Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель общего равновесия






Общее равновесие - такое состояние экономики, когда спрос равен предложению на всех частичных конкурентных рынках одновременно

Первым, кто занялся поиском ответов на поставленные вопросы, был француз Леон Вальрас. Он предложил модель общего равновесия, условием достижения которого является выполнение условий равновесия спроса и предложения на всех частичных конкурентных рынках одновременно.

Мы уже познакомились в теме 2 с регулирующей ролью рыночных цен, которые подают сигналы как потребителям о необходимой коррекции спроса, так и производителям о необходимости изменять выпуск в соответствии с изменившимся спросом.

Например, увеличение стоимости установки стационарных телефонов приведёт к уменьшению объёма спроса на услуги телефонизации, спроса на телефонные аппараты; заставит потребителей переключиться на мобильную связь, что вызовет рост спроса на мобильные аппараты и цены как на них, так и на мобильные услуги. Вслед за этим уменьшится спрос на труд занятых производством и установкой стационарных телефонных аппаратов, а вслед за этим - и их заработная плата, что вызовет отток работников из этих сфер; вследствие этого зарплата начнёт увеличиваться. Но, с другой стороны, увеличится спрос на занятых в сфере производства мобильников и сопровождения мобильной связи, а, следовательно, и их заработная плата. Этот процесс будет сопровождаться притоком занятых из других отраслей, что снизит заработную плату в отрасли. И так далее…(см. рис. 6.1)

 

Рис. 6.1. Взаимосвязь рынков

 

Предыдущий 12345678Следующий

Рис. 6.1. А

Рис. 6.1. Б

Рис. 6.1. В

Рис. 6.1. Г

Рис. 6.1. Д

Рис. 6.1. Е

Рис. 6.1. Ж

Рис. 6.1. З

В условиях свободной конкуренции все участники обмена максимизируют полезность, что приводит к выравниванию спроса и предложения (т.е. установлению равновесия) на всех рынках. Это равновесие достигается методом проб и ошибок, " нащупыванием".

В качестве доказательства используем метод " от противного". Представим себе, что изначально цены на частичных рынках не совпадают с равновесными. Это приведёт к образованию дефицитов на одних рынках и излишков на других. Вслед за этим дефицитные рынки столкнутся с ростом цен, а избыточные - с их падением (не следует забывать, что рынки конкурентны!). Изменения цен будут продолжаться до тех пор, пока не будет " нащупан" равновесный вектор цен.

Из экономической практики

Своеобразным " побочным продуктом" модели общего конкурентного равновесия стала теория директивно-планового управления социалистической экономикой. " Невидимая рука рынка", выполнявшая специфическую роль аукциониста, нащупывавшего " золотую середину", была замещена государственным плановым органом, а процесс " нащупывания" превратился в итеративную процедуру согласования плана и цен.

Модель общего равновесия, как следует из её описания, обходится без регулирования процесса рыночного обмена извне. Однако если в обществе не производится и не приобретается ни одного блага - в рыночной системе координат (т.е. через куплю-продажу), то, строго говоря, мы находимся в состоянии общего равновесия, пусть и депрессивного, нулевого. Риторическим будет выглядеть вопрос, соответствует ли такое равновесие эффективному распределению ресурсов. Это означает, что мы подошли к необходимости рассмотреть модель общего равновесия под углом зрения эффективного распределения ресурсов, т.е. нас интересует не только наличие общего равновесия, но и его характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.