Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика беспризорности и безнадзорности современных подро-стков






1. Проблема беспризорности и безнадзорности подростков в педагогической теории и практике

2. Анализ программы «Профилактика безнадзорности и беспризорности пра-вонарушений несовершеннолетних»

В проекте Государственной программы «Развитие воспитания детей в Рос-сийской Федерации до 2010 года» отмечается, что происходящие в России пози-тивные процессы, связанные, прежде всего, со стабилизацией общественной жиз-ни, социально-экономического положения людей, модернизацией образования, создают благоприятные условия для интенсивного развития в стране социального института воспитания, повышения его социального статуса и воспитательного по-тенциала, достижения качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающего поколения.

В конце 90-х годов наметились положительные тенденции, определяющие перспективы развития воспитания как приоритетной сферы социальной жизни страны и способствующие осмыслению объективного состояния и сущности вос-питательной ситуации в стране. Создаются реальные условия для проявления творческих способностей молодых людей в выборе содержания и форм образова-ния, в самоопределении собственных инициатив.

Современные подростки больше информированы о процессах, происходя-щих в различных областях науки, техники и социальной жизни, динамично овла-девают современными коммуникативными продуктами и технологиями, более конструктивно воспринимают воспитательные воздействия. В детском общест-венном движении особое место занимают проблемы толерантности, противодей-ствия терроризму, воспитание в духе мира и взаимопонимания между народами, охраны окружающей среды, здорового образа жизни, досуга, защиты своих прав.

 

 

Однако принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитание коренным образом. Не преодолены последствия кризисных явлений постсоветского российского общества, выразившиеся в резком снижении воспи-тательного потенциала таких ведущих институтов воспитания как семья, учреж-дения образования, культуры, спорта, социальной защиты населения. Наблюдае-мые негативные явления: обострение экономического кризиса, увеличение мас-штабов безработицы, длительные военные конфликты, приводят к тому, что раз-меры детской беспризорности и безнадзорности стремительно растут.

В этих условиях возникает необходимость качественного анализа состояния проблемы профилактики беспризорности и безнадзорности подростков и разра-ботки на этой основе концептуальных подходов к процессу воспитания подрас-тающего поколения.

В словаре СИ. Ожегова дается следующее определение: «безнадзорный» - лишенный надзора»; «беспризорный: 1) лишенный присмотра; 2) бездомный, жи-вущий на улице».

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы про-филактики безнадзорности и правонарушений» от 24.06.99. №120-ФЗ безнадзор-ным признается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутст-вует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей.

Под беспризорностью (детской) понимается отсутствие у детей и подрост-ков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или госу-дарственного попечения и систематического воспитательного воздействия в ре-зультате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учрежде-ния и тому подобных причин. По-существу, беспризорность трактуется как отсут-ствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педаго-гического надзора и нормальных условий жизни.

Характеризуя проблему беспризорности, Е.Г. Слуцкий отмечает, что ни од-на официальная служба не располагает точными данными о количестве беспри-зорных в России. По разным источникам число беспризорных детей в России, в

 

 

одних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других - от полутора до двух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими причинами, в частности, трудностями при их выявлении и учете. Большинство из тех, кто по долгу службы работает с детьми, пришли к вы-воду о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.

К отличительным признакам беспризорности относятся: полное прекраще-ние всякой связи с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчи-нение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «автори-тетами». Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных при-знаков отличает беспризорного ребенка от других детей.

Под безнадзорностью (детской) понимается отрыв несовершеннолетнего в той или иной мере от непосредственной социальной среды, организующей его по-ведение в соответствии с требованием общества, разрушение его социальных свя-зей. То есть дети, именующиеся безнадзорными, проживают в своей семье, но контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны ро-дителей практически отсутствует, по сути, они предоставлены сами себе.

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоцио-нальная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и нахо-дятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети за-брасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровож-дению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ре-бенка. В Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних» (1997), а затем и в Федеральном законе РФ

 

 

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди не-совершеннолетних» (1999) обращается внимание на увеличение количества без-надзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой катего-рии: потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или са-мовольно ушедшие из семей; убежавшие из интернатных учреждений; выпускни-ки интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое во-ровство; употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещест-ва; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуаль-ных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность, осужденные условно и др. - всего 14 категорий.

Таким образом, безнадзорным признается ребенок, воспитание, обучение и (или) содержание которого осуществляется родителями или законными предста-вителями либо должностными лицами; беспризорный - это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Следует согласиться с мнением Н.А. Галагузовой о том, что в доперестро-ечный период общество уделяло недостаточно внимания проблеме беспризорно-сти и безнадзорности, фактически оно не решало проблемы данных детей, а ско-рее их «консервировало».

Анализируя проблему безнадзорности и беспризорности несовершеннолет-них, Л. Лаврова отмечает, что нынешняя ситуация в России с беспризорностью и сопутствующими ей наркоманией, проституцией, преступностью пока слабо осознается обществом как катастрофа. В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегает 20 тыс. детей, а из дома - около 50 тыс., примерно 10% из них погибает.

Сравнивая современных беспризорников с детьми Великой Отечественной войны, В. Шкварко указывает, что в блокадном Ленинграде по улицам не бродили брошенные на произвол судьбы, просящие милостыню, дети. В городе царила об-становка доброты, взаимовыручки, самоотверженной заботы о спасении детей.

 

 

Дети Великой Отечественной войны, пройдя суровую школу жизни военных лет, были в большинстве своем жизнедеятельны и трудолюбивы, отличались усердием и дисциплинированностью, инициативностью и раскованностью. Эти качества широко распахнули перед многими из них двери в творческую деятельность, нау-ку, технику, культуру и искусство.

К сожалению, современные российские дети на рубеже двух тысячелетий становятся объектом насилия, превращаются в бомжей, добывающих пропитание путем попрошайничества, мелких преступлений и проституции.

Принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году Конвенция о правах ребенка явилась продолжением общей гуманистической линии, проводимой меж-дународным сообществом в защиту прав и свобод человека. В отличие от ранее принятых международных актов (Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 году в рамках Лиги Наций; Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году) Конвенция по-новому ставит вопрос о правах детей. Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассмат-ривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считает необходимым создание благоприятных ус-ловий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, считая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитание его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и со-лидарности».

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Вер-ховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской федерации как его правопреемника. Правительство Российской Федерации, под-писав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответ-ствующие акты, но и стимулировать правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства.

 

 

29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс Российской Федера-ции. В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семей-ных отношениях, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Се-мейным кодексом Российской Федерации ребенку предоставлено право самостоя-тельно обращаться за защитой в органы опеки попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Органы опеки и попечительства обязаны принять необхо-димые меры. Важно учитывать то обстоятельство, что законодательством ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопро-са, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого су-дебного административного разбирательства. Мнение ребенка имеет большое значение при решении вопросов лишения родительских прав, передачи на воспи-тание одному из родителей, при определении места его проживания и т.д. Изме-нение имени и фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских пра-вах, усыновление, помещение в приемную семью происходят только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

В то же время в Семейном кодексе РФ определены права и обязанности ро-дителей, и рассматриваются они в контексте интересов ребенка: они не могут вступать в противоречие с его интересами, осуществляться в ущерб его правам. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или экс-плуатацию детей. Исковые требования в части ограничения родительских прав предъявляются органами опеки и попечительства к психически нездоровым роди-телям, которые не могут осуществлять воспитание детей, контролировать их по-ступки, обеспечивать их питанием и одеждой, так как сами нуждаются в постоян-ном медицинском контроле. В таких случаях срок ограничения родительских прав не оговаривается. Судебное решение принимается на основании медицинского заключения органов опеки и попечительства. Одновременно предусматривается ограничение родительских прав на срок до 6 месяцев в тех случаях, когда поведе-ние родителей имеет негативный характер, но нет достаточных оснований для

 

 

лишения родительских прав (например, употребление спиртных напитков, но не на грани алкоголизма). Если в течение срока, обозначенного судом, родители не изменили своего поведения, органы опеки и попечительства обращаются в суд с иском о лишении родительских прав. Государство защищает интересы несовер-шеннолетних, оставшихся без родительского внимания и попечения. В соответст-вии с законом, формами воспитания таких детей могут быть усыновление, опека и попечительство, семейные детские дома (приемные семьи). В Кодекс включена глава о приемной семье - принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

На органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления зако-ном возложена обязанность обеспечения защиты прав и интересов детей, а также непосредственного выявления детей, оставшихся без попечения родителей, детей, в отношении которых допускаются нарушения их прав и законных интересов; ве-дения учета таких детей; принятия мер к устройству детей, оставшихся без попе-чения родителей (детей-сирот и социальных сирот). Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается.

Органы опеки и попечительства обязаны в течение 3-х дней со дня получе-ния таких сведений провести обследование условий жизни детей и при установ-лении факта отсутствия родительского попечения (или попечения со стороны родственников) обеспечить защиту прав и интересов детей до решения вопроса об их устройстве. Вопросы об устройстве решаются в течение месяца.

При отсутствии других возможностей устройства дети передаются в учреж-дения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конкретные формы устройства детей с учетом конкретных возможностей определяются орга-нами опеки и попечительства. Они же обязаны осуществлять последующий кон-троль за условиями их содержания, воспитания и образования.

24 июня 1999 года был принят Федеральный Закон № 120 «Об основах сис-темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

 

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Феде-рации и общепризнанными нормами международного права устанавливает осно-вы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; назы-вает категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилак-тическая работа (гл. 1, ст.5), их права (гл. 1, ст.8).

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних включает в себя деятельность следующих учреждений и органов (гл. 1, ст.4): комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, ор-ганы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществ-ляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федера-ции.

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учрежде-ний для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защи-ты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном Законе «О соци-альном обслуживании населения в Российской Федерации», распоряжении Пра-вительства Российской Федерации, Постановлении Правительства РФ, утвердив-шем Положение «О специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Правительством РФ принято Постановление «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несо-вершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений».

 

 

Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, осуществляется работниками специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуж-дающихся в социальной реабилитации, в которых находятся несовершеннолет-ние, при получении согласия родителей (их законных представителей) на возвра-щение им детей.

В случае отказа родителей (их законных представителей) принять несовер-шеннолетних в семью или наличия обращения несовершеннолетнего о невозмож-ности возвращения в семью в связи с имеющейся трудной жизненной ситуацией, несовершеннолетние возвращаются в места их проживания и помещаются в уста-новленном порядке в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Перевозка несовершеннолетних, са-мовольно ушедших из семей, может также осуществляться непосредственно ро-дителями (их законными представителями).

25 августа 2000 года Правительством Российской Федерации принято По-становление № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положе-ния детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы». Одно из важнейших мест занимает программа «Профилактика, безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних», государственным заказчиком которой выступило Министерст-во труда и социального развития Российской Федерации. Цель Программы в ук-реплении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних, создании условий для социальной, психолого-педагогической, меди-цинской помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Программа разработана на основе предложений органов ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов ис-полнительной власти - основных разработчиков Программы и с учетом опыта реализации федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 1997-1999 годах. Программой преду-смотрено решение следующих задач:

 

 

- совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие уч-реждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

- осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеурочное время;

- дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ук-репление их материально-технической базы;

- создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;

- проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведе-ния несовершеннолетних, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов.

Специалисты по социальной работе, социальные педагоги, занимающиеся решением проблем детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, должны ознакомиться со следующими документами, изданными в последние го-ды:

- «О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений» (письмо министра образования от 06.11.2001 № 1313/28-5);

- «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности» (приказ от 29.01.02 № 237);

 

 

-«О создании оперативного штаба по профилактике детской беспризорно-сти и безнадзорности» (приказ министра образования от 29.01.2002 № 238);

- «Об организации работы по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» (приказ министра образования от 18.04.2002 № 1490);

- «Об организации работы по ведению государственного банка данных о де-тях, оставшихся без попечения родителей» (приказ министра образования от 28.06.2002 № 2482);

- «О мерах государственной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечительства родителей, в том числе детей, переданных на усыновление ино-странным гражданам и проживающим за пределами РФ» (рекомендации парла-ментских слушаний Госдумы ФС РФ).

3 октября 2002 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы. Одной из подпрограмм является «Профилактика безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних». Цель подпрограммы - в укреплении системы профи-лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создании усло-вий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Мероприятия подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонару-шений несовершеннолетних» включают в себя следующее.

1. Создание технологии сбора информации о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Внедрение электронной информационной системы выявления и учета де-тей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3. Поддержку деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (осна-щение компьютерной техникой и оргтехникой, программным продуктом).

 

4. Реализацию опытно-экспериментальных (пилотных) проектов.

5. Создание теле- и радиопередач по вопросам профилактики безнадзорно-сти и правонарушений несовершеннолетних.

6. Создание теле- и видеофильмов об опыте деятельности учреждений сис-темы профилактики.

7. Целевую поддержку в ресурсном обеспечении вновь создающихся спе-циализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в соци-альной реабилитации.

8. Обеспечение реабилитационным, технологическим, бытовым оборудова-нием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой: специа-лизированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центров помощи семье и детям системы социальной защиты насе-ления; учреждений системы образования (специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреж-дений дополнительного образования детей, общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, кадетских школ и кадетских школ-интернатов); воспитательных колоний Минюста России; центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

9. Проведение профильных (тематических) смен для воспитанников спе-циализированных учреждений для несовершеннолетних, образовательных кадет-ских учреждений.

10. Организацию профильных лагерей для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

11. Проведение общероссийских и межрегиональных спортивных меро-приятий для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

12. Разработку новых социальных технологий, форм и методов работы по предупреждению и ликвидации последствий семейного насилия и жестокого об-ращения с детьми.

 

13. Изучение состояния и перспектив системы социальных учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности несовершен-нолетних, прогнозирование ее развития.

14. Анализ ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью в Рос-сийской Федерации, причин возникновения и социальных характеристик, прогно-зирование социальных последствий детской безнадзорности и беспризорности.

15. Научно-методическое сопровождение опытно – экспериментальных (пилотных) проектов.

16. Научное обеспечение создания электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

17. Обеспечение мониторинга межведомственного взаимодействия субъек-тов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них на федеральном и региональном уровне.

18. Информационное обеспечение реализации подпрограммы, выпуск со-циальной рекламы, посвященной вопросам профилактики безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних.

Предполагается, что по результатам реализации подпрограммы «Профилак-тика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

- значительно снизится численность беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психо-тропными веществами, алкоголем, а также сократится число правонарушений не-совершеннолетних;

- расширится сеть специализированных учреждений для несовершеннолет-них, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 единиц) и учреждений помощи детям и семьям (до 2026 единиц);

- укрепится материально-техническая база более 300 учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- увеличится на одну треть количество получивших помощь несовершенно-летних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

 

 

- увеличится объем и повысится качество социальных услуг, предоставляе-мых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.

Анализ современного состояния практики профилактической работы с под-ростками в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений позволил выявить ряд противоречий, разрешение которых позволит повысить эффектив-ность профилактической работы с беспризорными и безнадзорными детьми:

- между потребностью подростков в определении своего места в системе общественных отношений, стремлением быть признанным во взрослом обществе и отсутствием реальных условий для выхода подростков на серьезные общест-венно полезные дела;

- между объективной необходимостью реализации идеи общественной на-правленности деятельности в подростковых объединениях и увеличением прагма-тической направленности подростков в контексте личностного саморазвития;

- между необходимостью структурирования подросткового возраста как со-циального явления и отстранением государственных и общественных форм обра-зовательно-воспитательных учреждений от воспитательно-образовательного про-цесса, реализации педагогически оправданных психических новообразований.

Таким образом, проблема профилактики детской безнадзорности и беспри-зорности сегодня оказывается наиболее приоритетной. Кризисные явления: про-цессы в семье, социальная напряженность в обществе и в семейных отношениях, усиливающееся школьное неблагополучие, широкий криминогенный фон обще-ственной жизни приводят к тому, что беспризорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, оказываются на улице, приобретая негативный социальный опыт; попадают в руки криминальных элементов, которые используют их в своих пре-ступных целях; приучаются к пьянству, наркотикам, половым связям. Все это де-формирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.

 

 

Эти тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.