Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Методика расследования отдельных видов преступлений






Методика расследования отдельных видов преступлений

Учебно-методический комплекс

 

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.68 (521400) Юриспруденция

 

Магистерская программа 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; теория оперативно-розыскной деятельности»

Воронеж

 

Автор:

Асташов Михаил Александрович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты:

Пидусов Е.А., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Воронежского института МВД России

Просвирнин В.Г., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Центрального филиала ГОУ ВПО РАП

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»

 

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Центрального филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 1 от 30 августа 2011 г.)

 

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 1 от 28 сентября 2011 г.)

 

Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 29 августа 2012 г.)

 

©Российская академия правосудия, 2012

© Асташов М.А., 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………............10

Тематический план.................................................................................................11

Программа курса.....................................................................................................12

Планы семинарских занятий............................................................... ...................21

Планы практических занятий…………………………………………………....26

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя…………………………….…………................................34

Контрольные задания…….. …………………………………….. .……...............52

Литература...............................................................................................................67

Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………….71

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Методика расследования отдельных видов преступлений» играет важную роль в подготовке магистров по направлению 521408 – уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; теория оперативно-розыскной деятельности, она предполагает не только наличие у студентов знаний по дисциплине «Криминалистика», полученных в рамках подготовки бакалавров, но и углубленное изучение методик расследования отдельных видов и групп преступлений.

Основная цель учебного курса - сформировать у студентов углубленные знания основных положений методики расследования отдельных видов преступлений как одного из разделов криминалистики. Через изучение данного курса дисциплины результаты научных достижений криминалистической науки внедряются в практическую деятельность правоохранительных и правоприменительных органов, положительно воздействуя на ее результаты и, тем самым, повышая эффективность борьбы с преступностью.

В соответствии с этой целью основными задачами курса являются:

1) привить студентам глубокие и систематические знания теории методики расследования отдельных видов преступлений, сущности криминалистической деятельности;

2) сформировать у студентов устойчивые навыки применения специальных криминалистических знаний в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве в процессе предупреждения, выявления, расследования преступлений;

3) сформировать у студентов высокий уровень знаний в области криминалистики, умение эффективно использовать технико-криминалистические средства и методы в борьбе со всеми видами преступности.

Знание криминалистики и умение применять ее возможности в уголовном судопроизводстве необходимое условие профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, прокуратуры, судей и адвокатов.

Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений как заключительная часть криминалистики имеет своей основной и главной задачей вооружить правоохранительные органы научно-методическим комплексом знаний, необходимых для выработки навыков раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступлений в разных следственных ситуациях.

В то же время именно в рамках специфических методов расследования разных видов преступлений практически реализуются и все рекомендации криминалистической техники и тактики.

Методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика) представляет собой систему научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений конкретных видов и групп.

Криминалистическая методика является одним из разделов науки криминалистики и тесно связана с другими разделами данной науки – общей теорией, криминалистической техникой, криминалистической тактикой, а также с криминалистическими вопросами организации раскрытия и расследования преступлений.

Рекомендации, содержащиеся в криминалистической методике, обеспечивают возможность наиболее эффективного применения средств, приемов и методов, разработанных в других разделах криминалистики, при расследовании конкретных видов и групп преступлений.

В криминалистической методике выделяются две взаимосвязанные части: 1) общие положения; 2) методики расследования конкретных видов (групп) преступлений.

Принято считать, что к отдельным видам относятся преступления, различающиеся между собой по составам, т.е. по уголовно-правовому признаку (например, убийства, изнасилования, кражи и т.д.), а к отдельным группам – различающиеся по другим признакам (например, преступления, совершаемые несовершеннолетними, в составе организованной преступной группы и т.д.)

Требования к уровню подготовки магистра в рамках магистерской программы:

- знат ь основные положения и рекомендации криминалистической методики раскрытия и расследования отдельных видов, групп преступлений.

- уметь толковать и применять законы и другие нормативные акты; обеспечить соблюдение законодательства; применять правовые решения и совершать иные юридические действия в точности в соответствии с законом.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Методика расследования отдельных видов преступлений» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК): способность квалифицированно применять технико-криминалистические средства и методы в рамках уголовного и уголовно-процессуального законодательства в ходе производства по уголовному делу (ПК-2); готовность к выполнению должностных обязанностей, возлагаемых на дознавателя, следователя, эксперта, прокурора, судью по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления (ПК – 4); способность осуществлять предупреждение преступлений, выявлять причины и условия, способствовавшие их совершению (ПК – 5); способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты в области уголовно-процессуального права, криминалистики (ПК-7); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере уголовного судопроизводства (ПК-8); способность принимать оптимальные, законные и обоснованные решения при производстве по уголовному делу (ПК-9); способность квалифицированно проводить научные исследования в области криминалистики (ПК-11); способность преподавать курс методики расследования отдельных видов преступлений на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); способность эффективно осуществлять правовое, специальное криминалистическое воспитание (ПК-15).

- владеть технологией осуществления предварительной проверки заявлений о преступлениях; применением технико-криминалистических средств и методов получения и использования информации о преступлениях и его участниках; исходя из материальной обстановки на месте происшествия механизмом совершения преступления; формулировкой вопросов, подлежащих разрешению, при назначении экспертиз и предварительных исследований; в процессе раскрытия и расследования преступлений оперативно-справочными, розыскными, криминалистическими и иными формами учетов; методикой планирования расследование преступлений; тактическими приемами при проведении следственных действий и тактическими операциями; методиками и методическими рекомендациями расследования отдельных видов, групп преступлений.

Изучение спецкурса базируется на знаниях, полученных студентами в рамках изучения курсов: «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Судебная экспертиза», «Судебная медицина» и др.

Структурно спецкурс состоит из 16-ти взаимосвязанных тем.

Полученные знания углубляются на семинарских (практических) занятиях, которые проводятся с максимальным использованием обобщенных материалов практики борьбы с преступностью и личного опыта обучаемых, с их ориентацией на практические вопросы, с максимальным приближением обучения к конкретным ситуациям, складывающимся на практике.

Они проводятся и в форме групповых упражнений с использованием элементов деловых игр при выделении различных игровых ролей. На семинарских занятиях имитируются реальные ситуации, возникающие в процессе расследования преступлений, составляются процессуальные акты.

Моделирование следственных ситуаций осуществляется как на основе специальных компьютерных программ, так и на основе вводных задач. Для имитации следственных ситуаций и подачи вводных используются также видеозапись хода и результатов проведения на практике реальных следственных и судебных действий. На практических занятиях непосредственно используются технико-криминалистические средства. Проведение занятий предполагается на специально оборудованных учебных местах в классе криминалистики. Помимо указанных форм подготовки специалистов, в процессе обучения в межсессионный период достаточно эффективным и необходимым видом учебной работы является самостоятельная работа студента с нормативными материалами, учебниками и учебными пособиями, монографическими изданиями, а также с периодикой и иными источниками информации.

Курс методики расследования отдельных видов преступлений изучается в течение семестра и заканчивается сдачей зачета.

 

 

 

 


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость   3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Семинарские занятия  
Практические занятия  
Самостоятельная работа под руководством преподавателя  
Экзаменационная сессия  
Форма итогового контроля зачет

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.