено понятие «Образовательная программа»: «п.1 Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности» «п.2 Образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». «ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ» (Пр.к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г.) К программам дополнительного образования детей рекомендуют следующую структуру образовательной программы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план (по годам обучения). 4. Содержание программы. 5. Методическое обеспечение образовательной программы. 6. Список литературы   ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ «ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей» (Пр. к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г) рекомендуют указать на титульном листе: Ø наименование образовательного учреждения; Ø где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; Ø название дополнительной образовательной программы; Ø возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; Ø срок реализации дополнительной образовательной программы; Ø ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; Ø название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; Ø год разработки дополнительной образовательной программы. Оформление титульного листа образовательной программы по ГОСТу Р 6.30-97 полное наименование образовательного учреждения гриф согласования гриф утверждения   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (заглавными буквами указывают название документа) название программы (в именительном падеже шрифтом большим, чем название документа). автор-составитель, фамилию, имя, отчество без сокращений, его должность название населенного пункта, год создания программы     МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВЕНГЕРОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ДОД …… ____________И.О.Фамилия __________________200_г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Изостудия «Аквамарин» возраст обучающихся 11-14 лет, срок реализации – 3 года Автор – составитель: Иванова Анна Ивановна педагог дополнительного образования Венгерово 2008     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ» к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г.) рекомендуют раскрыть в п. 2. Пояснительной записки следующие разделы: 2.1. направленность дополнительной образовательной программы; 2.2. новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; 2.3. цель и задачи дополнительной образовательной программы; 2.4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ; 2.5. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; 2.6. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) 2.7. формы и режим занятий; 2.8. ожидаемые результаты и способы их проверки; 2.9. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.) 2.1.Направленность дополнительной образовательной программы Требования, предъявляемые к учреждениям дополнительного образования детей при аккредитации образовательных учреждений предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ: Ø художественно-эстетическая; Ø военно-патриотическая; Ø научно-техническая; Ø физкультурно-спортивная; Ø эколого-биологическая; Ø естественнонаучная; Ø социально-педагогическая; Ø культурологическая; Ø спортивно-техническая; туристско-краеведческая Направленность дополнительной образовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью образовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы. НАПРИМЕР, ОП под названием «Юный энтомолог» в зависимости от идеи автора – составителя может выстраиваться в разном ключе: - эколого-биологическая направленность: ее цель и задачи могут быть направлены на формирование экологического и системного мышления, экологических представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях окружающего мира и т.д. - естественнонаучная направленность: ее цель и задачи могут быть направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно- исследовательской деятельности и т.д. Выбор направленности дополнительной образовательной программы диктует принципы постановки цели и задач, и влияют на отбор тем и содержания программы. Учебно-тематический план и содержание программ с названием «Юный энтомолог» естественнонаучной и эколого-биологической направленностей будут различаться. 2.2а НОВИЗНА Новизна дополнительной образовательной программы предполагает: Ø Новое решение проблем дополнительного образования; Ø Новые методики преподавания; Ø Новые педагогические технологии в проведении занятий; Ø Новововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Новизна указывается в случае, если она действительно имеется. ПРИМЕР: 1. Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания. 2. Новизна дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами. 2.2б АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на: Ø анализе социальных проблем, Ø материалах научных исследований, Ø анализе педагогического опыта, Ø анализе детского или родительского спроса, Ø современных требованиях модернизации системы образования, Ø потенциале образовательного учреждения; Ø социальном заказе муниципального образования и др. факторах. НАПРИМЕР: 1. Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого имеются только на базе нашего Дома детского творчества. 2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества. 2.2в педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность - подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995). В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы: Ø выбранных форм, Ø методов образовательной деятельности, Ø средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами), Ø организации образовательного процесса. НАПРИМЕР: 1. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой. 2. Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к брлее глубокому её усвоению. 3. 2.3а ЦЕЛЬ дополнительной образовательной программы «ЦЕЛЬ»- это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). - Целью и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. - Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы. ПРИМЕРЫ формулировок цели: 1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара. 2. Формирование общей культуры личности, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета. 3. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. 4. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков. 5. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом. 6. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения. 7. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края. 8. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства. 9. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками. 10. Профилактика асоциального поведения. 11. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии. 12. Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием. ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели: Ø создание, Ø развитие, обеспечение, Ø приобщение, профилактика, Ø укрепление, Ø взаимодействие, Ø формирование и др. Ø 2.3б ЗАДАЧИ дополнительной образовательной программы «ЗАДАЧА»- это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий. Задачи должны соответствовать цели и быть: Ø - Обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу; Ø - Развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; Ø - Воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся. Ø Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Ø Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы. Ø Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках или глагольной, или существительной формы. Ø Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели. ПРИМЕР перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач: Ø познакомить, Ø обучить, Ø способствовать, Ø сформировать, Ø обеспечить, Ø развивать, Ø приобщать, Ø предоставить возможность, Ø поддержать, Ø воспитывать, Ø расширить, Ø углубить и т.д. ПРИМЕР перечня СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ для формулирования задач: Ø обучение, Ø знакомство, Ø формирование, Ø обеспечение, Ø развитие, Ø приобщение, Ø предоставление возможности, Ø поддержка, Ø воспитание, Ø расширение, Ø углубление и т.д. 2.4 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Ø данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ Ø В данном разделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от предыдущих. Ø При написании модифицированных программ автору – составителю важно указать предшествующие аналогичные программы. Ø Раздел может быть объединен с разделом 2.2. «Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность». Ø 2.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы Ø 2.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы Ø 2.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы НАПРИМЕР: Условия набора детей в коллектив: Ø принимаются все желающие; Ø существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличие базовых знаний в области и т. д. В этом разделе могут быть указаны условия дополнительного набора детей на вакантные места в коллектив. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов: Ø тестирования, Ø прослушивания, Ø собеседования и т.д. Ø 2.6 Сроки реализации образовательной программы Ø Указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. НАПРИМЕР: 1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 108 (144, 216 часов) и т.д.   Допускается вариативность продолжительности обучения учащихся по программе на любом году обучения. Вариативность обучения учащихся обосновывается, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся. НАПРИМЕР: 1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости от - психологической готовностик обучению, - физического уровня готовностиучащихся к освоению образовательной программы, - интеллектуального уровня готовностиучащихся к освоению образовательной программы и др.   Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др. 2.7 Формы и режим занятий Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта). НАПРИМЕР: 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа; 2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа, 1 раз в неделю по 2 учебных часа. ПРИМЕРЫ форм организации деятельности детей на занятии: Ø индивидуальная, Ø групповая, Ø работа по подгруппам, Ø ансамблевая, Ø общеоркестровая и др. Ø ПРИМЕРЫ форм проведения занятий: Ø акция, аукцион, бенефис, беседа эвристическая, Вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра деловая, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, размышление, рейд, ринг, салон, семинар, смотрины, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и др. 2.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать». Способы определения результативности: Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: 1. начальный контроль (сентябрь); 2. текущий контроль (в течение всего учебного года); 3. промежуточный контроль (январь); 4. итоговый контроль (май). ПРИМЕРЫформулировок: К концу первого (второго...) года обучения ребёнок будет: Ø знать… Ø уметь… Ø иметь представление… Ø Стремиться… Ø обучен… Ø воспитать морально-волевые и нравственные качества.. Ø развить потребность к самообразованию… Ø сформировать активную жизненную позицию… Ø развить творческие способности… Ø воспитать уважение к нормам коллективной жизни… Ø овладеет понятиями… Ø получит навыки… Ø расширит представления… Ø будет сформирован устойчивая потребность… Ø научится делать… Ø будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества… Ø развита устойчивая потребность к самообразованию… Ø сформирована активная жизненная позиция… Ø будут развиты творческие способности… Спрогнозировав ожидаемый результат, проверьте, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач! У видеть результаты достижений каждого ребёнка поможет: педагогическое НАБЛЮДЕНИЕ, МОНИТОРИНГ, АНАЛИЗ результатов анкетирования, тестирования, участия обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, АНАЛИЗ результатов зачётов, взаимозачётов, опросов, активности обучающихся на открытых занятиях, защиты проектов, выполнения диагностических заданий и задач поискового характера и др. НАПРИМЕР: для проведения педагогического мониторинга можно использовать: контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, журнал учета, отметки, шкалы оценивания результатов и др. Для проведения детского мониторинга можно использовать: самооценку, ведение зачетных книжек, оформление маршрутных листов, ведение летописи, накопление фотоматериалов и др. 2.9 Формы подведения итогов реализации образовательной программы Формы подведения итогов реализации образовательной программынужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности педагогом, родителями, органами управления образованием и др.. Эти документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. НАПРИМЕР: формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть: Ø выставка, Ø концерт, Ø открытое занятие, Ø показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), Ø зачетная работа, Ø взаимозачет, Ø экзамен, Ø тест, Ø игра, Ø рефлексия и др. 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (УТП) Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий. Если образовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теоретические занятия» - «Теория», «Практические занятия» - «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю.    
Количество часов
в неделю в год
   
   
   
   
   
   
   
   
12* (для комплексных образовательных программ)  

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практические занятия должны преобладать над теоретическими.

Учебно-тематический план не надо превращать в поурочное планирование, так как образовательная программа рассчитана не на один год работы детского объединения, и поэтому в плане обозначаются основные разделы и темы.

НАПРИМЕР: Учебно-тематический план 1 (2, 3 и т.д.) год обучения

№ п/п Раздел, тема Количество часов
всего теория практика
1. Введение в программу.     -
2. ……      
3. …….      
4. Раздел: «Коллективное творческое дело (КПД)»      
4.1. Технология организации и проведения коллективного творческого дела (по И.П. Иванову)      
4.2. Правила организаторской деятельности (по А.Н. Лутошкину)      
4.3. Приемы творческого мышления      
5. ……..      
Итого часов:        

Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это группа индивидуального обучения).

В учебно-тематический план необходимо закладывать часы на:

Ø комплектование группы (для детей первого года обучения);

Ø вводное занятие (введение в программу);

Ø концертную или выставочную деятельность;

Ø мероприятия воспитательно-познавательного характера;

Ø итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Закладывая в учебно-тематический план часы на концертную, выставочную деятельность, мероприятия воспитательно-познавательного характера, отчетные мероприятия в УТП пишется не название мероприятия, а его тема.

Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это группа индивидуального обучения).

В учебно-тематический план необходимо закладывать часы на:

Ø комплектование группы (для детей первого года обучения);

Ø вводное занятие (введение в программу);

Ø концертную или выставочную деятельность;

Ø мероприятия воспитательно-познавательного характера;

Ø итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Закладывая в учебно-тематический план часы на концертную, выставочную деятельность, мероприятия воспитательно-познавательного характера, отчетные мероприятия в УТП пишется не название мероприятия, а его тема.

НАПРИМЕР:

Учебный план музыкально-хоровой студии

 

Название программ (дисциплин)    
1-2 года обучения 3-4 года обучения 5-7 года обучения    
в неделю В год в неделю В год в неделю В год    
Обязательный курс «Фортепиано для всех»              
«Мои первые нотки» - программа подготовительного хора     - - - -  
«Музыка в каждом звуке» - программа младшего хора - -     - -  
«Рапсодия» - программа старшего хора - - - -      
«Сольфеджио» - -          
«Музыкальная литература» - - - -      
ИТОГО:                
Курс по выбору «Флейта» - -          
«Гитара» - - - -      
«Сольное пение» - -          
«Муз.ансамбль» - - - -      
ИТОГО:     9(11)* 324(360)        

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Ø Содержание образовательной программы раскрывается через краткое описание тем.

Ø Раздел тесно связан с учебно-тематическим планом.

Ø Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП.

Ø Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов.

Ø Изложение материалов ведется в именительном падеже.

Ø Количество часов в этом разделе программы НЕ указывается.

В содержании программы указывается:

Ø название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП);

Ø телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

Ø указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

Ø при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.