Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия деятельности






 

Согласно подходам Р. Мея, экзистенциальная терапия должна быть направлена не на «снятие беспокойства», а на то, чтобы клиент мог «жить с нормальным беспокойством как стимулятором к жизненному существованию, которое является источником энергии, увеличивающим потенциал жизни» [23. — Р. 18].

Однако высшая цель терапии — помочь людям стать свободными, «осознать и испытать их возможности». С точки зрения Р. Мея, когда люди теряют свободу, они становятся апатичными, у них развиваются различные формы невроза, а это не только ведет к уменьшению личностных ресурсов, но и отражается на неспособности людей участвовать в коммуникативной деятельности, «разделять свои чувства и мысли с другими» [23. — Р. 21].

С точки зрения исследователя, психотерапия — показатель банкротства культуры в XX в., показатель того, что человечество находится «в беспорядке» и что оно утратило свободу. Неурядицы человеческой судьбы и индивидуальной свободы взаимосвязаны, и они могут быть решены настолько, насколько они будут осознаны вместе. В этом отношении терапия — метод «понимания судьбы, чтобы увеличить опыт свободы» [23. — Р. 23].

Терапевты, использующие экзистенциальные методы помощи, имеют широкую парадигму поддержки: одни работают со свободными ассоциациями и интерпретациями, другие сосредоточивают акцент деятельности на личности клиента, третьи — на вербальной коммуникации.

В. Франки предложил технику «парадоксальной интенции». Согласно этому методу, терапевт поддерживает у клиента чувство страха, провоцирует желание того, чего именно он боится. В результате поведенческой терапии та реакция, которой избегают клиенты, специально усиливается таким образом, чтобы события принимали комические формы. Так, В.Франкл советовал своей клиентке, страдающей сердцебиением, сопровождающимся тревогой и страхом, специально посещать те места, где у нее могли бы возникнуть обозначенные симптомы. В результате спустя некоторое время ее страхи и сердцебиение прошли [3. — С. 442].

Практический метод состоит в том, чтобы клиенты осознали свои переживания, которые ведут к экзистенциальным беспокойствам. Клиент вступает в «отношения с собственным Я», «чувствует смысл», тем самым находит ответы на многие свои проблемы. «Чувствующий смысл» обнаруживается через понимание своего тела, когда индивид обучается реагировать и интерпретировать свои экзистенциальные беспокойства, тем самым он приобретает новый опыт жизнедеятельности, основанный на управлении своими защитными механизмами.

Как уже отмечалось, в основе отношений между терапевтом и клиентом лежит эмпатия. Под эмпатией Р.Мей понимал такое состояние, когда «ego и психическое состояние консультанта и клиента могут временно сливаться, образуя единое психическое целое» [6. — С. 52].

Важным фактором взаимодействия терапевта и клиента являются отношения, которые выстраиваются по принципу «здесь и теперь». Большое внимание уделяется аутентичности, терапевт выступает для клиента в качестве реального человека, который стремится понять и прочувствовать проблему клиента.

Отношения строятся не только на основе эмпатического видения и слушания, но и на основе понимания языка клиента. Овладение языком клиента является необходимым компонентом терапевтического процесса, выражением определенной степени идентификации терапевта с клиентом [6; 7].

Экзистенциально-гуманистическая психология и терапия в психосоциальной практике

В теории и практике социальной работы, основу которой составляют экзистенциально-гуманистические принципы, человек рассматривается как уникальная личность, имеющая сформированную концепцию и стремящаяся к самореализации.

Окружающая среда рассматривается как система, состоящая из ряда экзистенциальных ситуаций, которые имеют значение для клиента и ставят его в ситуацию выбора. Сталкиваясь с жизненными ситуациями, личность реализует свои способности индивидуального роста и развития, тем самым она обнаруживает умение принимать самостоятельные решения, обретать идентичность и систему ценностей.

Однако в процессе реализации жизненного сценария люди могут иметь трудности, особенно когда они обеспокоены экзистенциальной виной, социальным отторжением, когда их жизнь представляет собой процесс самоотчуждения или когда они затрудняются сделать выбор, испытывают недостаток в значащих ценностях. В этом случае необходима помощь социального работника.

Такая помощь осуществляется через систему последующих действий.

Оценка ситуации. В этом процессе уделяется внимание экзистенциальным аспектам индивида и ситуации, особенностям развития индивидуума, его ценностям, целям в жизни, анализу его JT-концепции. Текущая ситуация рефлексируется в терминах эмоционального опыта клиента — терминах беспокойства и вины.

Контракт связан с экзистенциальными проблемами, однако достигаемые цели должны иметь материальный характер.

Интервенции отражают экзистенциальную философию помощи индивидам, семьям, группам. Социальные работники разъясняют ситуацию клиентам, помогают строить новые планы жизнедеятельности, создают условия для принятия новой философии и стиля жизни. Новые цели, идеалы и ценности помогают клиентам осуществлять связь с другими людьми, формировать новое отношение к самим себе, актуализировать внутренние ресурсы.

Социальный работник выступает в роли советчика, друга, компаньона, «реального» человека.

В теории и практике социальной работы экзистенциально-гуманистический подход находит свое отражение как в специальных техниках и методах (Krill, Leighton, Smalley, Тгорр и Weiss), так и в других методах социальной работы — в функциональной школе, которую можно рассматривать как вариант экзистенциально-психодинамического подхода. В контексте с теориями символического интеракционизма сформирована интеракциональная модель социальной работы [1, 7, 9].

 

Библиография

 

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. — М., 1992. — Т. 1.

2. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: Новые взаимоотношения. - СПб., 1997.

3. Карвасарский Б.Д. Неврозы. — М., 1990.

4. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1993.

5. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. — М., 1995.

6. Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.

7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.

8. Павлов И. П. Мозг и психика. — М., 1996.

9. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характера. — Самара, 1997.

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. — М., 1994.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

12. Фрейд 3. Я иОНО. Труды разных лет. — Тбилиси, 1991. — Кн. 1.

13. Хатчинсон Г. С., Олтедал С. Модели в социальной работе: Из разных источников — к одному полю деятельности. — Архангельск, 1999.

14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.

15. Хрестоматия по психологии личности / Ред.-сост. Д. Я. Райгород-ский. — М., 1996.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. — СПб., 1997.

17. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии. — СПб., 1998.

18. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: Русский путь. — М., 1996.

19. Belkin G. Introduction to counseling. — N.Y., 1988.

20. Blackham G., Silberman A. Modification of child and adolescent behavior. -N.Y., 1975.

21. Dust/'n R., George R. Action counseling for behavior change. — N. Y., 1977.

22. George R., Cristiani T. Counseling: theory and practice. — L., 1990.

23. May R. Freedom and destiny. — N. Y., 1981.

24. Nugent F. An introduction to the profession of counseling. — N.Y., 1990.

25. Payne M. Modern Social Work Theory. — L., 1991.

26. Schultz D. Grofth psychology: model of the healthy personality. — N. Y., 1977.

27. Siporin M. Introduction to social work practice. — N.Y., 1981.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие основные психологические теории раскрывают сущность психодинамического подхода?

2. Какие основные тенденции психодинамической теории находят отражение в психосоциальной практике?

3. Расскажите о теории и практике поведенческого подхода.

4. Что такое поведенческая парадигма социальной работы?

5. Объясните значение гуманистической психологии и психотерапии.

6. Назовите особенности гуманистической парадигмы социальной работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.