Бихевиоризм
| Теория социального научения
|
Классическое определение Уотсона. Оперантное научение. Б.Скиннер
| Поздняя теория научения. Главный представитель А. Бандура
|
Характерные признаки
|
Главная роль принадлежит внешне наблюдаемому поведению. Поведение является результатом научения. Научение основывается на взаимодействии событий и последствий поступков человека. Широкое использование в исследованиях животных, попытки экспериментов с людьми
| В научении играет роль не только поведение, но также мышление и чувства человека. Научение происходит при активном установлении связей с ранее накопленным опытом. Исследуют научение в «социальных ситуациях»
|
Модели действия
|
Корректировка поведения, непосредственно отражающая теорию бихевиоризма. Методики, основанные на принципах бихевиоризма, применяются в тех учреждениях социальной работы, где бихевиоризм входит в теоретическую базу работы
| Краткосрочные модели Рейда и Эпштейна, ориентированные на решение задач
|
Ценностные ориентации
|
В момент зарождения человек рассматривался как «пустой ящик». Личность формируется посредством научения.
При правильном обучении можно создать человека в соответствии с социальным заказом. Планируя научение людей, можно задать направление развития общества
| Человек научается таким способам поведения, которые бы обеспечили его выживание и наилучшее существование.
Человек научается, взаимодействуя со средой, и в то же время влияет на свои способности к научению; человек очень активен и может изменять среду
|
Ориентация отношений
|
Зависит от научения; человек перенимает неадекватные формы поведения и может научиться целесообразным формам. Тщательный анализ поведения проводится перед этапом выбора мер воздействия
| Отношения ориентированы на выполнение задачи и ограничены во времени. Направлены на решение проблем, где целью нередко является изменение социальной функции. Также можно изменить основания социальной функции, связанные со средой
|
Критика
|
Механистический взгляд на научение человека. Воздействие на поведение человека в ходе работы может быть использовано в целях манипуляции пациентом. Отказ от использования наказания как негативного последствия поведения
| Рассматривает социальные проблемы через призму социальной функции и «не замечает» социального контекста
|