Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 1. Теоретические основы управленческого учета.






3.1.1. Сущность и назначение управленческого учёта.

Комплексная цель модуля: познакомить слушателей с основами управленческого учета, его информационной базой, провести сравнение систем финансового и управленческого учета.

Постановка управленческого учета является внутренним делом самой организации. В отличие от финансового учета, ведение управленческого учета не является обязательным для организации. Система управленческого учета служит лишь интересам эффективного управления, поэтому решение о целесообразности ее ведения руководитель организации принимает исходя из того, как он оценивает затраты и выгоды от ее функционирования. Система управленческого учета является эффективной, если она позволяет облегчить достижение целей организации с наименьшими затратами на создание и функционирование самой системы.

Цель управленческого учета — обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

 

Управленческий учет в значительной мере имеет дело с текущими фактами хозяйственной деятельности, по которым можно оперативно принять необходимые управленческие решения для совершенствования процесса производства. Данные управленческого учета носят строго конфиденциальный характер, составляют коммерческую тайну. Управленческий учет обязательно должен фокусировать внимание на будущем и на том, что можно сделать, чтобы повлиять на ход событий. В современных условиях ведение управленческого учета является одним из важнейших условий, позволяющих руководству предприятия принимать правильные управленческие решения. Методы ведения управленческого учета должны быть отражены в документах организационного характера (приказах, распоряжениях руководства).

Построение системы управленческого учета основано на нескольких принципах.

Принцип обособленности. Требует рассмотрения каждого экономического субъекта отдельно от других. В управленческом учете при решении специфических задач обособленно рассматривается предприятие не только в целом, но и отдельные его подразделения;

Принцип непрерывности. Подразумевает необходимость формирования информационного поля учетных данных постоянно, а не время от времени;

Принцип полноты. Информация, которая касается учетно-управленческой проблемы, должна быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными. С принципом полноты тесно перекликается принцип надежности, который требует, чтобы информация, используемая при принятии решений, была обоснованной;

Принцип своевременности. Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима;

Принцип сопоставимости. Одинаковые показатели за разные периоды времени должны быть сформированы в соответствии с одними и теми же принципами;

Принцип понятности. Информация, представленная в любом учетном документе, должна быть понятна пользователю этого документа. В случае управленческого учета можно сказать, что информация, подготовленная для менеджера, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что содержит в себе документ. Информация должна быть уместной, т.е. должна относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена лишними деталями;

Принцип периодичности. Совершенно очевидный принцип, хотя фактически выдержать его сложнее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности, там этот принцип поддерживается законодательным требованием представления периодической отчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчеты желательно также строить с учетом этого принципа;

Принцип экономичности. Затраты на поддержание системы управленческого учета должны быть существенно меньше затрат на ее функционирование. Информационный обмен учетно-управленческими данными должен приносить организации пользу в виде снижения трансанкционных и прочих затрат. Соблюдение перечисленных выше принципов позволяет построить такую систему управленческого учета, чтобы она максимально соответствовала главной цели этого вида деятельности.

Приступая к внедрению управленческого учета, первым делом необходимо определить, кто возглавит эту работу. Наиболее целесообразно поручить ее финансовому директору предприятия и возложить на него решение следующих задач:

-разработать динамический метод расчета себестоимости и в дальнейшем применять его на практике;

-разработать систему классификации ассортимента и подсчета затрат. Эта задача потребует провести инспектирование всех производственных подразделений предприятия, чтобы изучить механизмы образования затрат на каждом участке, оценить их целесообразность и обоснованность;

-создать компьютерную систему учета и анализа данных о деятельности предприятия. При этом очень важен квалифицированный взгляд со стороны. Не в каждой компании есть специалисты, которые могут выполнить весь сложный комплекс работ, связанных с постановкой управленческого учета. Поэтому, если организация намерена решить эту проблему эффективно, лучше всего пригласить профессиональных консультантов.

Инструментом системного отношения к пониманию предметной сущности управленческого учета могла бы быть " управленческая" матрица (рис. 1), основанная на том принципе, что система управления представляет собой, с одной стороны, совокупность объектов управления, с другой стороны - совокупность реализуемых в отношении этих объектов управленческих функций. Строки этой матрицы соответствуют определенным объектам управления, а столбцы - определенным управленческим функциям. Таким образом, каждое поле матрицы будет отражать, как в отношении определенного объекта управления реализуется определенная функция управления.

 

Функция управления -------------------------------->

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

Объекты │ │ Учет │ Анализ │ Планирование│ Контроль│

управления ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┤

│ │ Структурные│ │ │ │ │

│ │ единицы │ │ │ │ │

│ ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┤

│ │ Ресурсы │ │ │ │ │

│ ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┤

│ │ Процессы │ │ │ │ │

│ ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┤

\ / │ Показатели │ │ │ │ │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

 

Рис. 1. " Управленческая" матрица

 

Разумеется, не существует стандартного набора управленческих функций и объектов управления. Каждый пользователь матрицы формирует необходимый ему перечень функций и объектов управления исходя из собственных задач, пристрастий, сложившейся практики. Поэтому представленный на рис. 1 перечень категорий объектов управления и управленческих функций является одним из возможных вариантов.

Формируя ту или иную совокупность полей матрицы, мы получаем возможность осознанно обсуждать любую управленческую теорию или концепцию. В отношении управленческого учета появляется возможность регулировать его глубину:

- от самой широкой трактовки, предполагающей охват всех управленческих функций и всех объектов управления, когда управленческий учет становится, по сути, всей системой управления предприятием;

- до самой узкой, когда, например, выделяется функция учета и объект управления - затраты. В этом случае предметом управленческого учета будет система учета затрат.

Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами (задачами более низкого уровня).

Можно сформулировать множество задач, решаемых в системе управленческого учета в организации. Во всех случаях выбор индивидуален и зависит от целей и задач самой организации, от того, какая ситуация сложилась в ее бизнес-среде, какой рыночной стратегии и тактики придерживается ее руководство и насколько формализованы и стандартизированы учетно-аналитические процедуры и процесс принятия решений в самой организации. В качестве основных задач, решаемых в системе управленческого учета большинства организаций можно выделить следующие:

1)представление информации:

-оценка запасов;

-обоснование продажных цен;

2)исчисление прибыли;

-формирование информационных файлов о доходах и затратах;

-разработка и представление руководству организации различных внутренних отчетов;

5)анализ:

-определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных;

-выявление возможности роста финансовой результативности (внутренних резервов) и межпериодная оптимизация финансового результата;

-подготовка информации для принятия решений о структуре и объемах выпуска продукции;

-подготовка информации для принятия решений о способах финансирования различных проектов, сегментов, видов деятельности и т. д.;

6)разработка вариантов инвестирования;

7)планирование:

-прогнозирование будущих значений показателей;

-разработка оперативных и тактических планов;

-подготовка информации для принятия решений о системе и краткосрочных или долгосрочных целей и задач организации;

8)мотивация:

- мотивация сотрудников и менеджеров;

- разработка способов участия сотрудников и менеджеров в прибыли компании;

-разграничение сфер ответственности менеджеров;

-разработка способов оценки эффективности работы подразделений и менеджеров;

9)оптимизация структуры бизнеса;

10)контроль:

-организация внутреннего финансового контроля;

-организация внутреннего аудита;

-сравнение фактически достигнутых с плановыми показателями и разработка рекомендаций руководству по устранению или недопущению выявленных отклонений в будущем.

Установлению сущности управленческого учёта способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно- контрольную систему предприятия; непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективны экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Таким образом, сущность управленческого учёта можно определить как интегрированную систему учёта затрат и доходов, нормирования. планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

3.1.2. Управленческий учёт как составная часть информационной системы предприятия.

В период перехода к рыночной экономике, приватизации и акционирования значительно расширяется зона интересов предприятия. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности этого предприятия, либо к ее результатам.

Принцип эффективности управления предопределил необходимость появления управленческого учёта. Постепенно в разных странах термин

«производственный учёт» был заменен на «управленческий учёт». Однако это было не просто изменение в терминологии, но и большая организационная и методологическая перестройка системы бухгалтерского учёта. Он разделился на две отрасли учёта - финансовый и управленческий.

В это время на предприятиях создаются две бухгалтерии: финансовая и управленческая, каждая со своими целями, задачами и функциями. Предпосылкой к разделению было создание калькуляционной бухгалтерии.

Калькуляционный учёт в то время заключался в составлении предварительных смет: определении затрат на конкретную дату; разработке механизма контроля за издержками и их изменениями; выявлении положительных и отрицательных отклонений от ранее составленных смет; проведении оперативного анализа выявленных отклонений и регулировании издержек производства.

Изменившимся производственным отношениям должен был соответствовать новый подход к организации бухгалтерского учёта и его составных частей.

Прежде всего, видоизменились цели управления и, отсюда, изменились требования к калькуляционному учёту. Требовалась калькуляция: по центрам ответственности — для контроля за соблюдением технологических процессов и деятельностью подразделений, в которых они происходят; по наименованиям изделий - для исчисления полных издержек и цен на изделия; по видам продукции - для расчета частичных издержек и контроля за инвестициями.

Таким образом, разные виды себестоимости необходимы для различных целей управления. Все это привело к созданию внутренней производственной бухгалтерии, которая была организована по децентрализованному принципу. Под децентрализацией управленческого учёта понимают создание информационной системы предприятия с детально проработанными формами и методами коммуникационной связи между подразделениями; обеспечение оперативности сбора и обработки информации; текущее планирование деятельности структурных подразделений; оперативный контроль за уровнем расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Собственников предприятия, акционеров, поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые органы, интересует другая информация: об изменении доли собственного капитала, об эффективности инвестиций, о доходах и эффективности использования ресурсов и т. п.

В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы. Экономическая информация представляет собой такой вид информации, которая последовательно и полно отражает производственно-хозяйственную деятельность предприятия. В свою очередь, экономическая информация подразделяемся на следующие виды: плановую, нормативно-справочную и учётную.

Плановая информация содержит данные для выбора действий, которые могут быть предприняты в будущем. Основное содержание этого вида информации составляет технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

Нормативно-справочная информация является связующим звеном между остальными видами экономической информации. Состав нормативно-справочной информации определяется типом производства, номенклатурой и сложностью выпускаемых изделий, технологией и организацией производства, внутрипроизводственным разделением труда, уровнем развития внутренних хозяйственных связей. Эти признаки являются основополагающими в применении методов технико-экономического и оперативно-производственного планирования учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Учётная информация, как и другие виды экономической информации, имеет общие черты, принципы и объекты с нормативно-справочной и плановой информацией. Учётная информационная система включает стадии сбора, изменения первичных данных; регистрации, передачи в вычислительные центры ил и аппарат управления для обработки данных для оперативного управления, накапливания и группировки данных по потокам и определенным принципам, формирования сводной информации и производство расчетов, используемых в аналитической и синтетическом учёте, составления внутренней и внешней отчетности.

В процессе деятельности на предприятии возникает большой объем оперативной информации.

Первичная информация обеспечивает исходными данными финансовый и управленческий учёт.

Финансовый учёт готовит информацию для внутренних и внешних пользователей, используя при этом общие для всех предприятий правила ведения.

Большой объём первичной информации не позволяет менеджерам полностью её осмыслить, проанализировать и использовать в своей работе, Они должны при выполнении своих обязанностей оперировать краткими обзорами и по другому сгруппированной информацией. Учётная информация, специально подготовленная для руководителей разных уровней управления, называется управленческой учётной информацией.

Разделение бухгалтерского учёта на две отрасли: финансовый учёт и управленческий, повлекло за собой организацию двух бухгалтерий, которые имеют свои конкретные цели и задачи Построение системы информации предопределено национальными особенностями, размерами предприятий, характеристикой выпускаемых продуктов и принципами управления.

В информационной системе предприятия управленческий учёт представлен процессом наблюдения, измерения, сбора и обработки информации для руководителей разных уровнен управления для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью структурных подразделений и предприятия в целом.

Данные управленческого учёта предназначены для внутренних потребителей информации, интересы которых персонифицированы и могут быть заранее известны. Для управленческого учёта не обязательны общие правила, вместо одного базисного правила (балансовое обобщение), используемого финансовым учётом, существуют три различных набора правил (расходы, доходы, активы); содержится больше приблизительных оценок; много информации в натуральном выражении; не обращается внимание на точность; разная информация для различных целей - учёт по центрам ответственности, учёт полной себестоимости и дифференцированный учёт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.