Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример выполнения первого задания






Пример. Автомобиль – вездеход массой m =4000 кг, имея в точке А начальную скорость 𝑣 0=2 м/с, преодолевает препятствие ABCD в пересеченной местности, профиль которого характеризуется уклонами α 1=15°, α 2=10°, α 3=5° (рисунок 1.1). Длина участка АВ составляет 20м, время движения по участку ВС t 2=10с. Силы тяги по участкам составляют F 1 =12кН, F 2 = 0, F 3 = 0, силы сопротивления движению R 1=4 кН, R 2=4, 8 кН, R 3=6 кН. Определить скорости автомобиля в точках В и С, время движения t 3по участку CD до остановки в точке D и его длину 𝑙 3. Считая, что в точках перелома профиля В и С ударов не происходит, а скорость плавно изменяет свое направление, сохраняя модуль, автомобиль за время преодолевания препятствия ABCD не отрывается от поверхности последнего.

Рисунок 1.1 – Профиль препятствия

 

Решение

Рассмотрим движение автомобиля по участку АВ (рисунок 1.2).

На автомобиль действуют следующие внешние силы: сила тяжести , нормальная реакция грунта , сила внешнего сопротивления (сопротивление воздуха, сопротивление движению вследствие образования колеи и др.причин) 1, сила тяги 1 , являющаяся движущей силой.

Составим дифференциальное уравнение движения центра масс автомобиля в проекции на ось X:

(1.2)  
m = ∑ Fkx,

где m – масса автомобиля; x – координата его центра масс; Fkx - проекции внешних сил на ось x, действующих на автомобиль.

Оно в развернутом виде:

m = F1 R1 G sinα 1.

Откуда

(1.3)
.

 

Рисунок 1.2 – Расчетная схема для участка АВ

 

По исходным данным задачи на участке АВ:

(1.4)
- 9, 81∙ 0, 259 = 0, 21 м/с2.

(1.5)
Откуда, продифференцировав дважды по времени, получим:

(1.6)
= 0, 21 t + c1,

x= 0, 105 t 2+ c 1 t + c 2 .

По начальным условиям движения на участке АВ при t= 0: 0= =2 м/с, x0 =0. Следовательно, подставляя в (1.5) и (1.6) эти данные, получим:

c 1= 0= 2 м/ с, c 2=0.

(1.7)
Таким образом,

(1.8)
= 0, 21 t + 2,

x = 0, 105 t2 + 2 t.

Уравнение (1.8) является уравнением движения автомобиля на участке АВ.

Определим время t 1движения автомобиля по этому участку, использовав условие, что при t= t 1, x = =20 м.

Следовательно, получим:

.

Или

.

Откуда

.

Следовательно

t 1(1)=7, 24 с, t 1(2)= - 26, 28 с.

Из физических соображений t 1 > 0, поэтому принимаем t 1=7, 24 с.

Подставив значение t 1 в уравнение (1.7), определим скорость автомобиля в точке В:

vВ = 0, 21 t + 2 = 0, 21∙ 7, 24+2 = 3, 52 м/с.

Рассмотрим движение автомобиля по участку ВС (рисунок 1.3).

 

Рисунок 1.3 - Расчетная схема для участка ВС

 

На данном участке на автомобиль действуют внешние силы: сила тяжести , нормальная реакция , сила внешнего сопротивления (по условию задачи сила тяги F2 =0).

(1.9)
Применим на участке ВС теорему об изменении количества движения материальной точки в проекциях на ось Х:

m(vCxvBx) = ,

(1.10)
где vCx = vС, vBx = vB (см. рисунок 1.3), а сумма проекций импульсов внешних сил на ось x определяется следующим образом:

= (G sinα 2- R 2t = (G sinα 2- R 2) t 2,

так как Δ t = t 2- 0= t 2.

Подставляя эти значения в (1.9), получим:

(1.11)
m(vС - vB) = (G sinα 2- R 2) t 2.

Откуда с учетом G = mg получим:

(1.12)
vС = vB +(g∙ sinα 2- ) t 2.

Подставляя в (1.12) численные значения, находим:

vС =3, 52+(9, 81∙ 0, 174 – )∙ 10=8, 59 м/с.

Наконец, рассмотрим движение автомобиля по участку CD (рис.1.4).

 

Рисунок 1.4 – Расчетная схема для участка CD

 

На автомобиль действуют внешние силы: сила тяжести , реакция грунта 3, сила внешнего сопротивления 3 (по условию задачи сила тяги F3 =0).

Дифференциальное уравнение движения центра масс автомобиля на участке CD:

m = = - R3 - G sinα 3.

Откуда с учетом G = mg

(1.13)
.

По данным примера R 3=6кН, α 3=5°.

(1.14)
Следовательно

= - 9, 81∙ 0, 087=-2, 35 м/с2.

(1.15)
Интегрируя данное выражение дважды по времени, получим:

(1.16)
=-2, 35 t + c 5,

x = -1, 17 t 2+ c 5+ c 6 .

Постоянные интегрирования определяем по начальным условиям при t =0, 0=𝑣 С = 8, 59 м/с, x 0=0.

Подставив эти значения в (1.15) и (1.16), получим:

c 5=8, 59 м/с, c 6= 0.

(1.17)
Следовательно, на этом участке

= -2, 35 t + 8, 59,

(1.18)
x = -1, 17 t 2+ 8, 59.

Время движения автомобиля на участке CDt = t 3определяем из уравнения (1.17), пользуясь условием, что в точке D скорость vD = 0, т.к. автомобиль останавливается. Из (1.17) получаем:

0 =- 2, 35 t 3+8, 59.

Откуда t = = 3, 65 c.

Длину участка CD пути находим из уравнения (1.18), подставив в него время t=t 3:

𝑙 = - 1, 17 t 2 +8, 59 t = -1, 17∙ 3, 65+8, 59∙ 3, 65 = 15, 77 м.

Пользуясь результатами расчетов, построим в соответствующих масштабах графики движения, скорости и ускорения автомобиля для каждого участка дороги.

Для построения названных графиков на участке АВ используем соответственно выражения (1.8), (1.7) и (1.4). При этом учтем, что время t нахождения автомобиля на этом участке изменяется от 0 до 7, 24 с.

Для участка CD графики движения, скорости и ускорения определяются соответственно выражениями (1.18), (1.17) и (1.14). Заметим, при построении графиков отсчет времени t ведется с момента времени, соответствующего началу участка, то есть в точке С принимается t =0.

На участке ВС автомобиль движется равноускоренно с ускорением

(1.19)
а = = = 0, 507 м/с2.

(1.20)
Следовательно, уравнениями движения и скорости на данном участке соответственно являются:

(1.21)
x 2 = 3, 52 t+ 0, 507 t 2/2,

𝑣 2 = 3, 52+0, 507 t.

При этом время t изменяется от 0 до 10с.

В соответствии с зависимостями (1.4), (1.7), (1.8), (1.14), (1.17), (1.18), (1.19), (1.20) и (1.21) формируем массивы данных для построения графиков движения, скорости и ускорения автомобиля (таблица.1.2).

Таблица 1.2 – Массив данных для построения графиков движения, скорости и ускорения автомобиля

Участок AB t, c                 7, 24  
x1 , м   2, 1 4, 4 6, 9 9, 7 12, 6 15, 8 19, 1    
𝑣 1, м/с   2, 21 2, 42 2, 63 2, 84 3, 05 3, 26 3, 47 3, 52  
a 1 м/с2 0, 21
Участок BC t, c                        
x 2, м   3, 77 8, 05 12, 84 18, 14 23, 94 30, 25 37, 06 44, 38 52, 21 60, 55  
𝑣 2, м/с 3, 52 4, 03 4, 53 5, 04 5, 55 6, 05 6, 56 7, 07 7, 58 8, 08 8, 59  
а 2, м/с2 0, 507  
Участок CD t, c         3, 65    
x3, м   7, 42 12, 5 15, 24 15, 77  
𝑣 3, м/с 8, 59 6, 24 3, 89 1, 54      
a 3 м/с2 -2, 35  

 

На рисунках 1.5, 1.6 и 1.7 сверху показаны графики движений автомобиля соответственно на участках АВ, ВС, и CD. Ниже на тех же рисунках изображены для этих движений графики скоростей и ускорений.

а)

 

б)

 

в)

 

Рисунок 1.5 – Графики движения (а), скорости (б) и ускорения (в) автомобиля на участке АВ пути

а)

 

б)

 

в)

 

Рисунок 1.6 – Графики движения (а), скорости (б) и ускорения (в) автомобиля на участке ВС пути

а)

 

б)

 

в)

 

Рисунок 1.7 – Графики движения (а), скорости (б) и ускорения (в) автомобиля на участке CD пути

Автомобиль преодолевает участок АВ препятствия длины 20 м за 7, 24с.

Совершает движение равноускоренно с ускорением a 1=0, 21 м/с2. При этом скорость его возрастает от 2 до 3, 52 м/с.

На участке ВС движение также равнопеременное, ускорение равно 0, 507 м/с2. На этом участке скорость автомобиля изменяется от 3, 52 м/с до 8, 59 м/с. Автомобиль преодолевает данный участок длины 60, 55 м за 10 с.

На участке CD сила тяги равна 0, автомобиль движется по инерции равнозамедленно до полной остановки в течение 3, 65 с. При этом длина участка пути составляет 15, 77м.

Содержание второго задания

Механическая система, состоящая из трех или четырех тел, приходит в движение под действием сил тяжести из состояния покоя. Начальное положение системы показано на рисунках 2.1-2.5. Учитывая трение скольжения тела 1 (варианты 1, 3-6, 8-10, 16, 18, 21, 24, 26, 27, 29, 30) и тела 4 (варианты 7, 12, 13, 22, 23, 25), а также трение качения тела 3 (варианты 2, 4, 6-8, 10, 12, 13, 17, 18, 22, 23, 25) и тела 4 (варианты 11, 14-16, 19, 20, 27-29), пренебрегая другими силами сопротивления и массами нитей, предполагаемых нерастяжимыми, определить:

1. Скорость тела 1 в тот момент времени, когда пройденный им путь станет равным S 1.

2. Ускорения тел, движущихся поступательно и ускорения центров масс тел, совершающих плоскопараллельное движение; угловые ускорения тел, совершающих вращательное и плоскопараллельное движения.

3. Реакции внешних и внутренних связей системы.

4. Выбрав в качестве обобщенной координаты пройденный телом 1 путь S и составив уравнение Лагранжа второго рода, найти зависимости = f 1(t), = f 2(t) и S= f 3(t). Полученные зависимости изобразить графически в пределах движения 0< S < S1 заданной системы.

Необходимые для расчета данные приведены в таблицах 2.1 и 2.2. Блоки и катки, радиус инерции которых в таблицах не указаны, считать однородными сплошными цилиндрами.

В задании приняты следующие обозначения: m 1, m 2, m 3, m 4 – массы тел 1, 2, 3, 4; i 2 x, i 3 x – радиусы инерции тел 2 и 3 относительно осей, проходящих через их центры масс перпендикулярно к плоскости движения; f – коэффициент трения скольжения; δ – коэффициент трения качения тела.

 

R2 = R, r2 = r R3 = 0, 075R

 

R2 = R, r2 = r, r3 =1, 2r

R2 = R, r2 = r  

 
R2 = R, r2 = r, r3 =0, 8r  

R2 = R3 = R, r3 = r  

R3 = R, r3 = r, R2 =0, 75R  

 

Рисунок 2.1

R2 = 0, 8R, R3 =R, r3 = r  

R2 = 0, 75R, R3 = R, r3 = r  

R2 = R, R3 = 1, 2R, r3 = r  

 
R2 = R, r2 = r, R3 = 0, 5R  

R2 = R3 = R, r2 = r, R4 = 0, 75R  

 
R2 = R, r2 = r, r3 = 0, 75r  

 

Рисунок 2.2

R2 = 0, 75R, R3 = R, r3 = r  

R2 = R, r2 = r, R4 =0, 8R  

R2 = R, r2 = r, R3 = 0, 8R, r3 = 0, 9r, R4 = r  

 

R2 = R, r2 = r, R3 = 1, 1R, r3 = r, R4 = 0, 4R  

R2 = R, r2 = r, R3 = 1, 1R, r3 = 1, 25r

R2 = R, r2 = r, R3 = 0, 7R, r3 = 0, 75r  

 

Рисунок 2.3

R2 = R, r2 = r, R3 = 0, 8R, r3 = 0, 9r, R4 = 0, 7R  

R2 = R, r2 = r, R3 = 0, 8R, R4 = 0, 7R  

R2 = R, r2 = r

R2 = R, r2 = r R3 = 0, 75R, r3 = 0, 5r  

R2 = R, R3 = 0, 8R, r3 = r  

R2 = R, R3 = 1, 2R, r3 = r  

 

Рисунок 2.4

R2 = R, r2 = r, R3 = 0, 8R  

R2 = R, r2 = r  

R2 = R, r2 = r, R3 = 0, 8R, r3 = 0, 75r, R4 = 0, 7R  

R2 = R, r2 = r, R3 = 0, 75R, r3 = 0, 7r, R4 = 0, 6R  

R2 = R, r2 = r, R3 = 1, 2R, r3 =1, 2r, R4 = 0, 8R  

R2 = R, R3 = 0, 75R, r3 = r  

 

Рисунок 2.5

Таблица 2.1 – Исходные данные ко второму заданию

Вар. № m1 m2 m3 m4 i2x i3x f δ, м
  8 m 3 m m m r - 0, 2 -
  5 m m m - r - - 0, 001
  m 5 m m m r - 0, 2 -
  6 m 2 m m - - 0, 1 0, 001
  4 m m m m - 1, 5 0, 15 -
  3 m m 2 m - - 1, 2 0, 2 0, 001
  4 m 2 m m m - 0, 15 0, 001
  4 m m 2 m - - 1, 5 0, 1 0, 0015
  8 m 2 m m 2 m - 0, 1 -
  5 m m m - 1, 5 - 0, 1 0, 001
  6 m 2 m m m - - 0, 0015
  4 m 2 m m m - 0, 2 0, 0015
  6 m m 2 m 4 m - 1, 5 0, 1 0, 001
  2 m m 2 m m - - 0, 001
  6 m 3 m 2 m m 1, 5 - 0, 0015
  8 m 2 m 3 m m 0, 15 0, 001
  5 m m m - - 0, 002
  4 m 2 m m - 0, 1 0, 001
  6 m 3 m 2 m m 1, 3 1, 2 - 0, 001
  m 2 m m m 1, 4 - - 0, 0015
  4 m 2 m m m - 0, 1 -
  3 m 2 m 2 m m 0, 1 0, 001
  4 m m m 4 m - 0, 1 0, 0005
  8 m m 2 m m - 0, 15 -
  8 m 2 m m 3 m - 0, 15 0, 001
  8 m m 2 m 2 m 1, 2 - 0, 1 -
  4 m m m m 0, 15 0, 001
  m 3 m 2 m m - 0, 001
  m 3 m 4 m m 1, 4 0, 1 0, 0005
  8 m m m m - 1, 2 0, 1 -

 

Таблица 2.2 – Дополнительные сведения ко второму заданию

 

№ группы m, кг r, м s, м
      0, 30 1, 0
  2, 25   0, 22 0, 8
      0, 25 0, 5
  1, 75   0, 35 0, 3
  2, 5   0, 20 0, 6
  2, 75   0, 27 0, 4

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.